Урока по литературе по теме: «Башкирия в воспоминаниях и рассказах Л.Н. Толстого»
Сценарий урока
урока по литературе по теме: «Башкирия в воспоминаниях и рассказах Л.Н. Толстого»
Тип урока: изучение нового материала
Класс: 5
Цель урока: познакомить учащихся с башкирским периодом в жизни и творчестве великого русского писателя,
Задачи:Образовательная. Формировать навыки самостоятельного чтения, навыки поиска информации.
Развивающая.
Развить у учащихся интерес к историческому прошлому своего края;
развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
учить сжато излагать повествовательный текст;
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; Воспитательная. Воспитать гуманистов на примере произведений и жизни Л.Н.Толстого.
Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, проектор и ноутбук, запись голоса Л.Н. Толстого, карточки, газетные вырезки.
Использованная литература: Башкирия в русской литературе,т.2,Уфа, 1996 г.
Ход урока
- Внимание на экран. Как вы думаете, что это? (Ответы детей: фонограф)
- Как вы думаете, что означает это слово в переводе с греческого языка? (Ответы детей)
- Скажите, в каком словаре можно посмотреть значение этого слова? (Ответы детей и работа со словарем)
- Томас Эдисон в 1878 году первым построил этот аппарат и назвал его "фонограф".
- Послушайте голос из прошлого Л.Н. Толстого, а вернее, его напутственные слова своим ученикам.
- Л.Н. Толстой любил детей, много с ними разговаривал, учил их и советовал им:
-Делай все по возможности сам, не будь «барином»
-Не будь назойлив
-Будь внимателен
-Не надо жадничать
-Не нервничай, держи себя в руках
-Будь тверд и спокоен
-В игре, спорте и в труде будь разумен
-Будь организованным
-Глубоко вникай в то, что тебе преподают
-имей свое мнение
- Надеюсь, и вам пригодятся эти «10 уроков жизни».
- Из всего вышеизложенного, как вы думаете, о каком писателе сегодня пойдет речь? (Ответы детей)
- Мы раннее изучили жизнь и творчество Л.Н. Толстого, а что вам понравилось больше всего из его биографии?
- Сегодня мы поработаем на индивидуальных листах. Запишите на них число «Семнадцатое февраля» и тему урока «Башкирия в воспоминаниях и рассказах Л.Н. Толстого»
- Какие ключевые, главные слова в теме урока? (Башкирия и Л.Н. Толстой)
- Как вы думаете, что связывает Льва Толстого с Башкирией? (Ответы детей)
- Скажите, что мы должны сделать на уроке, чтобы раскрыть в полном объеме данную тему? (Ответы детей)
- Многие поэты и писатели в своих произведениях воспевали красоту башкирской природы. О каких башкирских писателях и поэтах вы слышали? (Акмулла, Мустай Карим, Зайнаб Биишева, Мажит Гафури, Гарипов Рами Ягафарович, Бикбаев Равиль Тухватович и др. )
- А за что вы любите республику Башкортостан? (Ответы детей)
- 2017 год объявлен Годом экологии. Нужно ли оберегать природу Башкирии и для чего и кого это нужно делать?
- Я с вами согласна, посмотрите на Башкирию, которою восхищался Лев Толстой. Презентация о Башкирии.
- А теперь поработаем в парах. Перед вами часть мозаики. Прочитайте тест и найдите ее место по форме.
- Если при чтении вам встретились непонятные слова, выпишите их в индивидуальный лист.
Тексты для учеников
Л. Н. Толстой неоднократно бывал в башкирских степях и долгие годы общался с башкирами. Первая его поездка к башкирам относится к 1862 году. Тогда здоровье Толстого было сильно расшатано, и доктор Андрей Евстафьевич Берс, будущий тесть писателя, посоветовал ему ехать на кумыс в башкирские степи.
Толстой решил последовать совету врача и, смеясь, говорил своим знакомым: «Не буду ни газет, ни писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце брюхом вверх, пить кумыс да баранину жрать! Сам в барана обращусь, - вот тогда выздоровлю!»
27 мая 1862 года Л. Н. Толстой приехал в Самару и оттуда направился в башкирское кочевье на речке Каралык, в 130 верстах от города. В первый приезд Толстой пробыл на Каралыке полтора месяца, здоровье его за это время значительно улучшилось, и в середине июля он выехал в Москву.
