РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Технические средства информатизации» для специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям)
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
автономное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа Югры
«Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Технические средства информатизации»
для специальности среднего профессионального образования
230401 Информационные системы (по отраслям)
Ханты-Мансийск
2012 г
ОДОБРЕНА
предметно-цикловой комиссией
Протокол № от
Председатель______________
Ф.И.О.
Разработчик:
ХМТПК ____________ преподаватель М.В. Желонкина__
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Внутренний эксперт:
____________________________________ ___________ ________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
1.4. Ведущие педагогические технологии, используемые преподавателем
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины 4
4
4
4
5
5
Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 6
6
7
Условия реализации и программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса 17
17
17
19
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 20
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технические средства информатизации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям).
Программа разработана на основании:
1. Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23июня 2010 года, № 688;
2. Рабочего учебного плана, разработанного в АУ СПО «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем» может быть использована для проведения лекционных, лабораторных и практических занятий в рамках оказания дополнительных образовательных услуг выпускникам колледжа по программе дополнительного профессионального образования «Наладчик аппаратного и программного оборудования» и по программе профессиональной подготовки «Информационные системы (по отраслям)».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;
определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;
осуществлять модернизацию аппаратных средств;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;
периферийные устройства вычислительной техники;
нестандартные периферийные устройства.
При реализации программы у обучающихся будут сформированы общие / профессиональные компетенции по специальности:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы и фрагменты методики обучения пользователей.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Ведущие педагогические технологии, используемые преподавателем: информационные, классно-урочные (традиционные), интерактивные технологии.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего 81 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54
в том числе: лабораторные занятия практические занятия 40
контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 27
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
реферат -
подготовка сообщения 16
презентация 6
домашняя работа 5
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Технические средства информатизации»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1. Вычислительные приборы и устройства 17 Тема 1.1.
Виды корпусов и блоков питания системного блока персонального компьютера (ПК) Содержание учебного материала 2 3
Состав типовых технических средств информатизации и их классификация. Состав средств вычислительной техники. Практическая работа 2 1 Виды корпусов и блоков питания системного блока персонального компьютера (ПК). Компоненты. Подключение блока питания. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 1 1
Подготовить сообщение «Перспективы развития технических средств информатизации. Классификация технических средств информатизации». Тема 1.2.
Системные платы Содержание учебного материала 2 2
Системные платы.
Основные компоненты, типоразмеры. Архитектура шины. Функциональное назначение шины. Шина ISA,PCI, AGP, USB, SCSI, IEEE 1397. Набор микросхем системной платы. Система прерываний и конфигурация системной платы. Практическая работа 2 1 Установка конфигурации системы при помощи утилиты CMOS Setup. Тестирование компонентов системной платы диагностическими программами. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 1 1 Подготовить презентацию и разобрать структуру материнской платы и шины. Сделать тестирование компонентов системной шины. Тема 1.3.
Центральный процессор Содержание 2 Практическая работа 1 Центральный процессор. Характеристики процессоров. Режимы работы. Классификация и типы процессоров. Конструктивное исполнение. Обзор основных современных моделей. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 1
1 1
2 Подготовить презентацию и разобрать структуру материнской платы и шины. Сделать тестирование компонентов системной шины.
Подготовить сообщение «Характеристика современных процессоров». Тема 1.4.
Оперативная и кэш-память
Содержание учебного материала 2 Практическая работа 1 Оперативная память: основные принципы функционирования. Типы памяти. Технические характеристики, конструктивное исполнение. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 1 1
Подготовить опорный конспект «Классификация и назначение различных видов памяти». Тема 2. Периферийные устройства средств вычислительной техники 55 Тема 2.1. Общие принципы построения
Содержание учебного материала 2 3
Классификация периферийных устройств персонального компьютера.
