Адаптированные рабочие программы по музыке для 4 Л класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ, ПЕНИЮ
ДЛЯ 4-Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА, ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида” под редакцией  И.М. Бгажноковой, 2007г.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей.
В пении должны участвовать все учащиеся. Располагать детей нужно таким образом, чтобы маленькие дети стояли впереди, а высокие – позади. Воспитанники должны находиться под постоянным присмотром педагога, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости, используя ритмические упражнения, музыкальную зарядку.
Следует научить детей держать корпус и голову прямо во время пения, руки опущенными (если ученики поют стоя) или положив их на колени (при пении сидя).
Для успешного решения задач музыкального воспитания необходимо, чтобы учитель вел свою работу в контакте с логопедом. В начале учебного года совместно с логопедом педагог знакомится с состоянием речи глубоко умственно отсталых детей. Это помогает музыкальному работнику в процессе фронтальной работы учитывать индивидуальные способности детей.
Программа по пению и ритмике включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические упражнения».
Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия глубоко отсталыми детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным с незначительным объемом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития глубоко отсталых детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и легких песнях (на начальных годах обучения — «Солнышко», «Ку-ку», «Скок, скок, поскок», «Зайчик», «Не летай, соловей», «Ладушки», «Журавль», «Петушок»; в старшем возрасте — отдельные музыкальные фразы знакомых песен). Программой предусмотрено пение как в сопрождении музыкального инструмента, так и без него.
Программа каждого класса предусматривает постоянную работу как над четким произношением (в упражнениях на гласные звуки, на сочетание согласных звуков с гласными: да, до, ду, ма, мо, му, ля, лё, лю и др.), так и над смысловым содержанием песен. Это не только помогает по возможности выразительно исполнять песню, но и понять ее содержание.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся, слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.
В программу также включены музыкально-ритмические упражнения (музыкальные игры, танцы, хороводы). С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, что создает у детей радостное, бодрое настроение. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость и т. п.
IV класс. Пение
Продолжать учить детей различать звуки по высоте и мелодии. Учить выразительно исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко-тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее петь их выразительно. Учить различать движение мелодии вверх и вниз, выполнять попевки с долгими и короткими звуками. Учить хоровому пению с солистами.
Слушание музыки
Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию; аккордеон (баян), фортепьяно, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам музыки.
Музыкально-ритмические упражнения
Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки; двигаться в умеренном и быстром темпе; начинать и оканчивать движение с музыкой, менять движение в соответствии с двухчастной формой: ходить под музыку спокойно, бодро: бегать, подпрыгивать, делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону, направо, в сторону налево, вниз, пружинить ногами, слегка приседая; перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах.
Музыкальный материал для пения
«Скрипочка поет» — муз. В. Иванникова, сл. А. Бродского.
«Ловкие ручки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
«Сашка и Гришка» — белорусская народная песня.
«Песенка про звездочку» — муз. М. Иорданского, сл. 3. Александровой.
«Зайчик» — муз. К. Волкова, сл. Сатуновского.
«Марш юных пионеров» — муз. С. Дешкина, сл. А. Жарова.
«На парад идем» — муз. Р. Рустамова, сл. Э. Фоминой.
«Вот он, праздник Октября» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.
«Снежок» — муз. Ю. Слонова, сл. П. Воронько.
«Дед Мороз» — муз. В. Корвина, сл. В. Викторова.
«Елочная песня» — муз. Т. Попатенко, сл. В. Донниковой.
«Санки» — муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.
«Про кота» - муз.Е. Веврика, сл. А. Чуркина.
«Наша Родина сильна» — муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Песня о маме»— муз. В. Витлина, сл. А. Пассовой.
«Для кого мы поем» — муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.
«Веснянка» — украинская народная песня.
«Пришла весна» — муз. В. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен.
«Первомайская песня» — слова и муз. М. Красева.
«Праздничная» — муз. И. Бахутовой, сл. М. Чарной.
«Мир нужен всем» — муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.
«Мишка с куклой пляшут полечку» — слова и музыка М. Качурбиной.
Музыкальные произведения для слушания
«Песня о великом Ленине» — муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Вальс» — муз. Д. Кабалевского.
«Мотылек» — муз. С. Майкапара.
«Три синички» — чешская народная песня.
« Кукушка» — муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Осень» — муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева.
«Нас много на шаре земном» — муз. А. Александрова.
«Детская полька» — муз. М. Глинки.
«Марш» — муз. С. Прокофьева.
«Вальс» — муз. И. Леви.
«Болезнь куклы», «Новая кукла» — муз. П. Чайковского.
«Кавалерийская» — муз. Д. Кабалевского.
«Пограничники» — муз. В. Витлина.
«Пьеса» — муз. Б. Бартока.
