Развивающее занятие «Возвращение блудного попугая»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Йошкар-Олы»










Развивающее занятие

«Возвращение блудного попугая»
(на основе мультфильма в рамках ФГОС для обучающихся первых классов)



Составила: Свинцова Н.В.
педагог-психолог












г.Йошкар-Ола
2012
Участники: обучающиеся 1-го класса
Тема: «Возвращение блудного попугая»
Цель: развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
Задачи:
Создание позитивного настроя
Формирование социальных мотивов
Формирование умения оценивать моральное содержание действий и ситуаций
Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого героя
Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Развитие умения слушать собеседника
Формирование действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
Формирование учебно-познавательного интереса школьника
Развитие произвольного внимания – умения максимально концентрироваться на происходящем на экране
Развитие наглядно-образного и понятийного мышления
Развитие умения грамотно строить предложения
Развитие слухового восприятия
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие воображения и фантазии
Материалы к занятию:
Запись мультфильма «Возвращение блудного попугая»
Музыкальная запись «Песенка Мамонтенка»
Аудиозапись «Звуки природы»
Презентация в стихах «Птицы»
Маски для сценок из мультфильма
Шаблоны раскрасок героев мультфильма
Цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, ватман
Мягкие игрушки птиц
Цветные карточки (синяя, желтая, красная)
Детские наклейки для поощрения обучающихся
Оборудование для проведения занятия:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Магнитофон
Магнитная доска




«Спустился вечер за окном,
Затушевал дневные краски,
Окутал город нежным сном,
Вновь наступило царство Сказки»

Ход работы:
1. Вводная часть
Упражнение «Закончи предложение».
Встали в круг, каждый из детей по кругу заканчивает предложение «Мой любимый мультфильм »
- группа разбивается на 3 подгруппы с помощью цветных карточек (синяя, желтая, красная)

2. Основная часть
1) Просмотр мультфильма
«Стоп-кадр» №1: Попугай улетает от Вовы.
Обсуждение:
Назовите главных героев
Нарисуем психологические портреты наших героев
Почему обиделся попугай Кеша?
Оцените его поступок (уход из дома)
Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы выступаете в роли «попугая Кеши»?

«Стоп-кадр» №2: Воробей и Кеша на ветке.
Обсуждение:
Почему Кеше страшно?
Что случилось на следующее утро?
Какие новые герои появились на экране?
Давайте нарисуем их психологические портреты
Почему Кеша решил, что сможет прожить без Вовы?

«Стоп-кадр» № 3: Кеша смотрит телевизор после возвращения.
Обсуждение:
Почему Кеше грустно?
Кто грустит вместе с ним?
Как ведут себя герои?
Что изменило его настроение?
Почему он стал радостным?
Какой вывод сделал попугай Кеша, когда вернулся домой?



2) Презентация «Стихи о птицах» (см. диск)
Обсуждение
Каких птиц вы знаете?
Какие птицы живут в республике Марий Эл?
Чем питаются птицы?

3) Загадки о птицах (см. дидактический материал)

4) Упражнение «Голоса птиц»
Ребята слушают аудио-диск «Звуки природы», где раздаются голоса разных птиц. Надо определить на слух, какие птицы живут в лесу и назвать их.

5) Физкультпауза «Мы и птицы»
Для расслабления мышц шеи, плеч, головы, туловища. Ребята представляют позы, повадки разных птиц под ритмичную музыку.

6)Этюд «Сценки из жизни попугая Кеши»
Группам предлагаются маски героев мультфильма. Каждая группа получает задание - подготовить сценку из жизни Попугая.
Выбор сценок:
Кеша и Вова
Кеша и его новые друзья
Возвращение блудного попугая.
Когда сценки будут готовы, ведущий может помочь ребятам, в случае необходимости. Поскольку важны спонтанность и импровизация, представление начинается без предварительных репетиций.
Обсуждение: у кого лучше всего получилась сценка из жизни попугая. Почему?

7) Групповой коллаж «Попугай и его друзья»
Ребята, используя шаблоны раскрасок (их приготовили дети заранее на уроке рисования), на листах ватмана по группам создают окружающий мир попугая Кеши и его друзей. Ведущий помогает размещать и приклеивать раскраски. В это время звучит музыка «Песенка Мамонтенка». Важно участие каждого ребенка.

3. Заключительная часть
Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями:
- что было интересным на занятии?
- какие выводы из занятия можно сделать для себя?
- какие моменты занятия вам больше всего понравились?
Подведение итогов.
Поощрение учащихся. Наиболее активных, артистичных, талантливых ребят ведущий награждает детскими наклейкам.

Список литературы

Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004
























































Дидактический материал
























Загадки о птицах

Он в мундире ярком, шпоры для красы Днем он - забияка, поутру - часы.  (Петух)
Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут!  (Снегирь)
Днем спит, ночью летает. (Сова)
Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!" А что пора? Какая с ней морока, Когда трещит ... (Сорока)
Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
Крылатый, горластый - красные ласты. В воде купался - сух остался. Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)
И петь не поет, и летать не летает... За что же тогда его птицей считают? (Страус)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома:
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото
(Аист)
Чик-чирик!
За зернышками прыг!
Клюй, не робей! Кто это?...
(Воробей)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
(Снегири)
Весь день рыбак
В воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков
(Пеликан)
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает
(Филин)
В лесу на ветке она сидит,
Одно ку-ку она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих теряет.
Ку-ку то там, то тут.
Как эту птицу зовут?
(Кукушка)
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп», Кеше пить быстрее дай,
Кто же это (попугай)

15