Статья «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Кадетской школы-интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Качканарский горно-промышленный колледж»
отделение Кадетская школа-интернат



Аналитический отчет
на тему:




«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Кадетской школы-интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся»






составитель:
педагог-психолог Макарова К.В.






Качканар
2013

Содержание

Введение
3

1. Аналитическая часть.


1.1.Мониторинг как составляющая часть образовательного процесса.
5

1.2. Психологический мониторинг в кадетской школе-интернате.
7

1.2.1. Психологические параметры.
8

1.2.2. Результаты диагностики личностных качеств.
10

1.2.3. Методическая база для психологических занятий.
14

2. Проектная часть.
15

Заключение
17

Литература
20




































Введение

Мы должны стремиться растить личность – успешную, гуманную, толерантную, деятельностную, всесторонне развитую, способную учиться добывать знания.
В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитывающей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.
Задача педагогов - помочь учащемуся обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху. Для того чтобы управлять этим процессом, чтобы избежать опасных путей развития или достичь изначально поставленных целей можно использовать мониторинг, как инструмент принятия своевременных и точных решений.
Вопрос оценки и отслеживания изменений, происходящих в личностных качествах учащихся в условиях образовательного процесса, является сложным в практической и экспериментальной деятельности. Это усугубляется еще и тем, что наша школа является - интернатом. Пребывание детей в учреждениях интернатного типа, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств учащихся, и им требуется более глубокое психолого-педагогическое сопровождение. У них сложнее проходит адаптационный период, чем у учащихся обычных школ: переход из одного звена в другое, смене коллектива, да и практически смене места жительства, отрыв от семьи. В связи с этим наблюдается сильное движение контингента учащихся.
В Качканарской кадетской школе-интернат на протяжении последних лет решалась проблема по выстраиванию системы мониторинга развития личностных качеств учащегося кадетской школы-интернат.
В период подготовки к аттестации основной целью деятельности являлась организация мониторинга развития личностных качеств учащегося Качканарской кадетской школы-интернат.
По достижению данной цели приходилось решать следующие задачи:
- создание информационно-технологических условий для диагностического мониторинга личностных качеств учащихся;
- создание банка данных личностных качеств обучающихся;
- создание методического обеспечения программ для развивающей, профилактической и консультативной деятельности.






















1. Аналитическая часть
1.1. Мониторинг как составляющая часть образовательного процесса
В процессе обучения в условиях образовательного учреждения проводится мониторинг развития личностных качеств учащихся КШИ.
Мониторинг система сбора, обработки, хранения и распространения информации об объекте, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, то есть позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Задачи мониторинга:
выявление проблем, препятствующих качественной организации образовательного процесса;
создание реального механизма управления образовательным процессом;
отслеживание процесса развития личностных качеств учащегося и результатов его обучения;
индивидуализация образовательного процесса;
внесение своевременных корректив в элементы образовательной системы при наличии отклонений в личностном развитии обучаемых;
прогнозирование перспектив дальнейшего развития учащегося.
Направления осуществления мониторинга:

· сбор информации, регистрация текущих процессов;

· учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.
Мониторинг личностных качеств ученика включает в себя два вида мониторинга:
- педагогический;
- психологический.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения и др.) адекватны заявленной цели.
Педагог, реализующий стандарты нового поколения и понимающий, что образовательные компетенции как грибы после дождя не появляются. Что их не сформировать отдельно взятым упражнением или даже темой, а нужно работать в системе, постепенно и поэтапно выращивая те или иные умения. Для того чтобы видеть, как продвигается ребенок и весь класс, насколько эффективно педагогическое воздействие, ему нужен именно мониторинг, а не разовый срез знаний и умений.
Воспитатель и классный руководитель, реально занятый воспитанием, а не проведением мероприятий понимает, что воспитательный результат отсрочен, и лишь мониторинг происходящих с детьми личностных изменений поможет ему понять, на правильном ли он пути.
Педагогический мониторинг тесно связан с психологическим.
К психологическому мониторингу предъявляются особые требования:
во-первых, мониторинг должен давать полную информацию, как о процессе психического развития, так и об изменениях в личности учащихся, происходящих в результате обучения;
во-вторых, мониторинг, как и любая диагностика, должен отвечать требованиям объективности и надежности информации, а для этого должны использоваться стандартизованные, нормированные диагностические методики; результаты тестирования следует подвергать математической обработке и квалифицированной интерпретации;
в-третьих, психологический мониторинг, вероятно, в том случае выполнит свою функцию, если диагностическая информация будет поступать всем заинтересованным лицам оперативно, с пояснениями и рекомендациями и не во вред личности учащегося.




