Статья на тему: Взаимосвязь ценностных ориентаций юношей и девушек и их поведения в конфликте со сверстниками

ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА,
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ СОШ № 42 Г. ИЖЕВСКА
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК И ИХ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Ранний юношеский возраст является решающим для перехода подрастающего поколения к взрослой жизни и началу её. С одной стороны, юноши и девушки - это уже вполне сформировавшиеся личности, со своими индивидуальными особенностями, характером, привычками, взглядами на жизнь. Но с другой стороны, для этого возраста характерна неопределённость, растерянность, поскольку для юношей и девушек стоит задача самоопределения, причём во всём: каким быть, к чему стремиться, кем быть, как этого достичь. Это возраст формирования мировоззрения, одной из ключевых составляющих которого можно считать ценностные ориентации. Также данная проблема актуальна для современной школы в связи с переходом на новые образовательные стандарты, по которым большая роль отводится диагностике и формированию ценностных ориентаций детей, подростков и юношества.
В этот возрастной период завершаются, стабилизируются процессы, бурно протекающие в подростковом возрасте, а значит, столь значимое для них общение со сверстниками, не теряя своей актуальности, переходит на другой уровень, приобретает новые черты. Это общение всё более похоже на общение взрослых людей. Одна из его сторон – это конфликты, и в этот возрастной период они имеют свои особенности.
Однако проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и поведения в конфликте в раннем юношеском возрасте практически не изучена, несмотря на свою кажущуюся очевидность. Поэтому изучению данной проблемы посвящено это исследование.
Цель данного исследования:
Выявить характер взаимосвязи ценностных ориентаций юношей и девушек и их поведения в конфликте со сверстниками.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы;
2. Изучить особенности ценностных ориентаций юношей и девушек;
3. Выявить особенности поведения в конфликте со сверстниками у юношей и девушек;
4. Установить взаимосвязь между ценностными ориентациями и поведением в конфликте в группах испытуемых.
Гипотеза исследования:
Взаимосвязь ценностных ориентаций и поведения в конфликте со сверстниками имеет свою специфику в группе юношей и группе девушек:
Поведение в конфликте со сверстниками в группе юношей преимущественно взаимосвязано с такими ценностями, как эффективность в делах, власть, уверенность в себе;
В группе девушек поведение в конфликте со сверстниками взаимосвязано с такими ценностями, как чуткость, воспитанность, доброта, счастливая семейная жизнь.
Объект исследования: поведение в конфликте.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций юношей и девушек и их поведения в конфликте со сверстниками.
За теоретическую основу исследования проблемы конфликта и особенностей конфликтов в раннем юношеском возрасте мы взяли работы Н.И. Леонова, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, С.М. Емельянова и др.
При исследовании особенностей раннего юношеского возраста, которые могут определять и особенности их конфликтов со сверстниками, а также оказать влияние на формирование ценностных ориентаций, мы взяли за основу работы И.С. Кона, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и др.
За теоретическую основу по проблеме исследования ценностных ориентаций мы взяли работы В.А. Ядова, Н.И. Непомнящей, Д.А. Леонтьева, М.С. Яницкого, М. Рокича, Ш. Шварца, У. Билски и др.
Эмпирическая база исследования: средняя общеобразовательная школа г. Ижевска.
Особенности выборки: учащиеся 10 – 11-х классов. Всего: 52 чел. Из них: 23 юноши и 29 девушек в возрасте 16 – 18 лет.
Теоретический обзор проблемы исследования ценностных ориентаций и поведения в конфликте в раннем юношеском возрасте
Проведённый теоретический анализ проблемы исследования ценностных ориентаций и поведения в конфликте в раннем юношеском возрасте позволил нам сделать следующие выводы:
1) Разные авторы в психологии и конфликтологии при определении понятия «конфликт» за основу берут различные его составляющие, что, прежде всего, зависит от того научного направления, которого придерживается данный учёный. Так, в определениях, которые даются в учебных пособиях А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова [7], В.И. Курбатова [55], Н.И. Леонова [57] за основу взято понимание конфликта как столкновения, противоборства, наиболее острого способа разрешения каких – либо противоречий, форма разрешения противоречий. За основу в данной работе мы выбрали определение Н.И. Леонова;
2) В имеющейся литературе на данный момент дано только одно определение конфликтного поведения – это определение Н.И. Леонова [57, с.83] , на основе которого мы сформулировали рабочее определение в данной работе:
Поведение в конфликте – это пространственно – временная организация активности субъекта в конфликтной ситуации, регуляция которой опосредована ценностными ориентациями;
3) Как правило, в специальной литературе, под поведением в конфликте обычно рассматривают модели поведения в конфликте, стратегии или стили поведения в конфликте. Среди моделей поведения в конфликте выделяют конструктивную, деструктивную, конформистскую. Стратегии поведения в конфликте выделены на основе модели Томаса – Килмена – это компромисс, сотрудничество, уход (избегание), соперничество (принуждение), уступка (приспособление) [38, 59]. В некоторых источниках эти стратегии понимаются и описываются как стили поведения в конфликте [59];
4) Ранний юношеский возраст в отечественной и зарубежной психологии определяется как сложный, полный противоречий, несмотря на то, что по сравнению с подростковым возрастом внешне он выглядит достаточно стабильным. А И.С. Кон [49] выделяет его в зону риска даже больше, чем подростковый возраст. Противоречия касаются и сферы общения со сверстниками, так как одновременно значимы для юношей и девушек две тенденции – к обособлению и к аффилиации. Возрастные особенности преимущественно определяют и особенности конфликтов со сверстниками в данный возрастной период. Также по данным разных исследований конфликтам ранней юности присущи и некоторые особенности конфликтов подросткового возраста [8];
