Родительское собрание на тему «Поощрение и наказание детей в семье»
МОБУ СОШ №1р.п. Чунский 7 класс Работу выполнила: Иванкова Наталья Васильевна Цель:Предоставить родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений. Переосмыслить их. Задачи:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье;Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семьеСпособствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.Просвещение родителей в повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми. Вид родительского собрания: тематическое (по плану родительского всеобуча). Форма проведения: круглый стол. Какие виды наказания Вы используете: Какие виды поощрения Вы используете: - Ставите в угол;- Не разговариваете с ним;- Ругаетесь, кричите;- Подолгу читаете нотации;- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.- Лишаете любимого занятия (не разрешаете гулять, общаться с друзьями);- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)- Стыдите при друзьях и знакомых;- Оставляете без десерта и сладостей; - Радуетесь вместе с ним его успехам;- Просто хвалите;- Покупаете подарки;- Разрешаете подольше не ложиться спать;- Разрешаете посмотреть телевизор, поиграть в компьютер;- Угощаете сладостями;- Играете в совместные игры; Вопросы и ответы из анкеты для детей:- Как наказывают вас родители?(«не отпускают гулять», «запрещают общаться с друзьями», «орут», «дают оплеуху»)- Как поощряют и за что поощряют тебя родители?(«никак», «за помощь по дому», «за учебу», «дают деньги», «говорят «молодец», «разрешают подольше погулять») Наказание – это мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление. Поощрение – это вознаграждение. Ситуация 1 Мать вернулась с собрания, на котором говорили об отставании ее дочери по математике. И вместо того, чтобы дома постараться спокойно выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая тупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по математике» Права ли она? Как поступили бы вы? Ситуация 2 Ребенок плохо ведет себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «»Ах, ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребенку. Права ли она? Как поступили бы вы? Ситуация 3 За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы? Ситуация 4 Ребенок просит купить конструктор. А взрослые обещают: «Вот закончишь учебную четверть без троек, тогда и купим конструктор».Какие допущены ошибки? Как поступили бы вы? Почему некоторые родители воспитывают детей ремнем?Первая причина: многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: «Он в другой раз еще похлеще выкинет, нельзя спускать». Вторая причина: наша несдержанность, срывы. Которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами: на работе неприятности, в семье проблемы. Ребенок под руку попался ну и получил. Третья причина: бьют от пустоты, что по-другому разговаривать с ребенком не умеют, слов нужных не находят. Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание. Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться. Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере. Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача. Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык. Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. - разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку. Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением. Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя. Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: "Сейчас же встань в угол". Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом. Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым. Временное пренебрежение общения с ним. Лишение доверия.Сказать: «Ты меня разочаровал потому-то и потому-то, придется мне одному ехать в гости».Ребенку следует объяснить, почему его поступок заслуживает отчуждения. Не спешите наказывать. Горячность – плохая помощница.Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть. А месть всегда не достойна человека.Есть дети, которых ни наказанием, ни добром не возьмешь, но великодушное отношение в конце концов спасает их. Упражнение "Семейные заповеди"Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются члены их семьи). Незаслуженное поощрение, захваливание ребенка приносит вред общему делу воспитания.Поощрять надо в меру, чтобы поощрение выполняло действительно функцию стимула, чтобы у ребенка появилось желание становиться лучше.Самая большая привилегия, которую мы можем дать детям, - любовь к родному дому. Какими качествами должны обладать родители , чтобы их дети были счастливыми?Что нужно, для того, чтобы в семье царило счастье? (Счастливые, здоровые, успешные, весёлые дети)Каких нравственных норм нужно придерживаться родителям, для создания счастливого климата в семье? ( любовь, забота, поддержка, взаимопонимание, любовь, похвала, нежность, поощрение) Упражнение "Кулачок" Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, используя любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются) Вы можете ошибаться.Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов. Не жалейте время для детей,Разглядите взрослых в них людей,перестаньте ссориться и злиться,Попытайтесь с ними подружиться. Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?- Что было самым неожиданным?- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?