Сценарий литературного вечера по жизни и творчеству С. Есенина
Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина
«Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою…»
Ведущий 1 Ведущий 2 Ведущий 3 Ведущий 4
Есенин, Анна, Айседора Дунка
Дед, Бабка, Блок, Глаша, МариенгофЧтец 1 Чтец 2 Чтец 3 Чтец 4 Чтец 5
Учитель В этом имени - слово "осень"
Осень. Ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности чистоты....
Только скажут - Сергей Есенин-
Всей России встают черты,
И весенних осин сережки,
И рязанского неба ширь,
И проселочные дорожки,
и приокские камыши.
Ведущий.1 Фамилия Есенин – русская, коренная, в ней звучат языческие корни – осень, Таусень, овсень, ясень, связанные с дарами земли, плодородием. Есенину присущ стародавний, порождённый на берегах туманных тихих рек, в зелёном шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственной, таинственно взволнованной голосами природы…
(Исполняется романс __________________________3 ведущий. С.Есенин – это человек удивительно яркой, трагической судьбы. О нём, его жизни и творчестве наш рассказ.
(Ведущие уходят, появляется Есенин).
Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября по старому стилю, в Рязанской губернии. Моя сестра вспоминала: «Родина наша – село Константиново Рыбновского района Рязанской области. Широкой прямой улицей пролегло она, насчитывающее около шестисот дворов, вдоль крутого, холмистого правого берега Оки… Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре… За церковью, на высокой крутой горе – старое кладбище. В правом углу кладбища, у самого склона горы, среди могильных камней, покрытых зеленоватым мохом и заросших крапивой. Стояла маленькая каменная часовня, крытая тёсом. Рядом с ней лежал старинный памятник – плита.» На этой плите я любил сидеть: о Отсюда открывался чудесный вид на наши приокские раздолья»,
Фон - народная мелодия “Купала”
5 ведущий.
Вед. 2 Матушка в Купальницу по лесу ходила.
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила.
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали...
Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.
(Есенин уходит. Появляются дед и бабка).Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
Чтец 6 За горами, за жёлтыми долами,
Протянулась толпа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озёр водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зелёная ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идёшь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.
Вед. 2 Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти. Склонность к сочинительству, однако, не прибавляла юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.
Но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву на заработки. Устроился помощником корректора в типографию Сытина. Женился.
Сценка (Анна Изряднова, Есенин).
Фон песня ____________________-__________
Анна
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза...
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Удивительные стихи, Серёжа. Только одно плохо, опять всё жалование на книги растратил, на что жить то будем?
Есенин. Анна, как ты не понимаешь! Я - поэт! А этого никто не хочет понять! В редакции отказали, хорошие стихи, но печатать не будут. Отец бранится: “Делом надо заниматься, делом! Деньги зарабатывать!” А я делом и занимаюсь!
Анна. А семья, Серёжа? Деньги на журналы ушли! На книжки!
Есенин. Ты пойми, я же в народный университет Шанявского хожу, не могу же я ничего не знать, кроме церковных служб. А работу эту я брошу! Буду своё дело делать!
Анна. Как! Писать целый день, на кружок к Сурикову, к этим эссерам бегать, листовки нелегальные распространять, ты хоть Сибири побойся! Так жить нельзя!
Есенин. Нет, это того стоит! (Садится, пишет).
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!Я пойду за дорожным курганом
Дорого гостя встречать.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт...
Вед.1 В начале 1913 года Есенин поступает в типографию И.Сытина, где бывали такие писатели, как Толстой, Чехов, Горький. Есенин стал читать свои стихи, встречая живое участие и поддержку в своих литературных делах.
9 марта 1915 года - стал для Есенина счастливым днем. День встречи с великим русским поэтом Александром Блоком, которого он считал "первым поэтом". За свою жизнь Блок видел многих поэтов - и начинающих, и именитых. Его трудно было удивить. И все - же Есенин удивил, вернее взволновал Блока.
Сценка (горничная Глаша и Блок).
Глаша. Александр Александрович!
Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно.
(Читает про себя).
Песня “Под окошком месяц...” - из к/ф
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит).
Ведущий3 Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”.
Звучит песня на стихи С.Есенина «Мне осталась одна забава…»
Слайд 12 сборник «Радуница»
Вед.4 :
Первый сборник С. Есенина « Радуница» (1916г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911-1912 гг. Даже самые ранние стихи, бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:
Там, где капустные грядки
Красной волной поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт… (1910 г.)
Вед.3: Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно:
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, деревья ломались в пруду,
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Всё мне чудится тихий раскованный звон.
Ведущий 4 Став знаменитым, Есенин никогда не забывал о родном доме и тосковал, особенно по маме. Однажды он написал ей такое письмо.
Чтец 3 Стихотворение «Письмо матери» (Звучит песня «Ты жива ещё, моя старушка?»)
