Конспект психологического занятия Способы снятия нервно-психического напряжения

Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»





КОНСПЕКТ
психологического занятия
«Способы снятия нервно-психического напряжения»
9 класс

Подготовили
педагоги-психологи
ГОУ ТО «Киреевская школа
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Елоевич Кристина Дмитриевна
Харькова Наталья Вячеславовна




Киреевск, 2017
Тема: Способы снятия нервно-психического напряжения.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: тренинговая форма с соблюдением тренинговой структуры.
1.Цель деятельности: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства со способами снятия нервно-психического напряжения в период подготовки к экзаменам.
1)Образовательная цель: (формирование умения снять нервно-психическое напряжение).
2)Развивающая цель: (продолжить работу по знакомству со способами снятия нервно-психического напряжения).
3)Воспитательная цель: (продолжить работу по формированию положительного мышления, умения контролировать свое поведение, приобретение уверенности в своих силах).
Предметные УУД: создать условия для формирования представлений учащихся о способах снятия нервно-психического напряжения; правильно использовать их в период подготовки к экзаменам; развитие осведомленности; социализация в условиях интернатного обучения.
Метапредметные УУД:
Личностный действия: стимулировать способность иметь собственное мнение; выработать уверенность в своих силах; выработать умение справляться с трудностями.
Регулятивные действия: научить учащихся, контролировать свое внутреннее состояние; выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; помочь ученикам научиться адекватно, оценивать выполненную ими работу.
Познавательные действия: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезу; развивать творческое мышление; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные действия: формировать умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный центр, карточки с заданиями, памятки для учащихся, набор ароматов, метафорические ассоциативные карточки, лист ватмана, цветные мелки.




План занятия.
Приветствие.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка.
Основная часть:
Первичное закрепление знаний.
Вторичное закрепление знаний.
Рефлексия.
Ритуал прощания.


Этап занятия
Задачи
Деятельность педагога-психолога
Деятельность учащихся
УУД

Приветствие

Настроиться на занятие, на позитивное отношение к участникам группы.
Питьевой режим - для лучшего проведения информации. Выбор цветового настроения на начало занятия.
Ритуал приветствия: ««Все становимся в круг. При слове «дружба», все берутся за руки, слово «безопасность» - все показывают ладошки вверх, слово «понимание» - все по очереди кладут руки с открытыми ладошками в цент круга на открытые ладошки товарища».
Приветствие с именем:«Ребята, не так давно у нас с вами проходила акция «История моей фамилии», где вы узнавали, откуда появилась фамилия каждого из вас. А знаете ли вы историю своего имени? Может быть, кто-то знает, почему его так назвали? Нравиться ли тебе твое имя? Какое бы имя ты выбрал сам?
Как вы думаете, если в стрессовой ситуации экзамена тебя назовут по имени, в каком звучании, тембре, интонации оно тебя может успокоить, снять напряжение? Произнесите имя в этой интонации, а мы все вместе повторим так, как его произнесли. И каждый чье имя произнесли, благодарит всех – говорит спасибо!».
Вывод: «Мы продолжаем с вами говорить о том, как достичь успехов при сдаче экзаменов. В ситуации самого экзамена, когда нельзя услышать звуки имени, вспомните, как оно звучит сегодня для каждого из вас, слуховая долговременная память вам поможет. Это один из способов снятия напряжения в стрессовой ситуации (вспомнить звучание своего имени). На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим еще много способов, которые помогут нам справиться с тревогой и волнением. Итак, темой нашего занятия является: «Способы снятия нервно-психического напряжения». Целями нашего занятия являются:
1.Повторить условия готовности к экзаменам;
2. Помочь выпускникам поверить в свои силы.
3.Повторить значимость личностных черт характера, выявить положительные и отрицательные стороны (итоги консультации) темперамента;
4.Изучить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.

Внимательно слушают инструкции и выполняют упражнения.
Сотрудничество с педагогом. Участие в диалоге.

Рефлексия прошлого занятия.
Повторение пройденного материала (рекомендации по подготовке к ОГЕ)
Ребята, вам были даны на прошлом занятии рекомендации по подготовке к ОГЕ.
Скажите, на какие 2 группы их можно разделить? (рекомендации поведения при подготовке к ОГЭ и рекомендации поведения на экзамене).
Что важнее в рекомендациях при подготовке к экзамену?
Психологический настрой;
Аутотренинг;
Соблюдение режима дня;
Умение правильно расслабляться, дыхательная гимнастика.
Какие интеллектуальные способности необходимы для успешной сдачи экзамена?
Внимательность;
Сосредоточенность;
Действия по инструкции.
Прочитать по цепочке слева направо рекомендации, которые относятся к сдаче экзамена. 8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.  9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. 10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.  11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.  13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции! 14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Вывод: при выполнении этих условий вы сможете быть уверенными в себе и в своих знаниях и не растеряться при выполнении заданий на экзаменах.