5) В современной науке нет единого подхода к пониманию «ценностей», «ценностных ориентаций». Понятие «ценности» рассматривают во многих науках (социологии, психологии, философии и др.) [9, 53, 65, 121, 122], а понятие «ценностные ориентации» преимущественно в психологии. В данной работе мы взяли за основу определение данного понятия С.М. Вишняковой и под ценностными ориентациями мы понимаем отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [27];
6) Выделяется много схожих с ценностными ориентациями понятий, которые во многом перекликаются с ним, дополняют: ценностные представления [65], ценностность личности [81], направленность личности [93], установки и т.д. В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривали преимущественно как направленность личности. Также существует множество типологий ценностей и ценностных ориентаций, среди которых наиболее известны типологии М. Рокича и Ш. Шварца и У. Билски [45, 120];
7) В основе формирования ценностных ориентаций лежат такие основные процессы и механизмы, по мнению отечественных и зарубежных авторов, как адаптация, социализация и индивидуализация, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких механизмов, например: аккомодация – ассимиляция (адаптация), идентификация, интериоризация, подражание (социализация), персонализация, автономизация (индивидуализация) [120].
8) Рассмотренные точки зрения на развитие и формирование в онтогенезе ценностных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии показывают, что их развитие происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, но абсолютное большинство авторов сходится на том, что решающими периодами являются подростковый и особенно ранний юношеский возраст [20, 49, 52, 95, 110, 120].
Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций юношей и девушек и их поведения в конфликте со сверстниками
Данное исследование взаимосвязи ценностных ориентаций юношей и девушек и их поведения в конфликте со сверстниками проходило в течение 2012 г. В качестве испытуемых выступили учащиеся 10 – 11-х классов средней общеобразовательной школы г. Ижевска, юноши и девушки в возрасте 16 – 18 лет. Всего выборка составила 52 чел., из которых 23 юноши и 29 девушек.
Для данного исследования были выбраны учащиеся раннего юношеского возраста, потому что этот возрастной период, как показал теоретический обзор изучаемой нами проблемы, с одной стороны, наиболее важен для формирования ценностных ориентаций, а, с другой стороны, является сложным, противоречивым, и особенности этого возраста оказывают влияние и на сферу общения юношей и девушек, придают их конфликтам свою специфику.
Данное исследование проходило в несколько этапов.
На первом – подготовительном – этапе исследования ставилась цель, формулировались задачи, определялась выборка, подбирались методы.
На втором этапе – экспериментальном, - проводилось исследование особенностей ценностных ориентаций, поведения в конфликте со сверстниками юношей и девушек. На этом же этапе была сделана первичная обработка результатов проведённого исследования и последующая их обработка при помощи методов математической статистики.
На третьем - аналитическом – этапе все полученные данные анализировались, интерпретировались, делались соответствующие выводы, подводились итоги.
В настоящем исследовании были использованы следующие методы исследования:
1. Организационный метод;
2. Психодиагностические методы:
- «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича);
- Опросник «Обзор ценностей» Ш. Шварца (в адаптации В.Н. Карандашева);
- Опросник «Профиль личности» Ш. Шварца (в адаптации В.Н. Карандашева).
- «Тест описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях» К.Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);
- Методика «Самооценка конструктивного поведения в конфликте» (С.М. Емельянов);
- Методика «Самооценка рационального поведения в конфликте» (С.М. Емельянов).
3. Методы математической статистики:
- Метод определения достоверности различий (U – критерий Манна – Уитни);
- Метод корреляционного анализа по Спирмену.
Для обработки экспериментальных данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS.
Стоит добавить, что, поскольку в вышеуказанных методиках конкретно про конфликты со сверстниками не говорится, то при проведении диагностики в инструкции юношам и девушкам было сказано, что, отвечая на вопросы этих тестов, нужно иметь ввиду, что в них подразумеваются ситуации конфликтов со сверстниками, а не со взрослыми (родителями, учителями и т.д.).
Проведённое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций юношей и девушек позволило сделать следующие выводы:
1) Анализ достоверно значимых различий ценностных ориентаций юношей и девушек показал, что в группе девушек больше значимость таких ценностей, как самостоятельность, уверенность в себе, любовь, свобода, красота, творчество, общественное признание, активная, деятельная жизнь, чуткость, удовольствия, счастливая семейная жизнь, интересная работа, ответственность, широта взглядов, а в группе юношей больше значимость таких ценностей, как нетерпимость к недостаткам в себе и других, традиции (как индивидуальные приоритеты) (см. Рис. 1 – 2, Таблицу 1). Объяснить их можно гендерными и возрастными особенностями. Традиционно у девочек больше, чем у мальчиков, воспитываются ценности любви, красоты, чуткости, творчества, поэтому и показатели этих ценностей у них выше. Также поскольку девушки опережают в развитии своих сверстников – юношей, то для них и раньше приобретает значение свобода, самостоятельность, уверенность в себе, общественное признание, активная, деятельная жизнь, потому что они чувствуют себя в этом возрасте увереннее своих ровесников противоположного пола.


