Практико-значимая работа по теме «Применение активных методов обучения в преподавании профессионального модуля»
Государственное образовательное учреждениевысшего образования Московской области«Государственный социально-гуманитарный университет»(ГОУ ВО МО «ГСГУ»)
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Практико-значимая работа по теме
«Применение активных методов обучения в преподавании
профессионального модуля»
Выполнил:
слушатель гр. ПИ 1-16
Лютенберг Н.С.
Проверил: к.пед.н., доцент
Яковлева Т.В.
Коломна 2016
Содержание.
Введение…………………………………………..……………………3
Инновационные технологии в образовании………………………....4
Классификация активных методов обучения……………………....11
Применение педагогических технологий на своих занятиях...........15
Модульная программа обучения………………………….………….25
Профессиональная деятельность преподавателя в медицинском колледже……………………………………………………………..…28
Список литературы…………………………………………………….31
Введение
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.
Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
2. Инновационные технологии в образовании.
В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.
Главной задачей учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Понятие метод происходит от греческого methodos - путь исследования.
Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом «к достижению триединой цели урока, …самый подвижный и динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами». (Ю. А. Конаржевский)
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания, учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Современным методам обучения свойственны следующие особенности (по Левиной М. М.):
метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан;
метод должен обязательно соответствовать цели урока (занятия). Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;
метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;
каждый метод имеет своё предметное содержание. Знания, включённые в метод, образуют зону его действенности;
метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.
Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, сотрудничества.
Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:
- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;
- по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях (для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины),
- по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.
Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями в социуме, что позволяет снизить инерционность системы образования.
Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:
Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.
Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися учебного материала.
Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей, учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.
Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.
Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов, обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую. Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому для их характеристики обратимся к вопросам классификации активных методов обучения.
3. Классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.
Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока (Ю.Н. Емельянов):
дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
Можно основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям (С.В. Петрушин): по характеру учебно-познавательной деятельности, по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач, по численности участвующих.
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на:
имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.
По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.
Выделяются три основных типа методов активного обучения (Воронова А.А.).
- Метод анализа конкретных ситуаций.
Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: это может быть иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
- Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъектно-субъектный характер общения участников.
- Игровое моделирование или имитационные игры подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.
Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.
- Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
- Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.
Большое значение имеет разбор деловых игр и обсуждение допущенных ошибок.
В подготовке занятия применяются 7 признаков деловых игр:
Моделирование профессиональной деятельности руководящих работников и специалистов.
Наличие общих целей игровых коллективов.
Наличие ролей и назначение на них участников.
Различие интересов участников (конфликт) и учет условий неопределенности.
Принятие и реализация последовательности решений.
Наличие системы стимулирования.
Объективность оценки результатов.
Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.
На занятии по теме: «Сердечно-легочная реанимация», студенты проигрывают ситуацию по клинической смерти, методом искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. В данной ситуации студенты действуют в полном соответствии с реальностью: добиваются улучшения состояния пациента, либо предупреждают осложнения или гибель пациента. Студенты получают оценку «отлично», если у реанимационного фантома появляется сердцебиение и пульсация на сонной артерии.
Деловые игры погружают студентов в модель ситуации, близкой к будущей профессиональной деятельности, вырабатывают навыки реанимационных мероприятий в данной ситуации.
Для изучения медицинской терминологии, закрепления нового материала используется метод - «электронная викторина». На экране телевизора появляются вопросы или термины, студенты должны дать определение или ответ.
Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания и умения избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новые знания в соответствии с Государственным образовательным стандартом третьего поколения.
Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.
4.Применение педагогических технологий на своих занятиях.
На своих практических занятиях по дисциплинам ОСД, ПМ04 «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» часто использую методику самостоятельной работы студентов «Тройная вертушка», которая позволяет на высоком уровне овладеть профессиональными компетенциями: «обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала»; «эффективно общаться с пациентом и его окружением», а также позволяет развивать самооценку студентов, коммуникабельность, раскрыть потенциальные интеллектуальные и личностные способности.