1.2. Психологический мониторинг в кадетской школе-интернате
В Качканарской кадетской школе-интернат «Пограничник» внедрение программы мониторинга началось с 2009 года.
Деятельностью по реализации программы мониторинга руководит заместитель директора по КШИ.
Модель программы мониторинга разрабатывалась совместно педагогом-психологом, методистом, мед. работником и зам. директора по КШИ (приложение1).
Функциональными обязанностями педагога-психолога при внедрении в практику программы мониторинга являются:
подбор и составление банка данных диагностических методик (электронная и бумажная базы);
проведение диагностики в соответствии с программой мониторинга;
проведение анализа и обобщение результатов диагностик;
доведение результатов диагностик до участников образовательного процесса (педагогов, воспитателей, классных руководителей, родителей, учащихся) по средствам ИМС, родительских собраний и заполнения портфолио учащихся в разделе «Мой портрет»;
Организация и проведение развивающих, профилактических, корректирующих и просветительских мероприятий с учащимися, родителями и педагогами с учетом результатов диагностики;









1.2.1. Психологические параметры
Для проведения диагностического мониторинга личностных качеств учащихся был составлен банк методик по следующим параметрам:

1. Психофизиологические особенности:
Критерии
Диагностическая методика

1. Тип функциональной ассиметрии головного мозга.
Тест И.П. Павлова

2. Ведущий канал восприятия
Опросник КАВД по В.А. Ананьеву

3. Тип темперамента
Опросник Айзенка


2. Познавательная сфера:
Критерии
Диагностическая методика

Внимание
Корректурная проба

2. Память
«Память на образы»
«Память на числа»

3. Мышление
«Исследование быстроты мышления», «Исследование гибкости мышления», ШТУР, тест Гарднера «Тип интеллекта»


3. Личностные особенности:
Критерии
Диагностическая методика

1.Тип личности
Цифровой тест «Социотип» В. Мегель и А. Овчарова

2. Тревожность
Уровень тревожности
Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина

3.Уровень притязаний
Тест «Уровень притязаний»

4. Самооценка
Тест «Самооценка»


4. Межличностные отношения:
Критерии
Диагностическая методика

1. Структура взаимоотношений в группе
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

2. Психологический климат в коллективе
Тест «Психологический климат»

3. Сплоченность коллектива
Определение групповой сплоченности Сишора

4. Коммуникативные и организаторские способности
КОС


5. Воспитанность
Критерии
Диагностическая методика

1. – Нравственный аспект;
- Эстетический аспект;
- Экологический аспект;
- Трудовой аспект;
- Экономический аспект
Анкета «Индекс воспитанности школьников»


6. Учебная деятельность
Критерии
Диагностическая методика

1. Общеучебные умения и навыки
Анкета «Сформированность базовых общеучебных умений и навыков»
Тест Ребекка «Стиль обучения»

2. Мотивация
Опросник «Учебная мотивация»

3. Профессиональное самоопределение
Опросник «Уровень социальной зрелости»
«Ориентационная» анкета


Имеются электронный и печатный варианты вышеперечисленных методик, бланки для ответов (адаптированные для последующей обработки).











1.2.2. Результаты диагностики личностных качеств
Создан и постоянно пополняется банк данных по результатам проведения диагностики личностных качеств обучающихся.
Составляются индивидуальные психолого-диагностические карты обучающихся, с ними знакомятся педагоги, родители.
Каждый из диагностируемых показателей отслеживается от 2-х до 4-х раз на протяжении всего времени обучения учащегося в КШИ.
Результаты заносятся в таблицы, создается банк данных по каждому взводу отдельно. Также результаты с пояснениями доводятся до педагогов (классных руководителей, педагогов-предметников) посредством ППК, ИМС и индивидуальных консультаций. В соответствии с результатами педагоги имеют возможность подбирать методики и технологии обучения для более эффективной работы с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей. Классные руководители заносят полученные данные в разнообразных формах в портфолио каждому учащемуся. Учащиеся также получают информацию об особенностях развития своих личностных качествах.
По мере проведения контрольных точек проводится сравнительный анализ. Например: сравнительный анализ диагностики мотивации учения делаем, сравнивая поступающие данные в таблицу (таб.1)
Таблица 1
Год проведения
Показатели мотивации
Уровень мотивации (сумма баллов)
Мотивы


Личностный смысл учения
Способность к целепологанию
Иные мотивы
Внутренние (+) или внешние(-) мотивы обучения
Стремление к успеху в учебной деятельности
Реализация учебных мотивов в учебной деятельности

Учебный (мак-3)
Соц-ый (мак1)
Позиционный (5)
Оценочный (3)
Игровой (3)
Внешний (3)
