Рис. 1. Средние показатели исследования по методике Б.С.Круглова в группах юношей и девушек (в баллах)


Рис. 2. Средние показатели исследования по методике Ш. Шварца в группах юношей и девушек (в баллах)


Таблица 1. Достоверно значимые различия ценностных ориентаций
юношей и девушек
Виды ценностей
Средние показатели в группе юношей
(в баллах)
Средние показатели в группе девушек (в баллах)
U – критерий Манна - Уитни
Уровень достоверно значимых различий - р

Терминальные ценности

Самостоятельность
4,3
4,6
235,5
0,040

Уверенность в себе
4,4
4,9
235,5
0,014

Удовольствия
3,9
4,5
245
0,070

Интересная работа
4,4
4,7
250
0,070

Любовь
4
4,7
202
0,004

Свобода
4,1
4,6
228,5
0,033

Красота
3,3
4,2
159,5
0,001

Счастливая семейная жизнь
4,3
4,6
256,5
0,082

Творчество
3,5
4,2
209,5
0,017

Общественное признание
3,5
4,3
200
0,010

Активная, деятельная жизнь
3,9
4,6
188,5
0,004

Инструментальные ценности

Чуткость
3,8
4,2
228
0,039

Нетерпимость к недостаткам в себе и других
3,2
2,7
249
0,106

Широта взглядов
3,9
4,2
239,5
0,062

Ответственность
4,5
4,8
267,5
0,126

Ценности как индивидуальные приоритеты

Традиции
1,4
1
249
0,118

2) Что касается поведения в конфликте юношей и девушек, то достоверно значимые различия и тенденции к ним выявлены только по некоторым позициям рационального поведения в конфликте (см. Рис. 3 – 4, Таблицу 2). Девушки в своих конфликтах со сверстниками меньше, чем юноши, обвиняют оппонента, уменьшают его заслуги, преувеличивают свои заслуги и задевают его «больные точки», а также менее критически оценивают партнёра. Это можно также объяснить гендерными особенностями. Как правило, юноши более жёсткие, принципиальные, а девушки более гибкие, у них выше эмпатия, они лучше чувствуют других, а значит, и в конфликте со сверстниками они ведут себя по отношению к партнёру более гибко, чем юноши, и меньше, чем они обвиняют оппонента, уменьшают его заслуги, преувеличивают свои заслуги и задевают его «больные точки», а также менее критически оценивают партнёра.