Однажды Толстой приехал на Каралык с сыном Ильей. «Мы ходили в степи смотреть башкирские табуны, - вспоминал Илья Львович. - Папа похвалил одну буланую лошадь, а когда мы собирались ехать домой, то эта лошадь оказалась привязанной около нашей оглобли».
Дружбу с башкирами Толстой сохранил на многие годы. Более двадцати лет поддерживал он связь с Мухаметом Рахматуллиным, приготовлявшим ему кумыс. Писатель любил играть в шашки с башкиром Хаджимуратом.
В письме к поэту А. А. Фету Толстой писал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа... Если бы начать описывать, то я исписал бы 100 листов, описывая здешний край и мои занятия».
В одном из писем к жене Лев Николаевич сообщает о своем намерении побывать в Уфе. «Поездка же в Уфу интересна мне потому, - пишет он, - что дорога туда идет по одному из самых глухих и благодатнейших краев России». Однако его планам не суждено было осуществиться.
В первой половине июля 1872 г. Толстой приезжал на несколько дней в хутор на Таналыке. Летом следующего года он отдыхал на этом хуторе с семьей.
В голодные 1873 и 1874 годы Л. Н. Толстой оказал большую помощь самарским крестьянам и башкирам. Он выступил со страстным «Письмом к издателям», в котором изложил собранный им материал о страшном голоде в этих краях. В пользу голодающих было собрано 1887 тысяч рублей и 21 тысяча пудов хлеба. Толстой и сам оказал значительную материальную помощь голодающему населению.
Летом 1875 г. Лев Николаевич снова с семьей отдыхал в башкирской степи. Зная любовь башкир к конским состязаниям, Толстой решил устроить скачки с ценными призами.
Весть об этом быстро облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, татар, киргизов, уральских казаков и русских крестьян. Хорошо подготовленные, эти скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся, участники и зрители, два дня пировали, пили кумыс, ели баранину, конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал активное участие и Толстой. Он любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.
В 1900 году по поручению Толстого в башкирские степи ездил слуга писателя Иван Зябров. Башкиры хорошо помнили писателя, много о нем расспрашивали и говорили: «Мы любим графа. Он добрый человек. Дай бог ему долго жить. Когда приедешь, скажи так: «Башкиры кланяются».
- Посмотрите, что у нас получилось. Правильно, это земной шар. А много ли человеку нужно земли? У Л.Н. Толстого есть рассказ о башкирах и их земле, который так и называется «Много ли человеку земли нужно», а еще он написал рассказ «Ильяс», где также повествует о башкирах.
Анализ рассказа «Ильяс».
В рассказе «Ильяс», написанном в том же 1885, явственно сказалась толстовская идея «непротивления злу», смирения перед судьбой. Прочитаем и проанализируем рассказ.
Чтение рассказа.
Почему рассказ так назван?
В чём смысл данного произведения?
В чем видят счастье Ильяс и его жена?
Почему будучи богатыми они не чувствовали себя счастливыми?
Кто отвечает на вопросы гостей? Почему муж уступает это право жене? факт?
На какие средства живут эти бедняки?
Как вы думаете, Мухамедшах взял их к себе только из благодарности и жалости?
А теперь поработаем в группах. Каждой группе нужно подумать над вопросом, что нужно человеку для счастья. Только нужно брать одно понятие и доказать свою точку зрения.
Таким образом, можно сказать, что Лев Николаевич Толстой видит счастье не в богатстве и количестве земли, а в любви, согласии друг с другом и богом.
Рефлексия. Были ли достигнуты учебные цели, поставленные в начале занятия?
Итог урока. Чем запомнится вам это урок? (Ответы детей)
Выставление отметок.
Отметка за баллы: 4-5 баллов – «3», 6-7 – «4», 8-10 баллов – «5»
Трейлер к рассказу «Много ли человеку земли нужно»
Домашнее задание на выбор:
1-й вариант – найти толкование непонятных слов и прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно»;
2-й вариант - составить вопросы по содержанию рассказа
Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно»;
3-й вариант – написать сочинение по теме: «Много ли человеку земли нужно»
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
WђЗаголовок 215