Презентация. Здоровьесбережение в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и внеурочной деятельностиЧирко Елена Ивановнаучитель высшей категории МБОУ «Гимназия №1»
цель: достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. - Показать различные здоровьесберегающие технологии. - Рассказать о мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний
«Здоровье - это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.
Здоровье ученика в норме, если:в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
"Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков". Основными элементами здорового образа жизни являются: 1) отсутствие вредных привычек; 2) высокая культура общения и поведения; 3) рациональное питание; 4) соблюдение режима труда и отдыха; 5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом; 6) санитарно – гигиеническая культура.
Виды здоровьесберегающих технологий Медико-гигиенические технологии (МГТ). Соблюдение норм СанПиНов, работа медкабинета школы. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Уроки физкультуры и спортивные секции. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Пришкольная территория, зелёные растения в классе и в школе, природоохранные мероприятия. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Уроки ОБЖ. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
3 подгруппы ЗОТорганизационно-педагогические (ОПТ): определяют структуру учебного процесса (предотвращение состояния переутомления, гиподинамии и др.)психолого-педагогические (ППТ): связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 мин урока на своих учеников;учебно-воспитательные (УВТ):включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей
Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. Непрерывность и преемственность. Субьект-субьективные взаимоотношения. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся. Комплексный, междисциплинарный подход. Успех порождает успех. Активность. Ответственность за свое здоровье.
Формы организации обучения младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в МБОУ «Гимназия №1»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Урочная деятельностьВнеурочная деятельностьДОУГПДшахматы спортивные игрыхор, ансамбльОчУмелые ручкиФизкультура (плавание)Факультатив «Психология общения»самбо, каратеигры с карандашамиЛитературное чтение беседы о ЗОЖплаваниеразвивающие игрыЛегоконструированиеКлуб «Я - читатель»СИРССпортивные соревнованияклассные часы
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.Критерии здоровье- сбереженияХарактеристикаРациональ-ный уровеньНедостаточ-но рацио-нальныйНерацио-нальныйКоличество видов учебной деятель-ностиВиды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,списывание4-72-31-2
Критерии здоровье- сбереженияХарактеристикаРациональ-ный уровеньНедостаточ-но рацио-нальныйНерацио-нальныйНе более 10 мин.11-15 мин.Более 15 мин.Количество видов преподаванияВиды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная или практическая работа, аудиовизуальный Не менее3-х21
Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональ-ный уровеньНедостаточ-но рацио-нальныйНерацио-нальныйЧередова-ние видов преподава-нияПлотность урокаКоличество времени, затраченное школьником на работуНе позже, чем через 10-15 мин.Не менее 60% и не более 75-80%Через 15-20 мин. 85-90% Не череду-ютсяБолее 90%
Критерии здоровье- сбереженияХарактеристикаРациональный уровеньНедостаточ-но рацио-нальныйНерацио-нальныйНа 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или ПродолжительностьюОтсутствует
Работоспособность в течение учебного дня 1-4 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 1-4 классы
Виды физкультминутокУпражнения для снятия общего или локального утомления.Упражнения для кистей рук.Гимнастика для глаз.Гимнастика для слуха.Упражнения корректирующие осанку.Дыхательная гимнастика
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.Сохранению и укреплению физического здоровья детей.Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах. Происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы. Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.Ожидаемые результаты: 1. Снижение заболеваемости среди детей. 2. Создание сплоченного коллектива учащихся. 3. Личностный рост учащихся. 4. Повышение качества обучения. 5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕЕсли раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.