Рис. 3. Средние показатели исследования по методике К. Томаса в группах юношей и девушек

Рис. 4. Средние показатели исследования по методикам С.М. Емельянова в группах юношей и девушек (в баллах)
Таблица 2. Достоверно значимые различия поведения в конфликте со сверстниками юношей и девушек
Позиции поведения в конфликте
Средние показатели в группе юношей
(в баллах)
Средние показатели в группе девушек (в баллах)
U – критерий Манна - Уитни
Уровень достоверно значимых различий - р

Рациональное поведение в конфликте

Критическое оценивание партнёра
2
2,8
229,5
0,048

Обвинение партнёра

3
3,6
246,5
0,100

Уменьшение заслуг партнёра
2,9
3,5
240,5
0,080

Преувеличение своих заслуг
2,9
3,6
238
0,071

Задевание «больных точек» партнёра
2,8
3,5
240
0,076


3) Метод корреляционного анализа по Спирмену выявил специфику взаимосвязи ценностных ориентаций и поведения в конфликте со сверстниками, как в группе юношей, так и в группе девушек, а именно:
- Особенностью взаимосвязей с соперничеством в группе юношей стало то, что чаще в своих конфликтах со сверстниками используют эту стратегию те, для кого выше значимость достижений, эффективности в делах, самостоятельности как личностного профиля. А особенностью взаимосвязей с соперничеством в группе девушек оказалось то, что чаще данную стратегию используют те, для кого меньше значимость чуткости, воспитанности, доброты, конформности;
- Стратегией сотрудничества чаще пользуются те юноши, которые более самокритичны, работают над собой, судя по значимости нетерпимости к недостаткам, или у эстетически направленных юношей, которые ценят красоту. А девушки чаще пользуются этой стратегией те, у кого невысокая значимость уверенности в себе, а, возможно, и сами они являются не очень уверенными в себе;
- Компромисс используют чаще всего юноши, для которых выше значимость материальной обеспеченности, и девушки, для которых выше значимость эффективности в делах, исполнительности. Компромисс, судя по средним показателям, чаще других стратегий используется и юношами, и девушками. И эта стратегия, в отличие от сотрудничества, наиболее понятна, доступна им в этом возрасте, особенно если они настроены на конструктивное разрешение возникающих конфликтов со сверстниками;
- Чаще избегают конфликта со сверстниками те юноши, у которых выше значимость творчества, но ниже значимость доброты, конформности, исполнительности, активной, деятельной жизни, и девушки, для которых выше значимость красоты и равенства, но ниже значимость власти как приоритета. Отличительной особенностью для юношей в применении этой стратегии явилось, то, что избегать конфликта чаще будут те, для кого ниже значимость хороших взаимоотношений с людьми (доброта, конформность), активности, а девушки – те, у кого выше значимость равенства и ниже значимость власти;
- Приспособление является стратегией поведения в конфликте, в которой сторона, её использующая частично или полностью жертвует своими интересами, уступает. Судя по результатам данного исследования, для юношей определяющей для применения данной стратегии является высокая значимость равенства, а для девушек – высокая значимость доброты. То есть юноши пожертвуют своими интересами из понимания, что все равны, а девушки – из доброты. Но как те, так и другие не будут стремиться её применить, если для них имеют высокую значимость удовольствия, гедонизм, также не станут её применять юноши, направленные на власть, новые впечатления (стимуляцию), самостоятельность, и девушки с высокими запросами;
- Конструктивное поведение в конфликте со сверстниками по любой из позиций более характерно для тех девушек, у кого выше значимость чуткости, воспитанности, доброты и универсализма. В отличие от девушек различные позиции конструктивного поведения в конфликте со сверстниками у юношей взаимосвязаны с различными ценностными ориентациями, среди которых счастливая семейная жизнь, власть как приоритет, эффективность в делах, активная, деятельная жизнь;
- Рациональное поведение в конфликте со сверстниками у юношей наиболее взаимосвязано с такими ценностями, как уверенность в себе, эффективность в делах и познание. Ценность познания, возможно, побуждает их видеть проблему с разных сторон, более широко, а значимость уверенности в себе и эффективности в делах побуждает думать, анализировать, прогнозировать, при каком поведении в конфликте этого можно лучше достичь, что делает его более рациональным;
- У девушек с позициями рационального поведения в конфликте со сверстниками больше всего взаимосвязаны такие ценности, как счастливая семейная жизнь, самостоятельность как идеал и терпимость, причём для девушек с более высокой значимостью счастливой семейной жизни, терпимости характерны более высокие показатели рационального поведения в конфликте. Для девушек же с более высокой значимостью самостоятельности как идеала характерны более низкие показатели данного поведения в конфликте. Это можно объяснить тем, что высокая значимость ценности счастливой семейной жизни, терпимости побуждает к пониманию интересов и позиции партнёра, что способствует рациональному поведению в конфликте со сверстниками, а высокая же значимость самостоятельности, напротив, ограничивает тем, что в основном внимание уделяется только собственной позиции, собственным интересам, что не способствует рациональному поведению в конфликте.
В нашем исследовании мы рассмотрели наиболее существенные взаимосвязи ценностных ориентаций и поведения в конфликте со сверстниками в группах юношей и девушек, проанализировали и выделили их специфические особенности в обеих группах испытуемых. Проведённый анализ показал, что, действительно, поведение в конфликте со сверстниками в группе юношей взаимосвязано преимущественно с такими ценностями, как уверенность в себе, эффективность в делах, власть, а в группе девушек – с такими ценностями, как чуткость, доброта, воспитанность, счастливая семейная жизнь. Тем самым мы проверили и полностью подтвердили правильность нашей гипотезы исследования о том, что взаимосвязь ценностных ориентаций в группах юношей и девушек имеет свою специфику.
Литература
1.Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989.
2.Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности// Психологический журнал. – 1983. – Т. 4. - № 1.
3.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
4.Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
5.Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972.
6.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
7.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 1999.
8.Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Владос, 2003.
9.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2006.
10.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 3-18.
11.Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.
12.Артёмов С. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии//Молодежь и труд. М., 1970. С. 135-136.
13.Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
14.Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис канд. пед. наук. – М., 1975.
15.Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.
16.Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. М.: РПО, 1999.
17.Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
18.Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
19.Бодалёв А.Л. Личность и ощущение. – М., 1983.
20.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
21.Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
