Научно-методическая работа Формирование гражданственности и правовой культуры на уроках музыки


Научно-методическая работа
«Формирование гражданственности и правовой культуры на уроках музыки»
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силой патриотизма ».
Н. Г. Чернышевский
В ходе преподавания уроков музыки я проводила научно-методическую работу по теме «Формирование гражданственности и правовой культуры на уроках музыки ». Над этой темой я продолжаю работать и сейчас. Мною были разработаны методические рекомендации по формированию гражданской позиции школьников.
Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества. Основной целью гражданского воспитания на уроках является передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитие на этой основе положительных свойств личности. При этом ставятся следующие задачи:
Воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений и духовных потребностей школьников. Воспитание любви к Родине, её истории.
Формирование гордости за вклад, внесённый российскими композиторами в мировую культуру.
Становление любви к народной музыки, обогащение знаний музыкальной культуры родного края, его традиций и обрядов.
Музыка является одним из видов искусства. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл. Методика музыкального воспитания предусматривает связь музыки, как школьного предмета с другими близкими ему предметами; поэтому, практически, на каждом уроке осуществляется межпредметная связь. Это необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирование их духовной культуры.
Произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощённых в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.
Какие же пути по формированию гражданственности у детей в процессе общения с музыкой можно обозначить?
Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства.
Так как я работаю в разных возрастных категориях, то и задания я тоже использую разные. В начальной школе – это диалогическое общение. Здесь важно не только задать вопрос, но и услышать ответ. И пусть он будет оригинальный, противоречивый, но в нём будет индивидуальность и личностная окрашенность. В уроках осуществляется тесная связь музыки с литературой и живописью. Ребята через рисунки передают чувства и настроения, воплощённые в том или ином музыкальном произведении. Одним из ведущих методов является метод дискуссионности, своеобразной «конфликтности». Польза этих дискуссий заключается в самом поиске вслух, определение своего личного взгляда на этот предмет.
Гражданское воспитание невозможно без обращения к музыкальному фольклору. Фольклор даёт возможность детям глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Здесь я обращаюсь к краеведческому материалу. Наиболее простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальной школы могут служить русские народные песни, прибаутки, частушки, а так же обрядовые песни. На уроках учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием жанров русских народных песен. О любви русского народа к природе, о тяжёлой доли крестьян они узнают из простых протяжных песен. Былины и исторические песни знакомят ребят с образами русских богатырей и русских полководцев. Эти произведения воспитывают чувство гордости и любви к своей Родине, к своей истории. Фольклор помогает расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и истории, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта своего народа.
«Патриотизм немыслим без чувства родной природы и любви к ней» . Именно из этих чувств рождалось искусство русских композиторов.
На уроках музыки учащиеся знакомятся с сочинениями «русской школы» 19 века. Большая часть их связана с событиями истории, литературно-драматическими сюжетами, народными сказками, эпосом. Примером может служить «Богатырская симфония» Бородина, в которой воплощены образы далёкого прошлого нашей Родины, которую слушают и разбирают учащиеся. На уроках используются иллюстрации картин Васнецова «Три богатыря». Музыка помогает учащимся воспитывать в себе чувства гражданского долга и патриотизма, и необходимости служения Родине.
Разбирая и анализируя музыку первой части Симфонии №7 Д. Д. Шостаковича, учащиеся подходят к осознанию того, что Шостакович средствами музыки передал в произведении глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, страшных силах, враждебных человеку; раскрыл борьбу двух начал: добра и зла.
После прослушивания можно предложить следующие вопросы для обсуждения: что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после её первого исполнения? Во имя чего совершаются подвиги?
Эту тему мы продолжаем, знакомясь с музыкой ХХ века.