Конспект урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число имен существительных


Единственное и множественное число имен существительных
Цель: способствовать развитию умения определять число имен существительных; создать условия для ознакомления со словами, употребляемыми только в единственном и множественном числе, развития навыков правописания словарных слов: топор, ножницы, молоко.
Планируемые УУД:
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.
Тип урока: решение учебной задачи
Ход урока
1. Орг. момент
-Приветствие, проверка готовности к уроку
-Напутствующее слово
2. Чистописание
Э э Ж ж3. Проверка домашнего задания
Упр. 102 на с. 63
4.Постановка учебной задачи
(на доске записаны слова)
Сосны с…сна
Хлеба хле…
Грибы гри…
Травы тр…ва-По какому признаку слова объединены в группы?
-Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.
-Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании?
-сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.
5. Усвоение новых знаний и способов действий
1)Упр. 108 с. 62
-Прочитайте загадки.
-Объясните отгадки. Спишите.
-Подчеркните изученные орфограммы. Определите число имен существительных.
2)Упр. 109 с. 63
-Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? ( Форма множественного числа).
-Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3) Правило с. 64
-Прочитайте правило.
-Что нового вы узнали?
4) Работа с пословицами с. 64
-Прочитайте. Когда так говорят.
-Спишите. Укажите число над именами существительными.
5) Словарная работа
Топор, ножницы, молоко
6. Закрепление знаний и способов действий
-По какому признаку имена существительные распределены на две группы?
-Запишите все имена существительные в единственном числе. (упр.110)
-как проверить правописание слов?
7. Рефлексия
-что нового узнали сегодня на уроке?
-что получилось хорошо?
-что вызвало затруднения?
-О чем хотели бы узнать подробнее?
Домашнее задание: составьте и запишите предложения со словами: ножницы, топор, молоток.