22.Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР: Пер. с англ. М., 1976.
23.Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С. 38-44.
24.Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.
25.Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.
26.Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.С. 284-314.
27.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М: НМЦ СПО, 1999.
28.Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 1999.
29.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
30.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. – М., 1980.
31.Гальперин В.Я. Введение в психологию. – М., 1986.
32.Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256-269.
33.Головных Г.Л. Ценностная ориентация и перестройка общественного сознания// Философские науки. – М., 1989. - № 6.
34.Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2006.
35.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102-109.
36.Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 67-76.
37.Дробиницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. С. 44-45.
38.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009.
39.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. М., 1997.
40.Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.
41.Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Принципы развития в психологии. – М., 1978.
42.Запорожец А. В., Неверович Я. 3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психологии. 1974. № 6. С. 63.
43.Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.
44.Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
45.Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
46.Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентации, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. С. 3-12.
47.Клочко В. Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. № 3-4. С. 104-113.
48.Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М., 1984.
49.Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
50.Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.
51.Кончанин Т. К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Коммунистическое воспитание студенчества: Материалы конф.Тарту, 1971. Ч. 2. С. 89-91.
52.КрайгГ. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
53.Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.
54.Круглов Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1988. С. 4-11.
55.Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
56.Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 47-78.
57.Леонов Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. – Ижевск, 2002.
58.Леонов Н.И. Конфликтология. – М. – Воронеж, 2006.
59.Леонов Н.И. Основы конфликтологии. – Ижевск, 2001.
60.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
61.Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. Новосибирск, 1992.
62.Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 372-377.
63.Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
64.Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
65.Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. 1996. № 5. С. 15-26.
66.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
67.Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
68.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. М.: Смысл, 1999.
69.Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
70.Милославова И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. Л., 1979. С. 132-136.
71.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.
72.Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
73.Мухина В.С. Механизмы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе. – М., 1987.
74.Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / МГПИ. М., 1985. С. 4-7.
75.Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.С. 35-38.
76.Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987.
77.Наумова И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
78.Неймарк М.З. К вопросу о формировании направленности личности// «Воспитание личности в коллективе» под ред. Л.И. Новиковой, М., «Педагогика», 1972.
79.Неймарк М. С. Психологическое изучение направленности личности подростка: Автореф. докт. дисс. М., 1973.
80.Немов Р. С. Психология: В 2 т. М., 1994. Т. 2. 496 с.
81.Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. – М. – Воронеж, 2000.
82.Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998.
83.Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М., 1965.Т. 1. С. 471-511.
84.Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984.
85.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
86.Попова И.М. Ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности// Сознание и трудовая деятельность. – Киев – Одесса, 1983.
87.Психологическая служба школы: Учебное пособие для студентов / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
88.Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
89.Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ. / Под ред. С. М. Черкасова. СПб., 1995.
90.Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 5, № 7. С. 144-151.
91.Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
92.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
93.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997.
94.Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
95.Рыбалко Е. А. Становление личности // Социальная психология личности.Л., 1974. С. 20-31.
96.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М., 1960.
97.Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.
98.Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. С. 354-360.
99.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
100.Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 37-49.
101.Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство. М., 1990.
102.Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
103.Табунс А.А. Роль ценностей в регуляции поведения индивида// Социально – психологические исследования жизненного пути молодёжи. – Вильнюс, 1988.
104.Тёмина С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов? – М. – Воронеж, 2002.
105.Трапиере И. Формирование и изменения ценностных представлений (на примере Латвии)// Социологические исследования в Прибалтике. – Вильнюс, 1990.
106.Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
107.Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 87-91.
108.Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1967.
109.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: В 2 т.: Пер. с англ. М., 1996. Т. 2.
110.Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.
111.Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003.
112.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999.
113.Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 5. С. 135-145.
114.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 55-60.
115.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. С. 169-175.
116.Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.
117.Эрштейн Л.Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. – СПб., 2008.
118.Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. – М., 1970.
119.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89105.
120. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] яницкий
121. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] философский словарь
122. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] социологический словарь

