Мое открытие…(По сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок»)


Тема: «Мое открытие…» (По сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок»)Цели урока:- подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;- сформировать и развивать нравственные и эстетические чувства учащихся на основе чтения сказки А.Платонова;
- воспитывать милосердие, доброту, уважение, сострадание к ближнему.
По типу: урок-погружение
Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.Ход урока
I. Орг.момент (настрой на восприятие)
-«Руки вверх»-тянемся к знаниям;
-«руки назад»-оставляем позади неудачи;
-«рывком вперед»-забираем накопившийся опыт;
-«пожимаем руки друг другу»-делимся своими знаниями, опытом;
-«улыбки дарим друг другу, гостям»-пусть « от улыбки станет всем светлей»
Вступительное слово учителя- Знаете, ребята, есть такое увлекательнейшее занятие – совершать открытия. Вы, конечно, знаете, что такое открытие, и сейчас подскажете мне, что можно открывать. На доске составляем кластер со словом «открытие», дети добавляют к этому слову понятия, связанные с ним: континенты, страны, звёзды, виды растений, законы природы, науки. Этот приём позволяет органично подвести детей к теме урока.
Интересно, а вы в своей жизни сделали хотя бы маленькие открытия? Расскажите о них. Ответная реакция детей на вопрос.
- Как вы думаете, а на уроке можно что – нибудь открывать? Правильно, на уроке мы будем открывать новое знание. Значит, тема нашего урока…

Дети предлагают свои варианты, сами или с помощью учителя формулируют тему урока «Моё открытие…»
Вызов: Этот этап направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому тексту, активизации их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
- Вот видите, если постараться, то можно открыть что – то важное для себя. Именно об этом написал А.Платонов свою сказку «Неизвестный цветок». Вы её прочитали, и теперь постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь, о чём эта сказка.
II. Актуализация знаний- Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф.Слайд 1. Тема урока «Мое открытие»
Слайд 2 .Эпиграф урока «От сказки душе счастье, а уму раздумье». А.Платонов.- Ребята, Платонов – уникальный писатель, который умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие.- Внимательно прочитаем сказку «Неизвестный цветок», и постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь.- Итак, о чём эта сказка? Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. А для этого разделимся на четыре группы
Внимание на экран!
Слайд 31. Об открытии неизвестного ранее растения2. Об открытии способа разговаривать с цветами.3.Об открытии закона выживания растений на пустыре.4. Об открытии способа разводить цветы.
-Ещё раз прочитайте, а затем выберите и запишите в тетрадь тот вариант, который, на ваш взгляд, является самым точным ответом на вопрос: «О чём эта сказка?» (опираться на текст).- Ребята, сейчас вы не будете называть выбранный ответ, пусть он станет вашим маленьким секретом.
III. Целеполагание-Давайте подумаем, какие вопросы и проблемы нам сегодня необходимо обсудить на уроке.
- Почему сказка названа «Неизвестный цветок»?
- В чем особенность сказки?
- Какие нравственные заповеди лежат в основе сказки?IY. Чтение сказки «Неизвестный цветок»
Физминутка
Вот по сказке мы гуляли
И конечно же, устали
Мы немного отдохнем
Дальше в сказку мы пойдем
Высоко поднимем руки
Будем жить всегда без скуки
Повернемся вправо, влево
Вновь работать будем смело
YI. Осмысление содержания. Этот этап направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
Аналитическая работа по тексту.
Работа по группам
1 группа. Каким мы видим цветок вначале? Какие чувства вызывает его описание? Какой была жизнь цветка на пустыре?
2 группа На какие части вы бы разделили весь текст сказки? (История жизни цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря, год спустя)
3 группа. Дружба Даши и цветка. (инсценировка)
4 группа
Беседа с элементами диспута
- А сейчас мы вместе постараемся разобраться, о чем и как хотел рассказать нам автор?
- Какой эпизод понравился вам больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? (Прочитать)
- - Какой была жизнь цветка на пустыре? Прочитать эпизоды
- Он, скучал, ему было трудно, он страдал.
(Ему было одиноко, жизнь его была невыносимо тяжелой, у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь). Найти слова в тексте, подтверждающие ваши ответы.
- Почему автор сравнил цветок со звездой? - Автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной.- Были ли у цветка радости? Какие?- Скажите, а была ли у цветка цель в жизни?
- Он трудился день и ночь, чтобы не умереть.- Что помогает цветку выжить, преодолеть все трудности?
-Труд и сила духа .- Ребята, у нашего цветка, как и у других цветов, есть венчик, стебель, листья, он питается влагой, ловит лучи солнца. Но чем же всё-таки цветок из сказки не похож на все остальные цветы?- Он живой, он, как человек, умеет говорить, чувствовать.- Какой литературный приём использует автор в данном случае? (Олицетворение)-Делаем вывод: цветок наделён ощущением, которое испытывает живое создание, борется за жизнь, как настоящий герой, даёт жизнь сильному потомству.2. Инсценировка. Даша и цветок. (Музыка звучит) (3 группа)
-Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?
-Встречу Даши и цветка
Вывод: Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Поступок Даши - это деятельное сострадание, то, что дает человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих3. Работа в группах. Слайд 7
Составление синквейна- Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев. Даша и цветок.- Вспомните правило написания синквэйна. Внимание на экран!( через несколько минут дети зачитывают свои синквэйны.)- Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.
Выступление учащихся по тем
YII.Рефлексия- Итак, о чём же эта сказка? Почему названа «Неизвестный цветок»?
- В чем особенность сказки? (Цветок наделен способностью говорить,
Какой скрытый смысл открывается читателю произведения А. Платонова?- Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?( Дети формулируют свой вариант ответа: « об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)
Нравственные заповеди:
-Дари окружающим любовь, радость, доброту;
- Относись к ближнему с уважением;
- У каждого свое предназначение на Земле, никто не лишний;
YIII. Домашняя работа
Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.
Заключительное слово учителя.- Ребята, любое живое существо на земле – цветок, человек заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого – значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, « приоткрыть» своё сердце. А просто ли это? Понять другого – не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.Выставление оценок.