Отвечают на вопросы.
Умение делать обобщение. Искать и выделять нужную информацию.

Разминка
Настрой на усвоение материала. Психологическая разрядка.
Инструкция: Поменяйтесь местами те
У кого сегодня хорошее настроение;
Кто хорошо пообедал;
Кто планирует пойти в 10 класс;
Кто собирается учиться в другом учебном заведении после 9 класса;
Кто уверен в своих силах;
Кто посетил 3 консультации по своим особенностям;
Кто посетил 4 консультации;
Кто знает все о своих интеллектуальных особенностях;
Кто знает все о своих личностных особенностях;
Кто боится сдавать экзамен;
Кто уверен, что успешно сдаст экзамен по математике;
Кто уверен, что успешно сдаст экзамен по русскому языку;
Кто знает, как справится со стрессовыми ситуациями, которые вас ждут на экзаменах.
Вывод: у нас есть еще над чем работать, у нас есть для этого время.



Внимательно слушают и меняются местами.
Выполнение действий по заданному образцу и правилу.

Основная часть:
- Первичное закрепление знаний





































































































































































Знакомство и изучение со способами снятия нервно-психического напряжения.
Помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.
Упр. «Геометрия уверенности»
Выполним упражнение «Копилка трудных ситуаций» и определим уровень вашей уверенности.
Видим, что в большинстве случаев в ситуации экзамена очень важна уверенность в себе!
В каких ситуациях люди чувствуют себя неуверенными? В школе у доски, при выполнении контрольной работы, в обществе незнакомых людей и т.д.
Давайте с вами составим «копилку трудностей».
Ответ у доски на уроке;
Когда кричат, повышают голос;
Общение с незнакомыми людьми;
Публичное выступление;
Общение с противоположным полом;
Ситуация ОГЕ;
В ситуации неопределенности (в чужом городе, стране);
На контрольной, проверочной работе.
Инструкция:
У вас есть листок с окружностью, разделенный на 8 частей. Вам необходимо
отметить степень своей уверенности в каждой ситуации на луче отрезка поставить точку, если центр окружности 100% неуверен, а линия окружности 100% - уверен. Соедините все полученные точки. Образовалась фигура, это и есть «пространство уверенности». Закрасьте ее любым цветом, с которым у вас ассоциируется с чувством уверенности.
У кого-то широкое пространство, у кого-то узкое.
-Устраивает ли вас такая площадь пространства?
-Что мешает быть уверенным?
-Что нам поможет быть уверенным?
У нас с вами есть время расширить эту площадь уверенности.
Теперь остановимся на пункте в ситуации самого экзамена.
У каждого из вас есть окружность с обозначениями экзаменов по предметам, которые вы будете сдавать. Отметьте степень своей уверенности по каждому экзамену, также как и в предыдущей окружности.
Вывод: Обратите внимание, что у каждого пространство уверенности разное. Теперь вы визуально можете увидеть, насколько вы уверены в своих силах. Для того чтобы расширить это пространство, необходимо научиться справляться с волнением, знать себя, свои сильные и слабые стороны. Именно этим мы будем заниматься на нашем сегодняшнем занятии.
Упражнение «Особенности моей личности»
Инструкция: Из разминки мы видели, что вы уже много знаете о своих личных особенностях. «Не так давно мы с вами проводили диагностирование ваших личностных особенностей. На индивидуальном консультировании мы с вами обговаривали эти особенности. Но сейчас я бы хотела остановиться на типах темперамента. Каждому из вас я раздам листок с чертами характера, присущими именно вашему типу темперамента.
Так же можно узнать, как мы реагируем на различные ситуации при помощи знания своих акцентуаций характера. На вашей памятке так же представлены положительные и отрицательные стороны для каждой акцентуации, присущей именно вам. Ознакомьтесь с ними. Вам предлагается красным цветом выделить те качества характера, которые вам помогут на экзамене. И черным цветом - черты, которые создадут трудности при сдаче экзамена.
- Какая черта характера тебе поможет?
- Какая черта характера может создать проблему на экзамене?
Зная эту информацию, вы можете предотвратить негативное реагирование на ситуацию стресса. Вывод: «Действительно, наши черты характера как помогают нам, так и мешают. Наша с вами задача состоит в том, чтобы при помощи познания себя и при помощи специальных упражнений минимизировать вред наших отрицательных качеств.
Доминирование полушарий головного мозга так же может влиять на сдачу ОГЕ. В вашем классе у 60% учащихся доминирует правое полушарие головного мозга. Это художественный тип, у которого могут возникнуть трудности при сдаче экзамена. Чтобы гармонизировать работу полушарий, необходимо провести ряд кинезеологических упражнений.
Для ритмирования системы есть много упражнений, мы остановимся на вот этих: перекрестные шаги, крюки деннисона, брюшное дыхание. Напомним их.
Инструкция: Брюшное дыхание.
1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.  3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.  4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.
Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.
Инструкция: «Крюки Деннисона» выполняется сидя или стоя. Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.   Постойте так, расслабившись, еще немного.  По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.
Ноги перекрещиваем (ножка ножку обнимает).
Вытягиваем руки вперед, складываем пальцы рук в замок и прижимаем к груди (пальцы не отпускаем).
Рот закрыт, язычок упирается в нёбо (чтобы не проболтался про мечту!).
Закрытые глаза «смотрят вверх» (на мечту, которая, как всегда, витает в облаках!). Важно! Только закрытые глаза «смотрят вверх», голова при этом вверх не поднимается!
«Крюки Деннисона» способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности. Это упражнение помогает объединить потребности головы и тела. Помогает сосредоточиться.
Инструкция: «Перекрестные шаги». Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 
1.При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена. 2. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице. Эти упражнения можно сделать утром перед экзаменом. Они помогут взаимодействию правого и левого полушария и будут способствовать улучшению мыслительных процессов.

