Конспект психологического тренинга для родителей ДОУ Методы семейного воспитания
Афанасьева М. Е. – педагог-психолог
дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»
КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы
комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»
г. Усть-Каменогорск 2016 г.
Психологический тренинг для родителей
«Методы семейного воспитания».
Задачи:
показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
познакомить родителей с методами, приемами и стилями семейного воспитания;
способствовать приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций младших школьников.
Вопросы для обсуждения: стили семейного воспитания; методы и приемы семейного воспитания; практические приемы по воспитанию положительных эмоций у ребенка.
Подготовительная работа: подбор материала по теме; подготовка презентации “Стили семейного воспитания”; подготовка памятки, теста для родителей;
Ход мероприятия.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Афанасьева Марина Евгеньевна. Я педагог-психолог нашего детского сада. Сегодня мы с вами поговорим о методах и стилях семейного воспитания.
Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:
• Не перебивать друг друга
• Доверительный, доброжелательный стиль общения
• Искренность в общении (говорим правду или молчим)
• Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)
• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки
• Стараемся видеть сильные стороны выступающего
Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей. И с какой целью вы пришли на тренинг».
«Комплименты». Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.
Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.
Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.
Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:
в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
распоряжение должно отдаваться доброжелательно;
нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: “хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.
А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. Предлагается тест “Какой ты родитель?”, в котором они должны отметить наиболее часто употребляемые фразы.
Тест “Какой ты родитель?” + или -
1 Сколько раз тебе повторять! 2
2 Посоветуй мне, пожалуйста! 1
3 Не знаю, что бы я без тебя делала! 1
4 И в кого это ты только уродился? 2
5 Какие мы замечательные друзья! 1
6 Ну на кого же ты похож? 2
7 Вот я в твое время 2
8 Ты моя опора и помощник! 1
9 Ну что за друзья у тебя? 2
10 О чем ты только думаешь? 2
11 Ах, какая ты у меня умница! 1
12 А как ты считаешь, сынок? 1
13 У всех дети, как дети, а ты… 2
14 Какой ты у меня сообразительный! 1
Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.
Результаты теста
7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9 -10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
13 -14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Мозговой штурм
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.
Яблоко от яблони далеко не падает.
Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»
Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.
Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:
-Назовите ассоциации со словом «детство»
-Вспомните самый счастливый день из своего детства.
-Вспомните свой самый волнующий день.
- Вспомните, чего вам было стыдно.
-Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
-Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
-Изменилось ли отношение к этим ситуациям?
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей. Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: - Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. - Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь. - Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. Обсуждение: - Сложно было выполнить задание? - Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Упражнение «Передай другому»
Называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Что я разрешаю своему ребёнку? Что я запрещаю своему ребёнку? Что я иногда уступаю ребёнку? Что я разрешаю, но ставлю условия?
Сейчас, уважаемые родители, вам предлагаются задачи на семейное воспитание.
Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.
Вы многократно повторяете своему ребенку: «Собери свои игрушки» ребенок не реагирует.
Ваш ребенок ничего не рассказывает вам, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в плохо.
Ваш ребенок дерется с другими детьми, на него постоянно жалуются.
Каждая группа обыгрывает свою ситуацию. Обсуждение каждой ситуации родителями: какие еще решения выхода из данных ситуаций можно найти.
Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»
Родители пишут, что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, и дают советы.
Чтобы воспитать Человека, нужно:
• Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему
• Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания
• Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример
• Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе
• Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей
• Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других
• Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые
Притча «Небезупречный»
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.
Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.
В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
Просмотр видео-ролика о семье. Обсуждение смысла.
Заключение
На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »В завершении зачитываются слова В. А Сухомлинского «Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это трудное и выстраданное, и приходит только тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, - счастье становится признаком»