Таблица с данными помещается в портфолио и заполняется по мере поступления данных. Из таблицы видно, есть ли изменения за данный период времени и какие. Учащийся имеет возможность отслеживать уровень своей мотивации и после обсуждения делает соответствующие выводы. Педагоги на основании результатов тестирования делают выводы об эффективности учебного процесса.
Если проследить динамику изменения мотивации по результатам мониторинга, то получается следующая картина:
В 2010-11 гг уровень мотивации в целом по школе составлял:
- очень высокий уровень – 0%
- высокий уровень – 22%
- средний уровень – 65%
- сниженный и низкий уровни – 13%
В 2011-12 гг уровень мотивации в целом по школе составлял:
- очень высокий уровень – 2%
- высокий уровень – 54%
- средний уровень – 40%
- сниженный уровень – 4%
В 2012 – 13 гг уровень мотивации составил:
- очень высокий уровень – 0%
- высокий уровень – 50%
- средний уровень – 48%
- сниженный и низкий уровни – 2%
Определяем частоту выборов следующих мотивов:
- Внешний
- Игровой
- Оценочный
- Позиционный
- Социальный
- Учебный
Если говорить о результатах, то можно проследить, что преобладают учебный, позиционный и оценочный мотивы. Не очень высок уровень социального мотива. Изменения за два года незначительные, но все же внешний и игровой мотивы снизились значительно.
Еще один из диагностируемых параметров это воспитанность. Используем анкету «Аспекты воспитанности» отслеживаем 6 аспектов:
- нравственный,
- эстетический,
- экологический,
- трудовой,
- экономический.
Таблица 2
год
Аспекты воспитанности (%)


нравственный
эстетический
экологический
трудовой
экономический

2010-2011 уч.г.
68%
62%
68%
73%
71%

2011-2012 уч.г.
70%
56%
69%
77%
68%

2012-2013 уч.г.
68%
60%
65%
70%
67%


За последние три года видим, что изменения не значительные, результаты по каждому классу доведены до классных руководителей и воспитателей. Они учитывают эти данные, составляя свои планы работы на год.
Еще один из параметров мониторинга – это сформированность базовых общеучебных умений и навыков. Диагностика этого параметра в прошлом учебном году была проведена впервые, у учащихся 5 класса в конце первой четверти и повторно в конце учебного года.
Отслеживаются: интеллектуальные, организационные и коммуникативные умения и навыки.
После первичной диагностики педагогам - предметника были розданы рекомендации по работе с каждой из групп учащихся. После повторной диагностики и анализа результатов проведено ИМС с педагогами «Результаты сформированности ОУН у пятиклассников».
Сравнительный анализ результатов показал, что присутствует снижение в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках – над этим предстоит работать педагогам в этом учебном году. А коммуникативные возросли.
Данный вид диагностики находится на первоначальном этапе внедрения, и о конкретных результатах можно будет судить весной после последующей диагностики.
Адаптационный период пятиклассников и учащихся 10 взвода начинается с входящей диагностики. В конце адаптационного периода, как правило, это начало октября, проводится психолого-педагогический консилиум, где педагог-психолог представляет результаты входящей диагностики вновь прибывших учащихся, педагогам раздаются таблицы с результатами входящей диагностики.




















1.2.3. Методическая база для психологических занятий
Создается и постоянно пополняется методическая база обеспечения программ для развивающей, коррекционной и консультативной деятельности, для работы педагога-психолога с учетом результатов диагностики личных качеств обучающихся.
Подобраны и проводятся занятия по развивающим, коррекционным, психопрофилактическим и информационным технологиям:
- психологические занятия «Тропинка к своему Я» в 5 – 6 взводах (автор О.В. Хухлаева), «Советы волшебницы Розмины», «Антистресс»;
- психологические игры: «Позитивные черты характера», «Гадкий утенок», «КВН – психея», «Потерпевшие кораблекрушение», «Путешествие в страну Гармоника», «Связанные одной цепью», «Как заработать первоначальный капитал»,
- тренинг: «Красная шапочка и все, все, все», «Снятие агрессивного поведения», «Сплочение», «Моя галактика»;
- Проведение практикума: «Дорога к себе», «Выпусти пар»;
- Классные часы: «Кое-что о психологии мужчины и женщины», «Уроки выбора профессии», «Слово не воробей», «Антистрессовый» классный час, «Однажды я разбил стекло»(Основы вербальной самозащиты), Цикл классных часов «Линия жизни», «Виртуальный психодром», «Как эффективно подготовить домашнее задание»;
- релаксационные занятия: «Страна Гармоника», «ароматерапия».

