Элективный курс_Функция просто, сложно, интересно
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.В. Ломоносова»
Элективный курс
«Функция: просто, сложно, интересно»
9 класс
Разработчик:
учитель математики
первой квалификационной категории
Н.Ю. Лапина
г. Елизово
2013
Пояснительная записка
Данный курс по математике для учащихся 9 класса относится к группе элективных курсов, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для углубления.
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
Задачи:
закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
расширение представлений о свойствах функций;
формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Учебно-тематический план
№ ппТема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 Подготовительный этап постановка цели, проверка владения базовыми навыками 1 2 Историко-генетический подход к понятию «функция» 1 3 Способы задания функций 1 4 Четные и нечетные функции 2 5 Монотонность функции 2 6 Ограниченные и неограниченные функции 2 7 Исследование функции элементарными способами 2 8 Построение графиков функций 2 9 Функционально-графический метод решения уравнений 2 10 Функция: сложно, просто, интересно 1
Содержание занятий
Занятие 1. Постановка цели. Проверка владения базовыми умениями. Проверка и актуализация базовых знаний осуществляется за счет вводного тестирования.
Занятие 2. Историко-генетический подход к понятию «функция».
Раскрыть сложный исторический путь понятия «функция»; вызвать чувство сопричастности к поиску гениальных ученых.
Занятие 3. Способы задания функций.
Повторить и углубить знания о способах задания функций; научить определять и использовать эти свойства.
Занятие 4. Четные и нечетные функции.
Сформировать понятие четности и нечетности функций; научить определять и использовать эти свойства.
Занятие 5. Монотонность функции.
Осознать понятие «возрастание», «убывание» функции; научить находить промежутки монотонности по графику и формулам.
Занятие 6. Ограниченные и неограниченные функции.
Ввести понятие «ограниченность функций», «наибольшее и наименьшее значения функций», учить осуществлять эвристические пробы по нахождению множества значений функции.
Занятие 7. Исследование функций элементарными способами.
Составить схему исследования функции, исследовать по схеме элементарные функции.
Занятие 8. Построение графиков.
Показать практическое применение предварительного исследования функций, заданных формулами для наглядного представления их с помощью графиков и более подробного исследования с его помощью.
Занятие 9. Функционально-графический метод решения уравнений.
Закрепить знания и умения по исследованию функций и построению графиков в практической ситуации при решении уравнений.
Занятие 10. Функция: сложно, просто, интересно.
Игра «Восхождение на вершину знаний». Создать ситуацию успеха в процессе проверки, коррекции и демонстрации знаний, умений и навыков.
Используемая литература
Кудрявцев С.В. и др. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса: Пособие для учителя / С.В. Кудрявцев, Ю.Н. Макарычев, Е.М. Сорокина. 3-е изд., перераб. – М : Просвещение, 1986.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: доп. главы к шк. учебн. 9 кл. : Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углубленным изучением математики / Под ред. Г.В. дорофеева. – М : Просвещение, 1997.
Факультативный курс по математике: учебное пособие для 7 – 9 кл. средней школы / сост. И.Л. Никольская. – М : Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин. – М : Педагогика, 1985.