Интерфейсы подключения периферийных устройств. Общие принципы построения. Программная поддержка работы. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить презентацию: «Классификация периферийных устройств». Тема 2.2. Дисковая подсистема
Содержание учебного материала 2 3
Накопители на гибких магнитных дисках.
Принцип действия, технические характеристики, основные компоненты. Накопители на жестких магнитных дисках: форм-факторы, принцип работы, типы, основные характеристики, режимы работы. Практическая работа 2
2 1
2 Форматирование магнитных дисков. Запись информации на оптические носители.
Принцип действия, основные компоненты, технические характеристики. Магнитооптические накопители, стримеры, флэш-диски. Обзор основных современных моделей. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить сообщение «Накопители на гибких магнитных дисках» и «Накопители на жестких магнитных дисках». Тема 2.3. Видеоподсистемы
Содержание учебного материала 2 2
Видеоподсистемы.
Мониторы на электронно-лучевой трубке, жидкокристаллические мониторы: основные принципы работы, технические характеристики, энергосбережение, защита от излучений. Практическая работа 2 1 Работа с программным обеспечением. Запись и воспроизведение видеофайлов. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 3 1 Подготовить сообщение по темам: «Жидкокристаллические мониторы» и «Плазменные мониторы», «Отличительные достоинства и недостатки жидкокристаллического от плазменного монитора». Тема 2.4. Звуковоспроизводящие системы
Содержание учебного материала 2 2
Основные компоненты звуковой подсистемы ПК.
Принципы обработки звуковой информации. Спецификации звуковых систем. Программное обеспечение. Средства распознавания речи. Практическая работа 2 1 Работа с программным обеспечением записи и воспроизведения звуковых файлов. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить презентацию: «Звуковой подсистемы ПК». Тема 2.5. Устройства вывода информации на печать
Содержание учебного материала 2
2
2 2
Практическая работа 1
2
3 Принцип работы и технические характеристики: матричных, струйных, лазерных, светодиодных и сублимационных принтеров, плоттеров.
Параметры работы принтеров. Правила эксплуатации принтеров. Обзор основных современных моделей.
Подключение и инсталляция принтеров. Настройка параметров работы принтеров. Замена картриджей. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить сообщение «Технические характеристики устройств вывода информации на печать». Тема 2.6. Манипуляторные устройства ввода информации
Содержание 2 Практические работы 1 Манипуляторные устройства ввода информации. Принцип работы и технические характеристики: клавиатуры, мыши, джойстика, трекбола, дигитайзера. Параметры работы манипуляторных устройств ввода информации. Настройка параметров работы клавиатуры, мыши. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить опорный конспект и презентацию: «Основные отличительные характеристики клавиатуры, мыши, джойстика, трекбола, дигитайзера. Тема 2.7. Сканеры
Содержание учебного материала 2
2
2 Практические работы 1
2
3 Сканеры. Классификация сканеров.
Принцип работы и способы формирования изображения. Технические характеристики сканеров. Программный интерфейс, программное обеспечение.
Обзор основных современных моделей. Подключение и инсталляция сканеров.
Настройка параметров работы сканера. Работа с программой сканирования и распознавания текстовых материалов. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить сообщение «Сканеры и их характеристика». Тема 2.8. Технические средства сетей ЭВМ
Содержание учебного материала 2
2 Практическая работа 1
2 Работа с кабельной системой, сетевым адаптером, концентраторами, коммутаторами. Модемы. Принцип работы. Установка модема и настройка параметров работы. Обзор основных моделей. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить сообщение «Модемы и их характеристика». Тема 2.9. Нестандартные периферийные устройства ПК
Содержание учебного материала 2 Практическая работа 1 Интерфейсы нестандартных периферийных устройств. Комбинированные периферийные устройства ПК. Обзор основных моделей. Подключение и работа с нестандартными периферийными устройствами ПК Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2 1 Подготовить сообщение «Нестандартные периферийные устройства». Тема 3. Использование средств вычислительной техники 9 Тема 3.1. Совместимость аппаратного и программного обеспечения средств вычислительной техники. Рациональная конфигурации средств вычислительной техники.
