Формирование у школьников умения принимать интеллектуальные решения как условие гуманизации образования.
Сорокина Н. В.
МОУ «Гимназия №87»
учитель биологии
Формирование у школьников умения принимать интеллектуальные решения как условие гуманизации образования.
Наступил XXI век, эпоха сверхскоростей и дерзких открытий в науке, технике, медицине и искусстве. К переломным рубежам человечество обязано подготовиться особенно тщательно: любому из нас предстоит во всеоружии встретить реалии грядущих перемен.
В широком смысле слова, гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Не секрет, что долгое время наша советская, а потом и российская школа, воспитывая «человека будущего», часто получала как результат некого «середнячка». Двоечников вытягивали на «твердую тройку», а дети – «звездочки», дети, обладающие творческим потенциалом, были неудобны. К таким ребятам требовался индивидуальный подход, специальные методики, позволяющие развить этот природный творческий потенциал. В лучшем случае они удостаивались почетного права представлять школу на олимпиадах и всевозможных конкурсах. Дальнейшая судьба таких детей часто незавидна. Поэтому на современном этапе развития российского образования мы приходим к выводу о необходимости признания ценности каждого ребенка как личности, признания его права на развитие собственных способностей и возможностей, что и является приоритетом в вопросе гуманизации образования.
Если научно – технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в средней школе и повышает требования к уровню общего образования людей, то проблема совершенствования и модернизации содержания, методов и организационных форм обучения является вполне актуальной. Необходимо не только сообщить систему научных знаний, но и вооружить учащихся целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера, которые позволят в будущем не только самостоятельно получать знания, но и реализовывать тот творческий потенциал, которым наделила их природа. Поэтому, говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, следует иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.
В широком смысле слова, «умение» – готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью, на основе уже имеющихся умений и навыков, это свойство, позволяющее решать поставленные задачи в различных меняющихся условиях деятельности [4, с.8]. Наряду с умениями, носящими частный характер, умения более общего характера находят свое применение в различных изменяющихся ситуациях и позволяют решать широкий круг задач и проблем.
Каждый день ставит перед нами новые вопросы и требует решения новых проблем. Собственно говоря, вся наша жизнь – это последовательность принятия решений. Человек принимает решения каждый день и при этом по большей части неосознанно – под влиянием воспитания, собственного жизненного опыта, своих страхов и комплексов. Последствия таких решений часто ощутимы не сразу – через день, год, два, десять лет. «Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил» - приходит на ум старая русская пословица.
Именно поэтому одним из основных умений, которым должен овладеть учащийся в период обучения в школе является умение сознательно принимать интеллектуальные решения.
«Дайте определение понятию, сравните, опишите, проанализируйте, сделайте вывод, выберите из предложенного» – с таких слов часто начинаются вопросы и задания, которые на уроках и дома должны выполнять наши ученики.
Слушая и проверяя работы учащихся по биологии, можно заметить, что часть детей сталкиваются с трудностями при сопоставлении и сравнении объектов, установлении соответствий, классификации объектов, и не могут, абстрагируясь от общего, выделить частное. Исходя из этого возникла необходимость научить детей способам принятия интеллектуальных решений, которые помогут учащимся решать задачи различных уровней сложности.
Любую разумную деятельность человек выполняет на основе ранее усвоенной информации о методике выполнения этой деятельности. По тому, как используется усвоенная информация, можно различать два вида деятельности – репродуктивную и продуктивную. Общим принципом для выделения этих видов деятельности является способ использования исходной информации для решения возникающих задач.
Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных ситуациях и применяются только в типовых ситуациях. Для репродуктивной деятельности характерны в основном алгоритмические действия и в хорошо известных условиях.
В процессе же продуктивной деятельности ученики всегда создают новую ориентировочную основу действия, т. е. они генерируют новую информацию, которая всегда будет соотноситься с предшествующим опытом в поисковой деятельности.
Сформированность умений принимать интеллектуальные решения соотносима со способностью решать и выполнять различные по уровню сложности задачи и задания. Эти уровни сложности, в свою очередь, соотносятся с уровнем усвоения действий при решении данных задач и заданий [1, с 54].
