Социальный проект Возрождение народных промыслов жителей села Юксеево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Юксеевская средняя общеобразовательная школа


Авторы работы: учащиеся 6 класса
Смертин Данил, Сыстеров Александр,
Утробин Кирилл, Утробина Лолита,
Утробина Анастасия, Федосеева
Александра.


Народные промыслы жителей села Юксеево
социальный проект по краеведению






Аннотация
В работе представлены традиционные ремёсла коми-пермяков с. Юксеево: художественное вязание, плетение пояса, изготовление изделий из бересты. В рамках проекта учащиеся познакомились с некоторыми видами ремёсел, научились изготовлять изделия. В проекте представлены готовые изделия учащихся: вязаная кукла, плетёный пояс, браслет из бересты.
Оглавление
Введение
Народные промыслы коми-пермяков
Народные промыслы жителей села Юксеево
Изготовление вязаной куклы
Изготовление браслета из бересты
Изготовление плетёного пояса
Заключение
Список литературы
Приложения













Введение
У каждого народа есть своя история, самобытная и неповторимая культура, которая характеризует не только уклад жизни, традиции, но и отражает суть определенного народа.
Особенностью настоящего времени является сохранение, изучение, развитие и популяризация самобытной коми-пермяцкой культуры, формирование интереса и уважения подрастающего поколения к культуре, истории и традициям своего народа; возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел коми-пермяков
Актуальность исследовательского проекта обусловлена усиливающимся интересом к народным ремёслам и промыслам коми-пермяков.
В настоящий момент, в округе бытуют и развиваются традиционные виды художественных промыслов и ремесел: ручное браное ткачество, плетение поясов; плетение и художественная обработка бересты; бондарные работы, объемная и рельефная резьба по дереву; вязание крючком и на спицах; вышивка гладью и крестиком; плетение из ивового прута; художественная керамика, глиняная игрушка; художественная ковка металла.
Домашнее творчество существовало и существует для удовлетворения материальных и духовных потребностей семьи. Многие изделия талантливых мастеров переходят в разряд искусства и достойны восхищения. Есть народные мастера и в селе Юксеево.
Объект проекта: народные промыслы села Юксеево.
Цель проекта: привлечь внимание к народным промыслам и ремёслам
села Юксеево.
Задачи проекта:
- проанализировать источники о традиционных народных промыслах
коми-пермяков
- познакомиться с мастерами народных промыслов села Юксеево
- научиться некоторым видам ремёсел.

Для работы над темой руководитель и создатели проекта использовали метод поиска и анализа материалов из средств массовой информации, учебника по краеведению «Страницы истории земли Пермской». Результаты проекта носят творческий характер. Изделия учащихся могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, уроках технологии, классных часах и т.д.
Создатели проекта: учащиеся 6 класса: Утробина Анастасия, Утробина Лолита, Федосеева Александра, Сыстеров Александр, Смертин Данил, Утробин Кирилл.
















Народные промыслы коми-пермяков
Существительное  «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло-изготовление предметов ручным способом). В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду.
 Мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали душу.
Для коми-пермяков характерно развитие традиционных народных промыслов и ремесел: резьба и роспись по дереву, изготовление берестяных изделий, плетение из корня, ткачество и вышивка, художественное вязание, гончарство.  Деревянной резьбой украшали крестьянский дом (охлупни в виде коньков), предметы утвари: столы, люльки, части ткацкого станка, деревянную посуду. Так в изображении на охлупне отразились древние представления о родовом божестве, которое в давние времена покровительствовало роду.
Было распространено изображение гусей, лебедей, коней, лосей, баранов. Солонки-уточки, входившие в приданое невесты, были символом продолжения рода, связи с древними культами поклонения силам природы. Образ утки олицетворял мифологическую созидательницу мира.  Широкое распространение получило изготовление прялок. Коми-пермяки называют их печкан. Популярными были геометрические мотивы: уголки, косые кресты, круги, розетки, параллельные линии, из которых мастера составляли разнообразные композиции.  Повсеместное распространение получила художественная обработка бересты в производстве бытовой утвари и посуды. Деревенские мастера плели из бересты чуманы, пестери, пещёрки. Наиболее широкое применение получил туес (туис), в котором хранили жидкие или сыпучие вещества.  Туеса украшались тиснением, ажурной резьбой по верхнему слою, реже расписывались цветочным орнаментом.  Были распространены все виды ткачества: закладное, браное, многоремизное. Для изготовления одежды ткали холсты, пестрядь; для бытовых и ритуальных целей ткали полотенца, скатерти, половики. Великолепны браные коми-пермяцкие полотенца, которые имели ритуальное назначение. Для них характерно праздничное сочетание чистого белого фона и красного цвета в орнаменте, в котором преобладали диагонально-геометрические мотивы, характерные и для других видов народного искусства коми-пермяков. Среди них – косой крест, ромб в различных вариациях и комбинациях. Иногда встречаются стилизованные человеческие фигуры и образы, напоминающие птиц и коней.  Обязательным атрибутом крестьянской одежды были пояса, которые ткали на ткацких станках, швейках, топках. Это кушаки, покромки, опояски, сделанные из многоцветных шерстяных и льняных нитей белого или черного цвета. Пояс имел определенное магическое значение, как оберег от злых сил. Были распространены мотивы: кресты, уголки, ромбы, мотив «бараньих рогов», «оленьи рога», гребешок и др., которые в сочетании друг с другом давали громадное разнообразие декоративных решений. Наиболее распространенные цвета: красный, а также красный в сочетании с малиновым, ярко-зеленый, желтый, синий.  Традиционной одеждой коми-пермяцких женщин были косоклинные сарафаны-дубасы, которые шили из набивной ткани. Набойка проникла из Центральной России в кон.18 – нач.19 в. Мастера набойки («синильщики») окрашивали ткани и покрывали их разнообразным печатным рисунком с набойных досок.
Большое значение в одежде коми-пермяков придавалось узорному вязанию из шерстяной и пуховой пряжи. Наиболее распространены узорные рукавицы и чулки, а также носки, жилеты, шарфы и т.д. В орнаменте преобладают диагонально геометрические элементы, распространены узоры, состоящие из мотивов – сорочья лапка, рога оленя, бараньи рога, рама, гребень. Популярны яркие цвета: красный, оранжевый, васильковый, ярко-зеленый, ярко-желтый, ярко-малиновый и др.  Праздничный женский головной убор кокошник был особенно распространен в Кочевском и Гайнском р-нах. Его украшали вышивкой бисером и речным жемчугом.  В современной жизни коми-пермяков наблюдается интерес к традициям народного искусства. Сохраняются и развиваются крестьянские ремесла: ткачество и вышивка, узорное вязание, резьба по дереву, керамика, художественная обработка бересты. 