Методика «Тройная вертушка»
На 1 этапе студенты делятся на 3 мини-команды по 3 участника в каждой. Перед каждой мини-командой поставлена определенная задача по отработке технологии перемещения (например: «размещение пациента в положение Фаулера»). Один студент выполняет роль медицинской сестры, второй - роль пациента, третий - роль родственника пациента.
33147000Размещение пациента в положение Фаулера00Размещение пациента в положение Фаулера-342900-114300Размещение пациента в положение на спине
00Размещение пациента в положение на спине
28575002266950028575008001000022860005715000034290068389500-34290068389500022669500
457200158115002971800158115002514600457200034290015811500-11430015811500 Мс Мс377190038100П - пациент
Мс - медицинская сестра
Рб - родственник пациента
00П - пациент
Мс - медицинская сестра
Рб - родственник пациента
262890015240000015240000 П Рб П
171450091440001143009144000 Рб125730011430000
Мс1485900106680001141095-762000
160020045720009144004572000
571500327660Размещение пациента в положение Симса00Размещение пациента в положение Симса125730010096500 П РбОтработав технологию за четко определенной время, студенты внутри мини-команды меняются ролями (см.схему выше). В результате каждый студент «сыграет» роли и «пациента», и «медицинской сестры», и «родственника пациента». Это позволяет детально овладеть алгоритмом выполнения манипуляции.
2 этап: один студент из каждой мини-команды остается на своем месте, а двое других переходят в соседнюю команду (см.схему ниже).
0106680Размещение пациента в положении Симса00Размещение пациента в положении Симса
-34290016002000
-5715002095500Размещение пациента в положении на спине
00Размещение пациента в положении на спине
348615240665Размещение пациента в положении Фаулера00Размещение пациента в положении Фаулера
Оставшийся студент объясняет и показывает алгоритм выполнения манипуляции прибывшим.
Переход студентов из команды в команду происходит три раза. Таким образом, студентами будут отработаны все три технологии перемещения.
Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное.
Метод проблемного изложения — метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.
Проблемное обучение — 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).
Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта.
Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.
Лекция-визуализация — при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.
Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.
Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества образования.
4. Работа преподавателя медицинского колледжа в современных условиях.
Работа преподавателя медицинского колледжа в современных условиях требует высокого уровня медицинских и педагогических знаний, определённых личностных качеств, творческого подхода к делу, умения и знания, которые будут востребованы при подготовке высококвалифицированных кадров.
Преподаватели колледжа должны ориентироваться на инновационные подходы в подготовке конкурентоспособных на рынке труда медицинских специалистов среднего звена, передовой республиканский, российский и зарубежный опыт.
В течение последних десяти лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменении роли преподавателя колледжа в современной системе образования. Педагогическая технология - это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов"
Одной из важнейших задач в современном образовательном процессе, является задача достижения нового, современного качества образования. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение студентами определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, ориентирует систему образования на создание и освоение новшеств, ведущих к изменениям в учебной, административной, профессиональной педагогической деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.
Отсутствие научных принципов и подходов к системе профессиональной подготовки молодых специалистов, привели к возникновению множества из ныне существующих проблем здравоохранения и среднего профессионального образования.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Уровень медицинской помощи специалистов среднего звена в значительной степени связан с профессиональными знаниями, нравственными качествами, а также умением работать в команде, от которых зависит, насколько будут реализованы все современные достижения медицины.
Будущий медицинский работник должен быть эрудированным специалистом. Он должен знать не только медицинскую терминологию, но и хорошо разбираться в основных заболеваниях. Применять знания из курса химии и анатомии, помнить многочисленные технические, физиологические, биологические и эстетические требования, которые будут необходимы ему в дальнейшей профессиональной деятельности.
Следствием этого является необходимость создания принципиально новых форм обучения. И особенно это касается подготовки медицинских кадров на этапе додипломного образования, так как современный специалист, это профессионал, адаптированный к многофункциональной медицинской деятельности.
В обществе исторически сложилось мнение об особых качествах медицинского работника. Именно на нем основывается идея о его высоком социальном статусе. Медики оказались заложниками этого мифа, который, в свою очередь, порождает достаточно противоречивые требования к молодым специалистам, они не только должны владеть профессией, но и быть готовыми вписаться в систему взглядов об их «особой миссии».