Ведущий1. Такой же нежной сыновней любовью пронизаны стихи Сергея Есенина о Родине – главной теме его творчества. «У меня все стихи о России, - писал Есенин
О Русь взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными временами
Встаёт иная степь..Чтец 2 О Русь, малиновое полеИ синь, упавшая в реку,Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.Холодной скорби не измерить,Ты на туманном берегу.Но не любить тебя, не верить -Я научиться не могу.И не отдам я эти цепиИ не расстанусь с долгим сном,Когда звенят родные степиМолитвословным ковылем.
Вед. 2 В Петербурге Есенин сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым. Они почти неразлучны, живут в одной комнате и хлеб у них общий. Оба поэта выступают под одним и тем же «крестьянским знаменем», печатаются в одних и тех же изданиях., посещают одни и те же салоны. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру имели большой успех.
Вед. 1 Осенью 1916 г. Есенин знакомится с Маяковским. Общего языка они не нашли и были друг другу врагами. Маяковский с презрением относился к Есенину называя его деревенщиной в лаптях и вышитой крестьянской рубашке, хотя Есенин никогда этого не носил..Вед.2 Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьском залпом “Авроры”. Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, её русские деревни:
Чтец.5 ..Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.
Ведущий 1. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но, не принимая разрушения и разорения русской земли, её деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.
Вед.2 Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Вед. 1. Это было время надежд, мечтаний, первых потрясений и трагедий. Но оно подарило Есенину лучшего друга
Сценка (Мариенгоф, Есенин).
Мариенгоф. Милая моя Пенза! Милые мои пензюки! Вот я – Анатолий Мариенгоф – в Москве! Революция! Судьба страны решена, да и моя тоже! Теперь я один из сотрудников литературного отдела ВЦИК! На улице солдаты, интересный у них лозунг: “Требуем террора!”
Есенин. (Трогая за плечо) Скажите, товарищ, я могу пройти к заведующему издательством Еремееву?
Мариенгоф. А вы кто, товарищ?
Есенин. Скажите товарищу Еремееву, что его спрашивает Есенин, поэт.
Мариенгоф. Вы? Как я рад познакомиться. Анатолий Мариенгоф. Всегда удивлялся силе вашего слова и крестьянского разума! Но представлял вас я совсем не так.
Есенин. Как же?
Мариенгоф. Мужик, лет 35, рост в сажень, с бородой как поднос из красной меди...
Есенин. (Смеётся) Сначала многие так думали.
Мариенгоф. Наслышан о том, что вы хотите создать новую поэтическую школу “образа”. Имею что сказать поэтому поводу. Предлагаю работать вместе. У меня и программа готова, и название я придумал – “школа имажинизма”. Ваша поэзия в духе этой школы.
Есенин. А что значит “имажинизм”?
Мариенгоф. “Имаж” в переводе с французского – образ, более образной поэзии, чем ваша, в русской литературе на данный момент нет.
Есенин. Хорошо, я подумаю.
Вед. 3 Так вскоре 2 совершенно разных во всём человека стали друзьями и соратниками, правда, только на очень короткое время/
Вед. 4 Вместе наблюдали, как рушится прежний мир, как разруха шествует по стране, как начинается время “тёмное и беспощадное”.
Вед.3 Ещё страшнее было видеть, как в поэзию приходит весьма разношёрстная публика, весьма далёкая от литературы. Представители разных литературных направлений сталкивались в этом клубе в поэтических баталиях.
Вед.4 Эти споры часто перерастали в откровенное хулиганство и заканчивались в милицейском участке.
“Мне осталась одна забава” исп. А.Малинин – 2 куплет.
Вед. 3 Из участка Есенина забирала жена актриса Зинаида Райх, на которой Есенин женился 30 июля 1917 года. Этот брак был обречён на неудачу, так как всё своё время проводил с друзьями или читал стихи в различных поэтических кафе. Вскоре они расстались.
Вед.4 Но стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Как и у каждого поэта, у Сергея Есенина были музы – женщины, которые вдохновляли его на создание шедевров любовной лирики.
Вот некоторые из них: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Надежда Вольпин, Галина Бениславская, Айседора Дункан, Августа Миклашевская, Шаганэ Тальян, Софья Толстая.
Вед.3 В 1921 году в России появилась прославленная актриса, танцовщица с мировым именем Айседора Дункан.
Выходит Айседора
Вед. 4 «Красивый хитон, льющийся мягкими складками, красные, с отблеском меди волосы. Ступает легко и мягко. Она обвела комнату глазами и остановила их на Есенине. Маленький нежный рот ему улыбнулся. Айседора села на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и сказала, зная по-русски не более 10 слов: «Ангел!»
Она была на 18 лет старше Есенина.
Есенин: Любимая!
Я мучал вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму, Куда несет нас рок событий...
Вед.1 Вскоре Есенин и Дункан уехали в Париж. Но гастроли Дункан не давали Есенину писать. Она не отпускала его ни на шаг от себя. Он пытался даже удрать от нее Айседора объехала все пансионы и поздно ночью ворвалась с хлыстом в руках туда, где был Есенин. Она перебила хлыстом всю посуду в буфете, все люстры и уводила Есенина. На следующий день знаменитой танцовщице предъявили «страшный счет».