I уровень – начальный, умение не сформировано. Фактически это деятельность по узнаванию, учащиеся могут ее выполнить только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними. Например (все задания и задачи даны из курса 9 класса по программе Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности»):
Есть ли переходные формы от прокариот к эукариотам, т. е. прокариотическая клетка с зачатками эукариотической?
Почему половой отбор является частным случаем внутривидовой борьбы?
Может ли единичная мутация привести к образованию нового вида и почему?
II уровень – алгоритмический. Об этом уровне сформированности умений принимать интеллектуальные решения говорит умение решать задачи, в которых от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия. Учащиеся выполняют действие самостоятельно, воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия. Например:
Растение лишено тех способов защиты от поедания, которые присущи животному миру. Оно не может убежать, ответить на укус укусом, ему некуда спрятаться. Каким образом растения противостоят тем, кто пытается их съесть? Как могли выработаться такие механизмы в процессе эволюции [3, с. 114]?
Проанализируйте понятия биологического прогресса и регресса и приведите примеры, подтверждающие, что прогресс в общей организации всегда оказывался связанным с регрессом (недоразвитием органов или частей тела).
III уровень – эвристический, на этом уровне сформированности умений принимать интеллектуальные решения цель может быть достигнута лишь тогда, когда ученик, дополнив и уточнив ситуацию, добывает субъективно новую (для себя) информацию, т. е. применяет самостоятельную трансформацию известной ориентировочной основы типового действия. Например:
Известно, что с развитием цивилизации человеку все реже приходилось есть сырую пищу – в результате происходило уменьшение размеров челюстей, укорочение кишечника. Рос мозговой отдел черепа, развивался речевой аппарат и мимика в связи с общественным образом жизни. Использование одежды привело к поредению волосяного покрова. Сейчас условия жизни многих людей опять меняются – городской и промышленный шум, отсутствие двигательной активности, преимущественно мелкая моторика рук и т. д. Попытайтесь спрогнозировать облик человека будущего исходя из двух предпосылок: 1) сегодняшние условия сохраняются; 2) сегодняшние условия – лишь краткий этап в существовании человека [3, с. 125].
В сибирской тайге водится зверек горностай, мех его – чистейшей белизны. Когда он спасается от преследователей, а на пути его попадается грязная лужа, горностай предпочитает принять смерть, но не пачкаться в грязи. Дайте объяснение, как могла выработаться у горностаев такая особенность [3, с. 132].
Данная система заданий и задач поможет формированию у учащихся умений принимать интеллектуальные решения, которые являются одним из условий воспитания ответственности у подрастающего поколения.
Учитывая, что в центре гуманистической педагогики находится ребенок, личность, с собственными способностями и возможностями, мы приходим к выводу о необходимости уважения к этому потенциалу. Однако задача современной педагогики не только признать и развить творческие способности каждого ребенка, но и воспитать чувство ответственности за свои поступки и принятые решения, ведь именно ответственность является одним из основных качеств гражданина России.
Литература.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности, 9 класс. М.: Дрофа, 2003.
Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. С.-Пб.: Акцидент, 1998.
Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.
13PAGE 14115
13PAGE 14515
13PAGE 14115
13PAGE 14515
Ў:15т:Основной текстBНижний колонтитул,Номер страницыDВерхний колонтитулАндрей,C:\Мои документы\Наташа\Статья в сборник.docСорокина ИринаBC:\WINDOWS\Рабочий стол\Наташа\Научные работы\Статья в сборник.docОлегaC:\Documents and Settings\Олег\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Статья в сборник - 1.asdОлег@E:\мои документы\Наташа\Научные работы\Статья в сборник - 1.docОлег@E:\мои документы\Наташа\Научные работы\Статья в сборник - 1.docОлег@E:\мои документы\Наташа\Научные работы\Статья в сборник - 1.docОлег@E:\мои документы\Наташа\Научные работы\Статья в сборник - 1.doc1UE:\мои документы\Наташа\Научные работы\Формирование УПИР как условие гуманизации.doc1_E:\мои документы\Наташа\Научные работы\Статья 3. Формирование УПИР как условие гуманизации.doc1_E:\мои документы\Наташа\Научные работы\Статья 3. Формирование УПИР как условие гуманизации.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·