Выполняют упражнения по карточкам. Повторяют упражнения за педагогом.
Выполнение действий по заданному образцу и правилу.
Искать и выделять нужную информацию.
Сотрудничество с педагогом. Участие в диалоге.

- Вторичное закрепление материала.
Знакомство со способами снятия нервно-психического напряжения.
Обучить снимать напряжение при помощи саморегуляции.
Снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.
Упражнение «Видео-релакс»
Инструкция: «Как мы уже сказали в начале занятия, наша память сможет нам помочь в стрессовой ситуации. Еженедельно мы проводим занятия по саморегуляции, где мы учимся регулировать в свое состояние с помощью поочередного напряжения и расслабления различных групп мышц: мышц рук, ног, спины, лица, а так же с помощью созерцания картин природы и звуков музыки.
Сядьте удобно: спиной и затылком найдите опору, руки на подлокотники, ноги на полной стопе выдвинуты вперед так, чтобы под коленом образовался тупой угол для свободного течения крови по сосудам. На вдохе мышцы напрягаем, в это время сосуды пережаты полностью, на длинном выдохе сбрасываем напряжение и чувствуем тепло в кончиках пальцев рук. Носки ног тянем на себя на вдохе, сбрасываем тяжесть и чувствуем тепло в кончиках пальцев ног. На вдохе плечи прижимаем к туловищу, напрягаем мышцы спины, на выдохе почувствуем тепло в мышцах спины, шеи, груди. Сосредоточьте свой взор на мышцы лица. На вдохе поднимаем брови вверх и напрягаем мышцы лица, на выдохе почувствуем, какой лоб теплый. Теперь на вдохе сильно зажмурьтесь, напрягите круговые мышцы глаз. На выдохе почувствуйте тепло в этих мышцах. На вдохе сильно сомкните губы, на выдохе отпустите напряжение. Напрягите мышцы щек гримасой (широко улыбнитесь), при расслаблении почувствуйте в них тепло. А теперь спокойно дышим и просматриваем мысленно взором еще раз все группы мышц. В таком комфортном для организма состоянии наслаждайтесь видами природы и звуками музыки. Вывод: В свободной обстановке тело должно запомнить состояние расслабления и умиротворения. В ситуации экзамена или стрессовой ситуации вы можете вспомнить при помощи слуховой, зрительной, мышечной памяти это состояние и настроить себя на комфорт и спокойствие.
Упражнение «Запахи»
Инструкция: «Запахи играют очень важную роль в жизни человека. Очень часто они бывают тесно связаны с определенными событиями, наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция на запахи, как правило, спонтанная. Мы предлагаем вам несколько запахов, услышав которые, вы определитесь для себя, какой из них вам более приятен и способен успокоить, а может быть, наоборот, настроить на работу и активность. Закройте глаза, когда будете прислушиваться к запахам, так ваша обонятельная память будет более активна, и вы лучше сможете запомнить понравившийся запах.
Вывод: Выбрав успокаивающий вас запах, вы можете вспомнить его во время сдачи ОГЭ. И это поможет настроиться на задания и привести свои чувства в порядок. Среди запахов присутствовал шоколадный запах. На экзаменах по инструкции разрешается взять с собой шоколадку. Шоколад поднимает настроение и активизирует умственные способности. Даже запах шоколада может взбодрить или успокоить. А вкус шоколада поможет немного абстрагироваться от волнения. Чтобы разрядить обстановку, мы с вами сделаем небольшую паузу и съедим по дольке шоколада.
Упражнение «Полянка будущего»
Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства. Инструкция: « - для чего мы сдаем экзамены? (для получения профессии)
Экзамены направляют нас на дальнейшее поступление в различные учебные заведения, которые предполагают получение определенной профессии. Вы уже решили для себя, какой профессией вы бы хотели овладеть, ну или находитесь в раздумьях об этом. Сейчас я предлагаю вам подумать, с каким цветком ассоциируется ваша профессия. Это могут быть одуванчики, и васильки, и розы, и ромашки, и т.д. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Прикрепите свой цветок на нашу солнечную поляну. - с какой профессией ассоциируется цветок? Вывод: Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Радует, что у каждого из вас есть цели и стремления. Для того, чтобы их достичь, необходимо научиться и уметь использовать упражнения для снятия напряжения, чтобы быть уверенным в себе при любой ситуации.