Содержание учебного материала 2 3
Классификация и необходимые ресурсы задач, решаемых при помощи компьютера.
Обоснование и выбор конфигурации ПК с учетом факторов морального и физического старения компонентов компьютера для достижения оптимального соотношения цена-производительность-срок службы. Подбор рациональной конфигурации средств ВТ исходя из экономических возможностей заказчика. Практическая работа 2
2 1
2 Выполнение работ по совместимости аппаратного и программного обеспечения средств ВТ. Модернизация аппаратных средств.
Ресурсо- и энергосберегающие технологии средств ВТ. Возможности ресурсо- и энергосбережения средств ВТ. Ресурсо- и энергосберегающие технологии использования средств ВТ. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа 2
1 1
2 Подготовить презентацию «Необходимые ресурсы задач, решаемых при помощи компьютера».
Составить кроссворд на тему «Возможности ресурсо- и энергосбережения средств ВТ» Всего 81 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории технических средств информатизации.
Оборудование лаборатории технических средств информатизации:
1. Персональные компьютеры.
2. Периферийные устройства: принтеры, сканеры, внешние накопители на магнитных и оптических дисках, плоттеры, акустические системы, микрофоны, источники видеосигнала (цифровая видеокамера, цифровая фотокамера, вэб-камера, телевизор с современным видеоинтерфейсом).3. Наборы инструментов для работы с ПК.
Методическое обеспечение дисциплины:
технические средства контроля знаний (компьютерные тесты);
электронные учебные пособия;
методические пособия;
программное обеспечение, необходимое для проведения практических работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации: учебник для студ. сред. проф. образования – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 272 с.
Пятибратов А.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2013 – 560 с.
Башлы П.Н. Технические средства информатизации / П.Н.Башлы – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 349 с.
Левин В. И. Информационные технологии в машиностроении: учебник для студ. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования – 4-е изд., стер. – М.:издательский центр «Академия», 2011, - 416 с.
Дополнительные источники:
Гук М. Аппаратные интерфейсы ПК: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2012.
Гук М. Аппаратные средства локальных сетей: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2012.
Жаров А. Железо IBM 2001. – М.: МикроАрт, 2001.
Колесниченко О.В., Шишигин И.В. Аппаратные средства РС.– 5-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014.
Мюллер Скотт. Модернизация и ремонт ПК. – М.: Вильямс, 2012.
Нортон П., Гудман Дж. Персональный компьютер. Аппаратно - программная организация. – СПб.: BHV - Санкт – Петербург, 2010. – Книга 1. Наиболее полное руководство в подлиннике.
Ральф Вебер. Сборка, конфигурирование, настройка, модернизация и разгон ПК. – ДиаСофт, 2011.
Сайков Б.П. Сбои компьютера. Диагностика, профилактика, лечение. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса.
№ Наименование Количество Тип носителя
Комплекты технологических карт 40 Бумажный/диск
Тесты 3 диск
Комплект для промежуточной аттестации 2 бумага
Комплект для итоговой аттестации 2 бумага
Электронное учебное пособие 15 диск
Учебная программа 1 бумага, электронный вариант
Список литературы (основной, дополнительной, факультативной) 1 бумага
Методические указания по изучению курса 1 бумага
Учебно-практическое пособие (план-конспект лекций) 1 бумага, электронный вариант
Рабочая тетрадь с примерами выполнения практических и самостоятельных заданий 1 бумага
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей; Практическая работа
осуществлять модернизацию аппаратных средств; Практическая работа
определять совместимость аппаратного и программного обеспечения; Практическая работа
осуществлять модернизацию аппаратных средств; Практическая работа
Знать:
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники; Тест, внеаудиторная самостоятельная работа.
периферийные устройства вычислительной техники; Тест, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа.
нестандартные периферийные устройства Тест.