Выбор образовательной технологии - это всегда выбор актуальных направлений методического обеспечения учебного процесса вообще и каждого конкретного занятия в частности, с обязательным выбором тактики работы с каждым студентом [1].
Базовые дисциплины создают фундамент медицинских знаний, без которых невозможно освоить и понять клинические дисциплины. Клинические же дисциплины и практика готовят студентов к самостоятельной производственной деятельности.
Тесно контактируя с работодателями, медицинский колледж должен выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. К сожалению в практике среднего профессионального медицинского образования сложилось противоречие между потребностью в адекватно подготовленных, в свете достижений современной науки и технологий медицинских кадрах, и отсутствием соответствующих мультидисциплинарных моделей подготовки данного вида специалистов [3].
В этих условиях особенно актуальным становится инновационный подход к организации учебной и исследовательской деятельности студентов, который предполагает введение инновационных методов обучения в медицинском колледже.
Профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянно совершенствовать. И поэтому внедрение новых технологий в образовательный процесс — очень ответственный шаг, как со стороны преподавателей, так и со стороны администрации медицинского колледжа, так как необходимы немалые средства на приобретение оборудования. А преподаватели в свою очередь должны быть готовы к освоению новых технологий и перестройке своего отлаженного за многие годы традиционного процесса обучения студентов. Ведь не секрет, что состоятельные люди предпочитают обучать своих «чад» за рубежом нашей родины, поэтому, в современным условиях, как никогда, необходимы альтернативные методы обучения. А это, прежде всего, обновленная материально-техническая база: современные компьютеры, интерактивные доски, TV-студии для создания видео лекций, своя современная типография, программное обеспечение для организации дистанционного обучения и электронная библиотека, а так же высококвалифицированный обучающий персонал.
Для доклинических лабораторий в современном медицинском колледже необходимы виртуальные компьютеризированные симуляторы, сочетающие в себе фантомную систему с технологией трёхмерной виртуальной реальности, позволяющие развивать психомоторные навыки у студентов, обеспечивая оптимальный переход молодых специалистов от теории к практике. Эта система не только предоставляет фантомно-виртуальную среду для обучения и практики, но и позволяет получить мгновенную отдачу с помощью предупреждающих сообщений в режиме реального времени. Пользователь может выбрать режим обучения, или зачёта по курсу. Все действия учащихся протоколируются и хранятся, что позволяет их в любой момент просмотреть и оценить.
Современные преобразования в профессиональном образовательном пространстве делают необходимым при подготовке медицинских кадров внедрение обучающих моделей, основанных на личностно-ориентированных, проблемно-деятельностных, модульных, контекстных, игровых и информационно-компьютерных технологиях.
5. Модульная программа обучения.
Современная модульная технология обучения студентов представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приёмов, воспитательных средств. С помощью модульной технологии достигается эффективный результат в развитии личностных свойств студентов медицинского колледжа в процессе усвоения знаний, умений, навыков [2].
Выбор образовательной технологии - это всегда выбор актуальных направлений методического обеспечения учебного процесса вообще и каждого конкретного занятия в частности, с обязательным выбором тактики работы с каждым студентом.
Модульная программа разрабатывается с целью получения обучающимся не только обширных знаний, заложенных в типовой программе, но и конкретной информации по вопросам, не входящим в установленный перечень.
Рассмотрим модульную программу обучения на примере подготовки медсестер. Каждый модуль состоит из традиционных видов занятий: лекция, семинар, тестовый контроль, конференция.
Кроме этого, необходимо использовать следующие формы обучения: мастер-класс, фантомный курс, деловая игра и самостоятельная работа по системе: «изучаю-умею-закрепляю-применяю».
В основе обучения лежит работа студентов малыми группами 5-7 человек на 1 преподавателя.
Мастер-классы проводят ведущие преподаватели и практикующие врачи (все высококлассные специалисты в своей области). Используются новейшие материалы, инструменты и технологии (в том числе авторские, запатентованные) – этап «изучаю».