Народные промыслы жителей села Юксеево
Село Юксеево славится своими мастерами народного промысла, которые не только сохраняют традиции коми-пермяков, но и развивают их. Так среди мастеров резьбы по дереву известен в нашем селе и за его пределами Егор Фёдорович Утробин. Его фигуры украшают деревню Пармайлово. А при въезде в село Юксеево всех встречает Юкся – ещё одно творение Егора Фёдоровича.



Мастерством изготовления изделий из бересты славится Юркина Любовь Леонидовна. Её изделия были представлены на выставке народных промыслов. Для всех желающих Любовь Леонидовна проводит мастер-класс по работе с берестой, бисером, плетению поясов.

Андрова Полина Станиславовна сохраняет искусство изготовления вязаной куклы. В коллекции Полины Станиславовны самые разнообразные куклы. Ею изготовлено уже более ста изделий: это и домовёнок Кузя, и кукла коми-пермячка в национальном костюме, и другие куклы. Вязание кукол для Полины Станиславовны – любимое увлечение. Она охотно передаёт своё умение всем желающим.




Изготовление вязаной куклы
Из всех видов народных промыслов Юксеево больше всего нас заинтересовало изготовление вязаной куклы. С него мы и решили начать. Нам захотелось самим связать куклу. А ещё интересно было узнать историю куклы. Изучив соответствующую литературу, мы узнали, что кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. У коми-пермяков куклы были из дерева и бытовали повсеместно. Их мог изготовить любой крестьянин, имевший навыки резьбы. Чаще всего этим занимались крестьяне-плотники. В настоящее время кукла предстаёт перед нами как древнейшая форма игрушки. Она является символом плодородия, достатка, продолжения рода, залогом семейного счастья.
Сегодня куклы есть самые разнообразные и изготовлены они из разных материалов. Для девочек кукла – любимая игрушка. А ещё она может быть в качестве сувенира или подарка, оберега или украшения.
Итак, наша задача – выбрать модель и связать куклу, которая будет красивой, оригинальной, долговечной, с наименьшими затратами труда и времени.

Для изготовления куклы мы приобрели необходимые материалы: пряжу, крючок. Полина Станиславовна показала, как это делается.

На изготовление куклы у нас ушло несколько дней. Начали мы свою работу с выбора модели. Решили все вместе связать Домовёнка Кузю. Распределили детали: туловище, руки, ноги, голова – каждый вязал какую-то одну деталь.


