ОПЫТ РАБОТЫ Дидактические аспекты применения информационных ресурсов на уроках географии
Управление образования и молодёжной политики
администрации Арзамасского района
МОУ « Мотовиловская средняя
общеобразовательная школа»
«Дидактические аспекты повышения эффективности обучения с помощью средств информационных компьютерных ресурсов на уроках географии.»
Учитель географии
1кв. категории
Спирина М.В.
2011 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление_________________________________________3
Дидактические аспекты применения информационных ресурсов на уроках географии_________________________4
Направления компьютеризации обучения. _________4
Виды компьютерных программ. __________________5
Применение компьютерных программ на различных типах уроков географии._________________________8
Правила использования информационных ресурсов на уроках.________________________________________ 9
Возможности индивидуализации обучения при помощи компьютерных программ. ________________________9
Заключение. _______________________________________10
Литература.________________________________________5
ВСТУПЛЕНИЕ
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Обучение с использованием современных средств информационных технологий является интенсивным процессом учебной деятельности школьников. Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
Использование компьютерных информационных ресурсов создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний.
Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей ит.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Зачастую на занятиях главной задачей обучаемого является добывание знаний. Его активность напрямую связана с достижением успеха, и в случае неопределенности этой ситуации она снижается. При использовании педагогических программных средств, где предусмотрена продуманная обратная связь, обучаемый ощущает постоянный контроль, который не позволяет ему расслабляться и способствует повышению ответственности за свой результат. Компьютер становится средством, которое создает дополнительную мотивацию, расширяет опыт ученика.
Информационная емкость урока повышается за счет сокращения времени на рутинные операции, что позволяет учащимся усваивать больший объем учебного материала. Повышение информативности достигается и в результате концентрации внимания на усвоение наиболее сложных понятий и тем. Компьютерные технологии позволяют также подавать материал укрупненными блоками, выделяя то, что обучаемый должен понять глубоко и прочно. Компьютер на уроке способствует формированию и общеучебных навыков, и развитию самостоятельности. Это достигается и за счет индивидуализации обучения.
Информатизация образования позволяет ликвидировать один серьезный недостаток традиционной системы обучения – необеспеченность активного включения в учебный процесс всех учащихся.
Ориентация педагога на среднего ученика приводит к тому, что способные и одаренные ученики теряют интерес к учебе, а слабые не понимают и не могут принять активное участие.
Дидактические аспекты применения информационных ресурсов на уроках географии
2.1.Направления компьютеризации обучения.
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения.
Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко, «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению. За последние несколько лет серьезно изменились возможности обучения детей. Происходит переоценка традиционных методов обучения. Современные технологии врываются в повседневную жизнь, не оставляя в стороне и школу. Компьютер сегодня - не роскошь и не игрушка, это инструмент получения информации и накопления знаний.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
2.2.Виды компьютерных программ.
В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить несколько видов компьютерных программ.
1. Учебные программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют управление деятельностью учащихся. Сейчас разработана целая система мультимедиа учебников по всем школьным курсам географии.
Данное электронное издание создано для учителя географии и ориентировано на содержание предмета, заложенное в действующий проект стандарта образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету. VII класс – учебное электронное издание. «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы и страны»
Авторы: И.В. Душина, В.Б. Пятунин, А.А. Летягин.
VIII Класс – учебное электронное издание « География России. Природа и население»
Авторы: В.П. Дронов, В.Б. Пятунин , Е.А. Таможняя.
IX класс – учебное электронное издание «География России. Хозяйство и регионы»
Авторы: В.П. Дронов, В.Б. Пятунин , Е.А. Таможняя, Н.Н. Роготень.
X класс – учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»
Авторы: В. П. Максаковский , Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.Е. Таможня, С А. Горохов.
Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Поэтому на уроках объяснения нового материала, особенно трудных тем, я использую мультимедийные электронные издания. Например такие темы урока как «Литосфера.» «Климат» «Полезные ископаемы» «земля» «Природные зоны» «Материки» «Природные комплексы». Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процессов и явлений.
2. Программы – тренажеры – контролеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучающимися уже усвоен. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Репетитор по географии. Использование тестов является рациональным дополнением к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Тестовый контроль знаний позволяет проверить значительный объем изученного материала. Использование тестов формирует у учащихся дисциплинированность и стремление к самостоятельности в усвоении программного материала. Имея заранее готовые батареи тестов, можно практически моментально определять уровень знаний учеников и отыскивать в них пробелы. Разумеется, такой вид контроля не единственный. Но его преимущества в скорости и экономии времени очевидны.
В моей практике для осуществления контроля знаний используются тематические тесты из разных источников, в том числе и из глобальной сети. Особой популярностью у учеников пользуется компьютерная версия популярной телеигры "Кто хочет стать миллионером" (данный продукт был взят с сайта http://www.svp-million.chat.ru). Вопросы соответствующей темы набираются свои.
3. Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, используемые для творческой работы учащихся. Среди офисных программ, используемых мною наиболее часто, выделяется MS PowerPoint. Презентации - это мощное средство развития познавательной активности учащихся при изучении любого предмета, это наглядность, дающая возможность мне выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов, моделей. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассматривать сложный материал поэтапно, имеется возможность вернуться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении материала можно повторить материал, вызывающий затруднения у учеников. Использование анимационных эффектов, включение компьютерных моделей (например, из интерактивных учебников, сети Интернет) способствуют повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция с презентацией сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми диаграммами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют создать на уроке атмосферу изучаемого произведения, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация также позволяет учащимся лучше усвоить материал.
5. Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
2.3. Применение компьютерных программ на различных типах уроков географии.
Вышеперечисленные программные продукты включаю во все этапы урока.
При планировании уроков географии необходимо правильно определить назначение имеющихся компьютерных программ.
На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Такими могут быть мультимедиа программы, где ученик не толь слышит, но и воспринимает изучаемый материал визуально - зрительно. Также на уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного материала можно использовать:
мультимедийные путеводители – интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;
мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.
На уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме; например, на уроке обобщения в6-8 классе можно использовать программу репетитор по географии,
На контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала. Данные программы экономят время, дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Этому могут служить разнообразные тесты, викторины, предложенные на дисках «Дидактический и раздаточный материал», «Репетитор по географии».
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.
2.4.Правила использования информационных ресурсов на уроках.
Каждому учителю географии необходимо помнить, что ни один компьютер не может заменить живого общения «учитель – ученик». Учитывая специфику предмета и его направленность, нельзя на уроках исключать такие необходимые виды деятельности как работа с картой, устное сообщение, заполнение опорных схем- таблиц, изучение материала по книгам – учебникам и пользование справочной литературой. Компьютерные технологии могут сделать процесс познания увлекательным, ярким и доступным. Но, однако, география – предмет устный, где мы учим ученика добывать знания, сравнивать, анализировать, доказывать, выступать перед классом. Поэтому учителю при планировании следует учитывать то, что на учебную деятельность с применением информационных компьютерных ресурсов можно отводить лишь часть всего времени урока.
2.5. Возможности индивидуализации обучения при помощи компьютерных программ.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы, одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально. Анкетирование, проведённое среди ребят, показало, что 100% учащихся поддерживают такую форму работы на уроке. И высказывают мнение о том, что уроки с применением компьютера должны проводиться на всех уроках. С ними трудно не согласиться. Ребята с желанием идут на такие уроки, с увлечением и интересом включаются в урок. Все внимание учащихся сконцентрировано на изучении материала. Повышается интерес к самому предмету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача современного учителя - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося в условиях информатизации образования. А для этого необходимо, прежде всего, овладеть современными способами познания самому. Таким образом, применение информационных компьютерных программ способствует повышению целенаправленности, усилению мотивации, совершенствованию форм учебной деятельности учащихся и педагога, развитию навыков самостоятельной работы. Указанные факторы обеспечивают повышение качества образования.
Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Приемы педагогической техники. – М. «Вита-Пресс», 1999, стр.72-73.
Основные
блоки
Этапы
урока
1
2
3
Начало
урока
Географический
диктант
Теоретический опрос
Объяснение нового
материала
С использованием видеофрагментов, моделей
С использованием программ призентаций
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
с использованием компьютера
Трениров.
Самостоя-тельная
работа с использованием компьютера
Практическая работа
Повторение
Повторяем с контролем
Опрос-итог с использованием компьютера
Практическая работа при помощи компьютера
Контроль
Самостоятельная работа с использованием компьютера
Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Репетитор по географии.
Задание на дом
Задание массивом
Три уровня д/з
Творчество
работает на будущее
Конец урока
Опрос-итог
Обсуждение д/з
Подведение итога
Приемы педагогической техники. – М. «Вита-Пресс», 1999, стр.72-73.
Таким образом, из приведенной таблицы мы видим, что практически на каждом этапе урока географии возможно применение обучающих программ и компьютерных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Таможня Е. А «Компьютерные технологии: возможности использования». Журнал География в школе № 4 2004 год издательство «Школа Пресс»
2. Золотова С. И. Методические подходы к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в курсе «География для общеобразовательных средних школ» Журнал География в школе № 3 2005 год издательство « Школа Пресс»
3.Дмитриева В.Т., А.Н. Воробьёва А.Н.
Cовременные образовательные технологии в преподавании географии журнал география в школе№4,2001
4.Баранов А.С.О возможности использования средств Microsoft Office в обучении географии География в школе №7/03
5.Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе №8/03
6.ТаможняяЕ.А Компьютерные технологии: возможности использования.География в школе №4 2004
7.Новенко Д.В.Новые информационные технологии в обучение.География школе №5/04
8.Лысова Н.В.Проект деятельности в обучении географии. География в школе №2/05
9.Заболотнова Е.Ю.Информационная образовательная среда по географии. География в школе№8/07
10.Долгорукова С.В.Елисеева Л.И. Уроки географии 6-9 классы с применением информационных технологий. Москва «Глобус»2008г.
11.Гин. А. Приемы педагогической техники. – М. «Вита-Пресс», 1999, стр.72-73.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
‰ђЗаголовок 1Заголовок 215