На фантомном курсе каждый студент, имеет возможность самостоятельно отработать отдельные элементы увиденных в мастер-классе преподавательских манипуляций – этап «умею».
На этапе компьютерной деловой игры каждый обучающийся студент закрепляет полученные навыки путем выработки правильной тактики при различных ситуациях и автоматического контроля усвоенных знаний – этап «закрепляю».
На заключительном этапе обучения каждый студент самостоятельно выполняет манипуляцию по каждой теме, самостоятельно принимая решение о её целесообразности - этап «применяю».
В модульную программу также должны входить семинары-коллоквиумы, проводимые для студентов медицинских специальностей, находящимся на стыке нескольких специальностей, например, технология оказания медицинских услуг - фармакология, безопасная среда –– микробиология,терапия – функциональная диагностика и т.д.
Основной задачей модульной технологии обучения студентов является выявление и расширение возможностей для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала, привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок, развитие познавательных способностей студентов, интегрированное обучение предмету, развитие мотивации [2].
Студент должен научиться:
● отбирать и оценивать информацию
● точно определять цели, которые он хотел бы достичь
● планировать свою деятельность
● давать оценки и самооценки
● отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Конечной целью модульной технологической системы образования является новая модель подготовки специалистов, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умение ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований, предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.
Профессиональная деятельность преподавателя в медицинском колледже.
Профессиональная деятельность преподавателя в медицинском колледже за последние несколько лет также претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования, а именно повышение профессионального уровня преподавателя, освоение новых образовательных технологий, сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями .
Информация и коммуникация приобретают при этом не только познавательный смысл, но и становятся мощной преобразующей силой в организации инновационной деятельности, связанной с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Информационная деятельность не только имеет прикладной характер - выступает в качестве условия успешности учебной и научной деятельности преподавателей и студентов, но имеет и самостоятельное значение - развивает определенные личностные качества, требует специфических знаний, умений: умения работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации). При работе на компьютере складывается особый тип мышления, в котором на первый план выдвигаются: умения анализировать исходные условия, строить иерархические структуры целей, проектировать и отлаживать на основе обратной связи алгоритмы этапов решения задач, выполнять учебные действия.
Так же в свете инноваций, работа преподавателей должна быть направлена «на создание благоприятных условий для индивидуализации», интенсификации образовательного процесса, на обеспечение контроля познавательной деятельности, на развитие мотивации у студентов к применению современных инновационных технологий [4].
Один из путей достижения целостности образовательного процесса в медицинском колледже - дисциплинарная интеграция, обеспечивающая подготовку современного специалиста, обладающего интегральным типом мышления. Значение дисциплинарного подхода к проектированию образовательного процесса заключается в том, что он позволяет заложить объективную основу для управления качеством образования, прогнозирования его результатов: обеспечить синтез знания, убеждения и практического действия, повысить теоретический уровень, осмысленность принимаемых молодыми специалистами решений; преодолевать «предметные» стереотипы мышления, его «разрывность», несоответствия между теоретическими знаниями и практическими умениям, умение концентрироваться в критической ситуации, умение общаться в коллективе и с пациентами, что в наше время не менее важно, чем профессиональные знания и навыки.
Конечной целью информатизации системы образования является новая модель подготовки специалистов, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умение ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований, предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением [5 ].
Таким образом, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать активные методы обучения, обеспечивающие наилучшее достижение поставленных целей: усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления.
Список литературы.
1. Анализ функционирования центров моделирования в системе подготовки медицинских кадров / Л.Б. Шубина, Д.Н. Грибков, В.А. Аверьянов, В.А. Жирнов // Виртуальные технологии в медицине. 2012. № 2. с. 7–12.
2. Владыкина Н.В. Сборник статей посвящен актуальной проблеме реализации современных образовательных технологий в модульно-компетентностном обучении. «Роль преподавателя в системе управления качеством образования». 2011. – с.3
3. Информатизация среднего специального образования / Д. Ш. Матрос. М.: Педагогическое общество России, 2004. 384 с.
4. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: ГУПМ., 2003. - с.14
5. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 406 с.