Ссылки, использованные в статье








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515



1 - Конфликт - это форма проявления противоречия, не разрешённого в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации, действиями, направленными на разрешение или снятие противоречия.
 2 - Компромисс – стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определённые уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
 3 - Сотрудничество – кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
 4 - Стратегия ухода (избегания) отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
 5 - Соперничество – стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
 6 - Человек, придерживающийся стратегии уступки (приспособления), стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
 7 - Аффилиация (в психологии) это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми.
 8 - Психологические механизмы адаптации можно определить как индивидуальные типы реагирования на нарушение сбалансированности в системе человек - среда, обусловленные усилением или ослаблением тех или иных личностных черт и поведенческих реакций.
 9 - Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, определённой системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
 10 – Индивидуализация - процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность в том, что у неё «самое интимное, уникальное и непреходящее». 
 11 - В основу своего опросника Шварц заложил теорию, в которой все ценности делятся на: социальные и индивидуальные. В его теории ценности - это интериоризированные личностью ценности социо-культурных групп, ставшие личностными ценностями.
Опросник состоит из двух частей:
Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, но не всегда проявляющихся в социальном поведении (это ценности как нормативные идеалы). Состоит из двух списков существительных - слов, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале в семь баллов.
Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности (это ценности как индивидуальные приоритеты или личностный профиль). Состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных - слов, характеризующих 10 типов ценностей.
Как в 1-й, так и во 2-й части определяются указанные выше особенности по следующим типам ценностей:
1) Конформность - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям (вежливость, самодисциплина, уважение родителей, старших, обязательность);
2) Традиции - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи (уважение традиций, умеренность, скромность, довольство своим местом в жизни, благочестие);
3) Доброта - сохранение и повышение благополучия близких людей (верность, честность, полезность, ответственность, умение прощать);
4) Универсализм - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы (равенство, мир на Земле, единство с природой, мудрость, мир прекрасного, социальная справедливость, широта взглядов, защита окружающей среды);
5) Самостоятельность - самостоятельность мысли и действия (свобода, творчество, независимость, выбор собственных целей, любознательность);
6) Стимуляция - волнение и новизна (интересная жизнь, разнообразие жизни, отвага);
7) Гедонизм - наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствие, наслаждение жизнью, потакание себе);
8) Достижение - личный успех в соответствии с социальными стандартами (честолюбие, влияние, умелость, достижение успеха);
9) Власть - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами (власть, благосостояние, авторитетность, сохранение своего
публичного образа («лица»));
10) Безопасность - безопасность и стабильность общества, отношений и себя
(социальный порядок, национальная безопасность, взаимоуслужливость
(не оставаться в долгу), защита семьи, чистоплотность).
Для оценки в 1-й части используется шкала от – 1 до 7 баллов, а во 2-й части – от - 1 до 4 баллов.


Диаграмма 3Диаграмма 4Диаграмма 6Диаграмма 9Диаграмма 10рђ Заголовок 415