Мы предлагаем вам памятку, которая поможет вам снять напряжение при подготовке к экзаменам. Способы снятия нервно-психологического напряжения: 1. Релаксация напряжение релаксация напряжение и т.д.  2. Спортивные занятия.  3. Контрастный душ.  4. Стирка белья. 5. Мытье посуды. 6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них. 7. Скомкать газету и выбросить ее. 8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. 9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. 10. Слепить из газеты свое настроение. 11. Закрасить газетный разворот. 12. Громко спеть любимую песню. 13. Покричать то громко, то тихо. 14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». 15. Смотреть на горящую свечу. 16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.  17. Погулять в лесу, покричать. 18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
Вывод: Подобные упражнения могут помочь вам, когда вы находитесь в состоянии напряжения. Зная их и выполняя, вы сможете забыть о стрессе и спокойно сдать экзамены.
Повторяют за педагогом. Выполняют индивидуальные задания.
Выполнение действий по заданному образцу и правилу.
Искать и выделять нужную информацию.
Сотрудничество с педагогом. Участие в диалоге.

Рефлексия
Анализ поставленных задач и достижения целей занятия.
Анализ своего внутреннего состояния.
- Как по - вашему, достигнуты ли цели, поставленные в начале нашего занятия?
- что особенно запомнилось?
- какие виды памяти помогут вам во время экзаменов? Каким образом?
Инструкция: «Перед вами лежат карточки с изображениями деревьев, из общего количества выберите две карточки,1 карточка будет символизировать вас СЕЙЧАС. 2 карточка - которая вас будет символизировать в будущем через 5 лет. Какими вы будете в 2022 году? Объясните, почему ваш выбор пал именно на эти карточки». (Это дерево сильное, уверенное? Вокруг него много деревьев?)
Вывод: обратите внимание, что на будущее мы выбирали сильные, красочные деревья, а это говорит о том, что вы настроены на то, что в будущем у вас все будет хорошо, что мы преодолеем все трудности и у нас все получиться!

Отвечают на вопросы. Определяют успешность достижения целей занятия, точность выполнения и решения поставленных задач.
Выбирают карточки, делятся по парам, обсуждают свои представления о себе.
Умение осуществить контроль по результату и способу действий.
Умение работать в парах, высказывать свое мнение.

Ритуал прощания.
Создание положительного настроя.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и хором скажем: «Я все смогу!». После выполнения все дарят друг другу аплодисменты. Поаплодируем друг другу!
Положите цвет своего настроения на конец занятия.
На этом наше занятие закончено. Удачи на экзаменах! Всем спасибо.

Выполняют упражнение в кругу.
Сотрудничество с педагогом.


Список используемой литературы
1.Вачков И. Приключения во внутреннем мире. Психология для старшеклассников.-М., 2011 г. 92 с.
2.Стебнева Н. Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену.- Липецк, 2003 г.16 с.




^ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315