Формирование единого образовательного пространствапри слиянииОО — возможность обеспечения принципа доступности и качества образования.
Формирование единого образовательного пространства
при слиянии ОО – возможность обеспечение принципа доступности и качества образования
Формирование современной системы образования, обеспечение доступности качественного общего образования и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования – направления, определённые в качестве ориентиров развития отечественного образования на ближайшие годы.
Под обеспечением современного качества образования мы понимаем соответствие образования запросам личности, общества, государства. Речь идёт о системе образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, приведение его в соответствие с тенденциями социально-экономического развития региона.
Как подчёркивается в стратегии модернизации образования, важнейшим условием достижения нового качества образования является усиление его личностной направленности. Одним из путей обеспечения доступности, повышения качества и индивидуализации образования является реорганизация образовательных учреждений. В последние годы тема реорганизации школ стала наиболее актуальной. Совместное использование кадровых, материально-технических, информационных, программно-методических и иных ресурсов обеспечивает для учащихся более широкий спектр образовательных услуг, необходимых для выявления и развития их способностей, а также для дальнейшего проектирования и реализации образовательно-профессионального пути.
Работая в небольшой школе, мы чувствовали и понимали: преобразования нужны и неизбежны, так как слаба материальная база учреждения, небольшая наполняемость классов, контингент учащихся своеобразен. Многие потенциальные ученики шли мимо школы, выбирая более успешную, престижную. После введения нормативного подушевого финансирования школа испытывала дефицит денежных средств на ведение своей деятельности, средств хватало только на зарплату. Необходимо было найти решение проблемы, и оно нашлось. В 2012 году на общем собрании в присутствии представителей департамента образования мэрии города Ярославля нам было предложено совместно с МОУ СОШ № 2 начать процесс реорганизации школы путем присоединения к школе № 2.
Работа началась, и через полгода 1 марта 2013 года появилась обновленная образовательная организация – средняя общеобразовательная школа № 2 с двумя зданиями на проспекте Авиаторов и улице Алмазной. Здание нашей школы (бывшей 19-ой) не потерялось, оно возродилось на более высоком качественном уровне. Большая и неоценимая заслуга этих преобразований принадлежит целеустремленному, энергичному директору школы. Нам повезло. Лидия Павловна не только профессионал с большой буквы, но и выпускница школы № 19, начинавшая свою педагогическую деятельность именно здесь и знающая школу «изнутри», её традиции, неравнодушная ко всему происходящему в школе на протяжении многих лет.
Нет преобразований без трудностей. Нелегким был разговор на общем собрании с родительской общественностью (родители в основном выпускники школы), которую необходимо было убедить, что реорганизация – это объективная необходимость для оптимизации образовательного процесса, для обеспечения более доступного и качественного образования. «Объединение школ – это значит объединение ресурсов, а следовательно - доступ к более качественному образованию!» За этими словами стоит огромная работа, основанная на взаимодействии и сотрудничестве всех заинтересованных в успехах детей и развитии их талантов: администрации, педагогов, родителей и самих учеников.
Реорганизация проходила с учётом следующих принципов:
научный подход к осуществлению реорганизации образовательных организаций;
целостность и системность (рациональная организация взаимодействия субъектов реорганизации, распределение функциональных обязанностей, совокупности связей, коммуникаций, направлений деятельности);
паритетность (равноправие участников образовательного процесса ОО, обеспечение прямых контактов друг с другом, соблюдение этических норм взаимодействия и климат доверия);
открытость образовательной организации;
учёт интересов всех субъектов образовательного процесса;
креативность (создание атмосферы сотрудничества и сотворчества);
обеспечение и ресурсный обмен информацией, технологиями, методами, взаимообучение и т.д.
Был выбран вариант плавного, а главное, безболезненного слияния двух школ, имеющих свои уникальные традиции.
Была разработана программа действий на основе тщательной подготовки и анализа существующего положения дел.