Затем набили каждую деталь ватой и сшили. Получилась кукла. Теперь её нужно было одеть и добавить остальные детали: волосы, глаза, рот. Девочки связали одежду, мальчики оформляли лицо, прикрепляли волосы. Кукла готова. (Приложение 1)
Изготовление браслета из бересты

Береста – кора берёзы, точнее её верхний слой, он очень эластичен.
Благодаря тому, что береста обладает такими качествами, как гибкость, устойчивость к гниению и прочность, издавна береста считается замечательным материалом, который использовали для изготовления разной посуды – лукошек, солонок, традиционных туесов, в которых не портились молочные продукты и в сильную жару, и других изделий.
Самым распространённым изделием был туес, изготовленный из куска бересты. Изготовление туеса – одно из самых сложных дел в берестяном ремесле.
Особое место среди изделий из бересты занимали плетёные изделия. Они могли быть очень разнообразными как по форме, так и по размеру. Это могли быть и маленькая солонка, и огромная корзина для переноски тяжестей, шкатулки и вазочки, детские игрушки и лапти.
Сегодня из бересты изготовляются различные декоративные изделия: панно, картины, шкатулки, украшения, подвески и другие. Многие из них мы видели на выставке Любови Леонидовны Юркиной.
Обо всех достоинствах бересты и способах её применения нам рассказала Любовь Леонидовна, научила готовить бересту для того, чтобы затем из неё изготовлять различные изделия. Оказалось, не так просто всё это сделать, чем тоньше берестяной слой, тем изящнее получается изделие. Пришлось нам потрудиться.
Итак, еще одна задача – определиться с выбором изделия и смастерить его. Из всех берестяных изделий мы решили смастерить браслет. Это был наш коллективный труд.
Приступая к работе, подготовили необходимый материал: ножницы, кусок бересты, нить, иглу.
Вначале подготовили кусочки бересты. Для этого большой кусок бересты нужно было расслоить на тончайшие ленточки.

Оказалось, это не так-то просто. Пришлось нам потрудиться.

Затем из этих ленточек ножницами вырезали форму будущей бусины в виде длинного треугольника.
Каждый треугольник свернули в трубочку вокруг иглы, начиная с широкого конца – получилась бусинка.
Каждый изготовил по одной-две бусины.
Все бусины нанизали на нить, получился браслет. (Приложение 2)










Изготовление плетёного пояса

Обязательной деталью мужского и женского костюма был пояс. Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления.
Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду.
Носили тканые и кожаные пояса. Особенно важен был пояс для женщины, так как оберегал самые значительные её свойства – плодородие.
Пояс выполнял роль магического круга. Кроме того в качестве оберега к поясу прикрепляли различные шумящие подвески, чтобы отпугнуть нечистого или слева носили нож.
Женщины завязывали пояс на левой стороне, а мужчины – на правой.
Девушки перед вступлением в брак готовили подарок своему суженому пояс. Считали, что, чем длиннее пояс, тем более крепкие у девушки чувства (иногда длина пояса достигала 5 м).
Пояса в основном украшались геометрическим орнаментом.
У коми-пермяков наиболее распространёнными видами орнамента являются «пива-пинь», что означает по-русски «зуб пилы» или такие как «ош лапа» (медвежья лапа) и «катша кок» (сорочий след) и другие.
Обо всём этом мы узнали от Любови Леонидовны.
Очередная задача нашего исследовательского проекта - изготовить плетеный пояс.
Для его изготовления мы подготовили необходимый материал: семь разных клубков нитей, ножницы, картон. Нити взяли тех цветов, которые традиционно использовали коми-пермяки в ткачестве и плетении.
Вначале подготовили «цветочек» - вспомогательный элемент для плетения пояса – вырезали его из плотного картона. Затем закрепили нити определённой длины в центре этого «цветка».

Нити распределили между лепестками.

Теперь по направлению, которое указывала стрелочка, нужно было перекидывать каждую третью нить в пустую ячейку.

С другой стороны цветка появлялось готовое изделие в виде плетёного пояса.

У каждого получился свой узор на поясе.(Приложение 3)




Заключение
В последнее время происходит тенденция к снижению интереса ко всему древнему, мы стали забывать о национальной культуре, которая непосредственно связана с историческим развитием народов Пармы. В школах перестали изучать родной коми-пермяцкий язык. Лишь в небольших сельских школах сохраняется его изучение. Возрождение традиций, обычаев коми-пермяков, возрождение коми-пермяцких промыслов и ремёсел, изучение родного языка позволит сохранить культурное наследие Пармы.
В рамках нашего исследовательского проекта мы познакомились лишь с несколькими видами коми-пермяцких ремёсел.
В настоящее время возвращаются в современную жизнь и ткачество, и вышивка, и поясоплетение, и вязание.
Навыки, которые мы получили в ходе исследовательской работы, помогут нам в освоении других видов ремёсел жителей села Юксеево.












Литература
Волощук Н.А. Тряпичная кукла. Библиотека школы! Научно-методический журнал. №8, 2014 г., с. 5-16
А.Е. Коньшин. История коми-пермяцкого народа. Часть 1. Кудымкар, 2009 г., с. 110-112
Н.Н. Агафонова, А.М. Белавина, Н.Б. Крыласова; Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времён до начала XVIII в. Пермь: Книжный мир, 1995 г., с. 70, 152-153.
















Приложение 1. Вязаная кукла «Домовёнок Кузя».













Приложение 2. Браслет из бересты.














Приложение 3. Плетёный пояс.











13PAGE \* MERGEFORMAT142115




Рисунок 4Рисунок 3Рисунок 9C:\Users\111\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20150202_13_40_30_Pro.jpg