Календарно-тематическое планирование 4Л класс
I четверть
№п/п Тема Дата
1 "Вот как мы умеем." Развитие артикуляционного аппарата: пение песни "Весёлая дудочка." Попевка " Зайчик." Слушание " Марш и пляска " на примерах муз. произведений. 04.09.2014
2 Пение "Вот как мы умеем и "Весёлая дудочка." Слушание : Весёлая и грустная мелодия на примерах .11.09.2014
3 Пение песенки "Сидит зайчик на поляне". Повторение песни "Вот как мы умеем." Слушание: "Темп музыки" на примерах муз. произведений. 18.09.2014
4 "На пороге золотая осень". Разучивание песни "Что нам осень принесёт?" Слушание: Определение характера музыки. 25.09.2014
5 Пение песен "Что нам осень принесёт?" и "Осень". Слушание: Определение марша и польки. 02.10.2014
6 Работа над песнями прошлого урока. Пение песни "Урожай собирай". Слушание: Характер музыки на примерах муз. произведений. 09.10.2014
7 "В гостях народная песня". Пение песен: "Мой конёк" и "Зайчик". Повторение песни "Савка и Гришка". Слушание: "Во поле берёза стояла". 16.10.2014
8 Пение песен "Мой конёк" и "Зайчик" Повторение песенки "Весёлая дудочка". Слушание: "Три синички". 23.10.2014
9 Повторение : пение песенок "Два весёлых гуся" и "Курочка", "Весёлая дудочка". Слушание: Во поле берёза стояла" 30.10.2014
II четверть
№п/п Тема Дата
1 "Идёт весёлая зима ". Пение песни "Вот зима". Слушание: Определение характера музыки. 13.11.2014
2 Работа над артикуляцией и дикцией и песне "Вот зима". пегие песенки "Снежинки". Слушание: "Снежная песенка". 20.11.2014
3 Закрепление навыков певческой установки; работа над артикуляцией. Пение песен: "Вот зима", "Снежинки". Слушание: Различие в песне вступления, запева и окончания. 27.11.2014
4 "К нам идёт Новый год!" Пение песни "Что за дерево такое?" -формирование вокально-хоровых навыков. Слушание: "Новогодний хоровод". 04.12.2014
5 Работа над артикуляцией, дикцией, интонацией в песне "Что за дерево такое?" Повторение песни "В лесу родилась ёлочка". Слушание: "Наша ёлка" и "Новогодняя". 11.12.2014
6 Пение песни "Новогодняя" Повторение песен прошлого урока. Слущание: Определение формы и характера муз. произведения. 18.12.2014
7 Повторение песен о Новом годе. 25.12.2014
III четверть
№п/п Тема Дата
1 "До чего же хорошо, весело зимою". Работа над артикуляцией и дикцией. Пение песни "Зимняя песенка" муз. Витлина. Слушание: "Снежная песенка". 15.01.2015
2 Работа над интонацией и звуком в песне "Зимняя песенка". Разучивание песни "Голубые санки" муз. А. Филиппенко. Слушание: "Пришла весёлая зима" - определение характера песни. 22.01.2015
3 Работа над дикцией и словами в песнях: "Голубые санки" и "Зимняя песенка". Слушание: "Кабы не было зимы" муз. Е. Крылатова. 29.01.2015
4 Тема: "Защитникам Отечества посвящается". Пение песни "Стой, кто идёт?" Повторение песни "Наша Родина сильна". Слушание: М. Глинка" Марш Черномора. 05.02.2015
5 Работа над песней "Стой, кто идёт?". Определение характера муз. произведения (на примерах муз. пр-й). 12.02.2015
6 Повторение и закрепление песни "Стой, кто идёт?" Повторение "Песня о пограничнике". Слушание: Военные марши в исполнении духового оркестра. 19.02.2015
7 Тема: "Здравствуй, весна и первый праздник весны". Пение песни "Мамина песенка", муз. М. Парцхаладзе. Повторение: "Мы запели песенку". муз. Р. Рустамова. Слушание: "Наша мама". 26.02.2015
8 Пение песни "Мамина песенка". муз. Е. Тиличеевой. Повторение песни "Сегодня мамин праздник". муз. А. Филиппенко. Слушание: "Колыбельная".муз. Моцарта. 05.03.2015
9 Тема: "Народная песня у нас в гостях". Пение песни "Ах вы, сени , мои сени". Слушание: "Вспомним народные инструменты". 12.03.2015
10 Пение песни "Ах вы, сени, мои ".р.н.п. Повторение песенки "Весёлые гуси".у.н.п. Слушание: "Веснянка".у.н.п. 19.03.2015
IV четверть
№п/п Тема Дата
1 Тема: "К нам идёт весна". Пение песни " Весенняя песенка". Муз. С. Полонского. Повторение песни "Вот весна" нем. н.п. в обр. Каратыгина. 02.04.2015
2 Пение песни "Весенняя песенка". Повторение: "Савка и Гришка". бел.н.п Знакомство с песней "Веснянка" укр. н.п. Слушание: Различие марша и танца на примерах муз. произведений. 09.04.2015
3 Работа над песнями "Веснянка" и "Весенняя песенка". Слушание: "Жаворонок". Муз. П. Чайковского. 16.04.2015
4 Тема: "В гостях народные песни". Пение песни "Как у наших у ворот" р.н.п. Повторение песни "Во поле берёза стояла" р.н.п. Слушание: "Во кузнице" р.н.п. 23.04.2015
5 Работа над песней "Как у наших у ворот". Знакомство с песней "Кукушка" польская нар. песня. 30.04.2015
6 Пение песни "Кукушка". Повторение песни "Как у наших у ворот” Слушание: "Пение птиц" польская н.п. 07.05.2015
7 Тема: "Пойте вместе с нами". Пение песни "Дружат дети всей земли" муз. Л Львова-Компанейца. Повторение песни "Кукушка". Слушание: "Не дразните собак" муз. Е. Птичкина. 14.05.2015
8 Работа над песней "Дружат дети всей земли". Повторение песни "Улыбка" муз. В. Шаинского. Слушание: "Самая счастливая" муз. В. Шаинского. 21.05.2015
9 Пение песни "Дружат дети всей земли". Повторение песни "Весёлые путешественники" муз. М. Старокадомского. Слушание: "Пусть всегда будет солнце". 28.05.2015