Реорганизация в большей степени зависела от педагогов. Вопрос выбора стоял перед каждым. Наши педагоги поняли, что реорганизация для них перспективна, дает более широкий спектр возможностей для педагогической деятельности, профессионального роста. В результате только один педагог ушел из школы после присоединения. Рабочее место каждого педагога было оборудовано компьютером. Заработала локальная сеть внутри нашего здания и между зданиями. Учителя получили возможность работать с электронным журналом. Они почувствовали и разницу в заработной плате до и после объединения.
Началось усовершенствование материально-технической базы. Была проведена масштабная работа по благоустройству здания (замена окон, дверей, мебели кабинетов, коридоры приобрели более эстетичный вид), был дан старт строительству спортивной площадки. Все это способствовало более высокому уровню комфортности и безопасности нахождения учащихся в стенах школы.
Здание к началу 2013-2014 учебного года было просто не узнать. И ученики, и родители это оценили и ценят до сих пор.
Родители, не имеющие доступа к электронному журналу, могут в любое время воспользоваться терминалом на первом этаже нашего здания и быть в курсе успехов своего ребенка. Они участвуют в решении злободневных проблем школы, участвуя в работе управляющего совета. Увеличился контингент учащихся. В этом учебном году наполняемость 1 класса достигла 34 человек.
Ученики получили более широкую возможность для разностороннего развития, творческой и эстетической самореализации в рамках урочной и внеурочной деятельности. Они более полно обеспечиваются учебниками за счет фонда первого здания. В нашем здании нет мастерской,это очень волновало родителей. Была решена и эта проблема: мальчики занимаются
технологией в мастерских первого здания. Для учеников открыты все кружки и секции и это важно в связи с наличием большого количества дополнительного образования на платной основе в городе, а материальный уровень семей наших учеников невысок. Они стали активнее принимать участие в мероприятиях разного уровня, пробовать себя в различных видах деятельности, проявляя свои таланты и радуясь успехам, как личностным, так и коллективным. Например, участие в школьных научных порталах способствуют мотивации наших учеников к формированию и развитию компетентностей. Пробовать себя, сравнить уровень своих знаний и сверстников из параллели, демонстрировать свои таланты и успехи, выступая на сцене первого здания – все это очень важно и ответственно для учащихся.
Организационно-педагогическая и методическая деятельность объединённых школ направлена на повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности, теоретических знаний и практических умений педагогических работников через обучение (в том числе взаимное), саморазвитие, изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы в рамках деятельности творческих групп, работы МО учителей. Мы начали с взаимопосещения уроков, обмена опытом в работе с той или иной программой, затем выступления на педсоветах, где нас внимательно слушали, наши учителя возглавляли рабочие группы при обсуждении той или иной педагогической проблемы. Также включились в работу по пополнению банка видеоуроков.
Сотрудничество продолжается. Так, например, в нашем здании существуют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому мы рады были принять наших коллег у себя на семинаре «Организация образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья» и поделиться опытом работы с такими детьми. Учителя нашего здания продемонстрировали видеоуроки, рассказали об особенностях работы на уроке и об особенностях воспитательной работы.
Таким образом, шаг за шагом происходит взаимообогащение всего педагогического коллектива. У наших учителей появился стимул повышать свою квалификацию. Педагогические советы, такие как «Преемственность в образовании между уровнем начального и основного общего образования», «Кодекс профессиональной этики», «Способы создания атмосферы взаимопонимания и поддержки учащихся на уроке», методсоветы: «Опыт включения обучающих технологий в учебный процесс», «Обучение в сотрудничестве», семинары-практикумы всегда проходят совместно и дают возможность повышения уровня педагогического мастерства.
Взаимодействие педагогов способствует:
разработке научно-методических продуктов, необходимых для осуществления деятельности в новых социальных контекстах;
информационному обмену между педагогами;
проведению мастер-классов, тиражированию опыта работы в рамках семинаров района, города, области.
В заключении позвольте рассказать вам притчу о выборе пути.
В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?"
"Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость. Разум - твой руль, а душа – парус".
Перефразируя слова старца, разум – наш руль, а душа – наш парус, хочется сказать: сотрудничество педагогических работников нашей объединённой и обновлённой школы, построенное на сотворчестве, взаимопонимании является прочной основой в обеспечении образовательных потребностей учащихся на более качественно высоком уровне.
Спасибо за внимание!