Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.
В своей практике я использую методику П. С. Тоцкого, описанную в учебнике «Орфография без правил», где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Предлагаю несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
Самостоятельное чтение слова ребенком.
Прочтение слова учителем «орфографически».
Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).
Орфографическая работа над словом:
постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
звукобуквенный анализ слова,
деление слова на слоги и на слоги для переноса.
Заучивание правописания данного слова:
подбор однокоренных слов,
составление словосочетания, предложения с этим словом,
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик.
Составление рассказа из блока словарных слов
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
по родам;
по числам;
по склонениям;
с непроверяемой и проверяемой гласной;
одушевленные или неодушевленные предметы;
по тематике;
по частям речи.
Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).
Придумывание словосочетаний со словарными словами
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква).
Письмо по памяти.
Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.
Например:
Прочитайте словарные слова «по цепочке».
Прочитайте словарь хором.
Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.
Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
Назовите соседей слова….
Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости. у младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.
Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.
Загадки
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)
Если ты его отточишь-нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)
До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Рюкзак)
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Загадки на сообразительность.
Какая птица из яйца родится, а яйца не несёт? (Петух)
Какая птица из сорока букв? (Сорока)
Что в начале года весит 200граммов, а в конце—30граммов? (Календарь)
Игра «Угадай слово»
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если я – … (капуста)
Кто альбом раскрасил наш?
Ну, конечно, … (карандаш)
Чик-чирик!
К зёрнышку прыг.
Клюй, не робей!
Кто же это? ... (воробей)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Игра - подсказка
_ а _ а _ _ а _ (карандаш)
_ а _ _ _ _ (пальто)
_ о_ о _ о (молоко)
_ о_ _о_ _ _ _ (космонавт)
Фразеологизмы.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Этимологический анализ
Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.
Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».
Слова: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Во всех этих словах присутствует приставка де-.Таким образом, система работы над словарными словами способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости, формированию умения замечать новые слова и объяснять их значение или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность; во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, что способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.