Педагогический опыт Формирование профессиональных компетенций и личности обучающегося в условиях применения современных информационно-коммуникационных технологий
Формирование профессиональных компетенций и личности обучающегося в условиях применения современных информационно-коммуникационных технологий
Назарова Оксана Викторовна
ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»
Внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Современное информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий;
- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
- нарастающая информатизация общества;
- создание глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
- развитие информационной экономики, электронного государства и правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Такое информационное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Реализация требований ФГОС СПО третьего поколения (к целям и задачам образования, технологиям проведения урока, его организационной и практической направленности) невозможна без применения новых педагогических технологий, вовлекающих каждого студента в активный познавательный процесс.
В настоящее время главной задачей преподавателя является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности.
Подготовка специалистов банковского дела, востребованных в условиях рынка, имеет свои особенности, к тому же требования со стороны работодателей постоянно возрастают. Квалифицированный специалист банковского дела должен владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного анализа, методами финансовых вычислений, суть которых заключается в том, что любая сделка предполагает выполнение расчетов и осуществление их анализа, дающее основание принять решение по поводу целесообразности и эффективности проведения этой сделки.
Таким образом, преподаватель междисциплинарных курсов должен не только обладать современными, адекватными знаниями в области преподаваемых дисциплин, но и изучать и внедрять инновационные педагогические технологии, а также применять современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей деятельности, что требует постоянного саморазвития и самосовершенствования преподавателя, повышения его профессионального мастерства.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного опыта от поколения к поколению и от одного человека другому, способствует не только повышению качества обучения и образования, но и обеспечению большей доступности образования для всех групп населения, позволяет человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, что является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям современного информационного общества.
Рассмотрим возможности применения мультимедийных и компьютерных технологий и определим их результативность в подготовке специалиста банковского дела.
Так, основными формами использования информационно-коммуникационных технологий на уроках являются:
1. Использование интерактивной доски для отображения информации (как экрана), демонстрации порядка выполнения заданий с использованием ПК, создания интерактивных уроков с помощью специализированного программного обеспечения, а также сохранения созданных в процессе урока элементов и возвращения к ним по мере необходимости и др. Применение встроенных эффектов позволяет концентрировать внимание студентов и вовлекать их в учебный процесс в качестве полноправных участников.
Интерактивные доски объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводя при этом процесс обучения на новый качественный уровень, но имеются и недостатки – отсутствие специализированного предметного программного обеспечения (для специальности банковское дело, к сожалению, тоже нет). Можно, конечно, использовать презентации Power Point, но это не позволит использовать интерактивную доску с полной отдачей. Необходимо, чтобы в презентации присутствовали интерактивные элементы, но текущие версии Power Point таких возможностей не дают.
2. Использование мультимедийных презентаций по темам, созданных преподавателем, в рамках подготовки к проведению занятий;
3. Разработка презентаций студентами, их защита (по темам дисциплин, МДК, по курсовым, студенческим научно-исследовательским и дипломным работам);
3. Использование ресурсов сети Интернет (отслеживание изменений в законодательстве, при выполнении творческих и аналитических работ по дисциплинам, МДК, выполнении курсовых, студенческих научно-исследовательских и дипломных работ);
4. Использование тестовой оболочки MyTest (проверка знаний студентов, накопление статистической информации с помощью автоматически создаваемых журналов тестирования с целью анализа наиболее распространенных ошибок и т.д.);
5. Применение ПК для выполнения профессиональных задач (построения графиков платежей, построения аналитических диаграмм, оформления документов, информационных писем и т.д.) и др.
Обучение студентов в условиях образовательной информационной среды способствует формированию профессиональных компетенций, таких как умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию, находить информацию в различных источниках, а также развитию коммуникативной компетентности и осознанию полезности получаемых знаний, в соответствии с ФГОС СПО-3. Кроме того, также происходит активизация процесса социализации выпускника, самоутверждение личности как профессионала, развитие профессионального мышления, умение пользоваться информационными ресурсами по специальности.
Разные формы информационно-коммуникационных технологий, используемые в учебном процессе, способствуют углублению знаний студентов, создаются оптимальные условия для усвоения знаний в системе междисциплинарных связей. Проводимая работа с использованием ИКТ не только сохраняет структуру образовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к дисциплинам, МДК;
- формирует у студентов навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- позволяет студентам проявить себя в новой роли;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого студента;
- содействует росту успеваемости студентов.
Эффективность познавательной деятельности студентов повышается за счет:
- расширения возможностей доступа к образовательной информации;
- совершенствования организационных форм и методов обучения;
- формирования умения самостоятельно приобретать знания;
- визуализации представленной информации;
- ориентации на развитие интеллектуального потенциала студентов;
- развития творческого потенциала студентов;
- незамедлительной обратной связи;
- одновременного использования нескольких каналов восприятия студентов.
Но одного аудиторного использования средств ИКТ недостаточно для полного «погружения» студента в информационную среду. Поэтому необходимо внедрять и развивать творческие аспекты работы студентов с информационно-коммуникационными технологиями во время внеаудиторной работы при подготовке к учебным занятиям, выполнении курсовых проектов, проведении исследований в рамках научно-исследовательской работы, т.е. организовать систему самостоятельной работы (индивидуальной, групповой) студентов с использованием ИКТ.
Это позволяет повысить эффективность процесса обучения, раскрыть ситуацию успеха каждого студента. Самостоятельная работа дает возможность проявиться их индивидуальности, способствует формированию интеллекта и характера.
Примером заданий самостоятельной работы с использованием ИКТ может быть: разработка мультимедийных презентаций по заданным темам, решение задач по дисциплинам, МДК с использованием MS Excel, подготовка докладов, сообщений, отражающих современные тенденции в экономике и банковском деле, с использованием ресурсов Internet, научно-исследовательская работа.
Используемые инновационные педагогические технологии обусловлены требованиями, которые предъявляются к специалисту банковского дела на рынке труда – банковский работник должен обладать рядом профессиональных качеств:
1) компетенциями, в соответствии с ФГОС СПО;
2) способностями – аналитическими, коммуникационными, самоорганизационными, по достижению поставленных целей;
3) эрудицией – знаниями о современных тенденциях в экономике и профессиональной среде, банковских продуктах и услугах, клиентах, банках, конкурентах.
Описанный выше подход в обучении способствует также развитию специфических черт личности – самодисциплины, эмпатии, честолюбия, силы духа (жизнестойкости), интеллекта, творческих способностей, гибкости, настойчивости, представительности, надежности.
Такая организация учебного процесса дает стабильно высокие результаты освоения студентами образовательных программ, способствует раскрытию творческих способностей, повышает готовность к самостоятельной деятельности, что позволяет добиваться значительных успехов в научно-практической деятельности, профессиональных олимпиадах и конкурсах, трудоустройстве и продвижению по карьерной лестнице.
Библиографический список
ФГОС СПО по специальности 38.02.07 «Банковское дело»;
Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : Учебное пособие / Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2007;
Назарова, О.В. Применение информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов банковского дела. Опыт лучших педагогических практик по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена: - Камышин, 2015. с. 38-40;
Информационное общество – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 32-37. – URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc /emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
WђЗаголовок 215