Вед.2 Естественно для свободолюбивого Есенина это была невыносимая жизнь. Есенин решил уйти от Дункан и вскоре вернулся в Москву изнуренным и больным. Его замучила тоска по Родине. Лучше России он не может представить. Хотя Америка произвела на Сергея богатое впечатление
Когда С. Есенину было трудно, в такие дни рядом была его подруга Галя Бениславская . Она стала ему опорой. Он любил ее как друга, а не как женщину, Есенин доверял ей во всем.
Вед.1 Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал. Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала чем могла. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил — Зинаиду и Изадору — и не мог иначе. Для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно».
Вед.2 Галине Есенин посвятил стихотворение «Собаке Качалова»
Чтец 1 Мой милый Джим, среди гостей
Так много всяких и не всяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку,
За всё, в чём был и не был виноват
Вед.3 Галина Бениславская не могла смириться с гибелью С. Есенина и через год покончили жизнь самоубийством на его могиле.
Вед.4 Восток – родина замечательных лириков: Хайями, Саади, Низами, страна роз и тюльпанов, звездочётов. Для страдающей души, утратившего опору, прикосновение к этому – целительно.
Вед.3 Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Батуми зимой 1924-25 годов, Есенин, занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой - и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль.
Вед.4 Одно за другим было написано 15 стихотворений, которые и составили цикл «Персидские мотивы». Послушаем некоторые из них…
Чтец 5. Шагане, ты моя, Шагане
Вед.1 весной 1925 г. С. Есенин женится на С. Толстой (внучке Л.Н.Толстого), с которой познакомился 5 марта 1924 г. на вечеринке у Галины Бениславской, устроенной,по иронии судьбы, в честь дня рождения Галины.
Вед.2 Еще будучи на Кавказе, Есенин написал Софье из Батума: «может быть, в мире всё мираж, и мы только кажемся друг другу. Ради бога не будьте миражом вы. Эта моя последняя ставка».
Вед.3 Казалось бы, «ставка сделана», поэт наконец-то обрёл свой угол и рассчитывал зажить тихой, нормальной семейной жизнью.. но вся эта иллюзия рухнула в первые же дни. Есенин попал не в дом, не в свою квартиру, а по сути в музей. Живых людей, натурально, вытеснял дух Льва Николаевича Толстого. Есенин полагал, что в этом доме центральной фигурой будет он – живой русский поэт, а оказалось….
Вед.4 Кроме того, он сразу же почувствовал крайне неприязненное отношение со стороны тёщи. В доме соблюдались традиции, поддерживался вековой уклад. И вот в этот дом вламывается поэт, с репутацией далеко не благополучной, с требованиями особого внимания к своей персоне…
А ещё и постоянные вспышки гнева за невнимание к нему. Писательские компании с водкой и чтением «советского»… Жёсткие конфликты не заставили себя ждать.
Вед.1 Поэт решает вновь уехать на Кавказ вместе с Софьей Толстой. Там он пробыл недолго, Есенина срочно вызывают в Москву сдавать рукопись собрания сочинения. В Москву приехал нервный и взвинченный, но благо был повод быстро успокоиться. Закипела работа над собранием сочинений. Однако долго и усидчиво заниматься рукописью он не мог, накатил очередной прилив творческого вдохновения, и он не столько работал над собранием, сколько над новыми стихами. Завершает работу над новой поэмой «Чёрный человек», пытаясь написать собственную духовную биографию и разобраться в ней.
Вед. 2 Возвращение к истокам уже не возможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль…
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябре,
Осыпает мозги алкоголь… -
Вед.3 Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.
Звучит песня «Отговорила роща золотая»
Вед.4 Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице «Англитер», сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:
Чтец. 3 До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Вед. 4- В ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством.
Вед.1 В день похорон на улицу вышла вся Москва. Россия опомнилась и осознала величину и тяжесть утраты. Газеты в некрологах затруднялись в выборе подходящего эпитета – как обозначить литературный ранг отошедшего: большой, талантливы, известный? Но траурный транспарант над Домом печати, выражая мнение народное, уже выбрал единственно верное слово «Великий».
Вед.2 Так трагически оборвалась жизнь выдающегося русского поэта, Сергея Александровича Есенина, «пророка несбывшихся чудес». И было ему всего лишь 30 лет. Так мало и так много он сделал для нас, оставив нам, его потомкам бесценные произведения, которые и сейчас волнуют наши сердца и души. О творчестве Сергея Есенина можно много говорить и спорить, но одно бесспорно – его лирика будет трепетно восприниматься не только нами, но и последующими поколениями.
Чтец 4 Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Наша горница хоть и мал,
Но чиста. Я с тобой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая силы,
Хочет так. Чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Только я в эту цветь, в эту гладь.
Под тальянку весёлого мая,
Ничего не могу пожелать,
Всё, как есть, без конца принимая.
Принимаю – приди и явись,
Всё явись, в чём есть боль и отрада.
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.