Методическая база постоянно пополняется и расширяется в зависимости от потребностей выявленных по средствам мониторинга личностных качеств учащихся, запросов администрации, педагогов и воспитателей.

Основными источниками для пополнения методической базы обеспечения программ для развивающей, коррекционной и консультативной деятельности является Интернет и методическая газета «Школьный психолог».
2 Глава. Проектная часть

В настоящее время многие инициативы и решения государства ставят перед школой новые задачи и требования в рамках реализации федеральных стандартов. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 01.02. 2011г) лежит системно -деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.
Результаты мониторинга мотивационной сферы учащихся показывают, что у учащихся «западает» социальный мотив, что он значительно ниже позиционного и учебного. Социальный мотив - состоит в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. А одним из основных аспектов успешной социализации человека играет выбор им будущей профессии. Большинство детей, заканчивая школу, не знают какую профессию выбрать, а многие выбрав профессию не понимают что их способности и личные качества не подходят для собственной реализации в данном виде деятельности.
Качественная профориентационная работа в школе играет большую роль в становлении профессиональной деятельности учащегося.
На данном этапе профориентационное направлении работы педагога- психолога заключается в работе со старшим звеном учащихся, начиная с 8 класса. Это профориентационная диагностика учащихся 9, 10,11 классов. В 8,9 классах проходит программа занятий «Уроки выбора профессии».
Есть необходимость расширения данного направления. На основании этого в следующий межаттестационный период одним из приоритетных направлений работы будет расширение профориентационного сопровождения, а именно: разработка и внедрение комплекса психологического профориентационного сопровождения учащихся КШИ.
Предложенный комплекс сопровождения, будет направлен на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры начиная с 5-го класса обучения детей в КШИ.
Цели комплекса:
- актуализация процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности;
- формирование умения работать с поступающей информацией (уметь собирать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать статистические закономерности.
Основными задачами в выбранном направлении деятельности в следующий межаттестационный период будут являться:
- работа с литературой по подбору материла для создания профориентационного комплекса;
- разработка комплекса, подбор методик и программ для работы с учащимися;
- внедрение комплекса;
- анализ результатов внедрения комплекса.















Заключение
Система психолого-педагогического мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих развитию личности обучающихся. ФГОС ставит диагностику результатов личностного развития учащихся на одно из ведущих мест. Диагностика может проводиться в разных формах. Осуществление мониторинга личностных качеств учащихся позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Качканарской кадетской школы - интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся проходит уже четвертый год. Процесс мониторинга довольно длительный и о конкретных результатах говорить сложно. На сегодняшний день можем констатировать следующее:
- создана база данных диагностических методик для мониторинга развития личностных качеств учащихся в электронном и печатном вариантах;
- создан банк данных по результатам проведения диагностики личностных качеств обучающихся, на каждого учащегося составлены индивидуальные психолог - педагогические карты. Доступ к данным имеют все участники образовательного процесса КШИ, включая родителей учащихся;
- создана и постоянно пополняется методическая база обеспечения программ для развивающей, коррекционной, профилактической, просветительской и консультативной деятельности, для работы педагога-психолога с учащимися, педагогами и родителями.
Хорошим показателем результативности обозначенных действий служит сравнительный анализ изменений данных, полученных по результатам диагностики по контрольным точкам мониторинга: это и падение выборов внешнего и игрового мотивов, повышение коммуникативных умении и навыков и т.д.
Постоянное движение контингента учащихся Кадетской школы-интерната пошло на спад.
Анализируя ситуацию последних трех лет видим, что наблюдается положительная динамика в уменьшении движения контингента учащихся.
В 2011-12 учебном году состав 7 класса за два года обучения изменился на 70%;
В 2012-13 учебном году состав 7 класса за два учебных года изменился уже на 50%;
В 2013-14 уч. году состав 7 класса за два учебных года изменился на 30.
Анализ данных результатов дает нам права говорить о том, что выстроенная система мониторинга развития личностных качеств учащегося кадетской школы-интернат имеет положительный результаты, педагогический состав школы, планируя свою деятельность основывается на результатах мониторинга личностных качеств учащихся, тем самым, улучшая положительную динамику всего образовательного процесса КШИ и достигая хороших личностных результатов учащихся.
Работа по мониторингу развития личностных качеств учащихся будет активно продолжаться, и изменяться, ориентируясь на внедрение ФГОСов.
В основу реализации основной цели деятельности входит системно -деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.










































Литература

Влияние гендерных различий на становление личности школьника [Интернет ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (Дата обращения: 12.11.2012)
Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук. М., 1989
Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. – СПб., 2005.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.; Екатеринбург, 2003.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2004.
Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара, 2004.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М., 2002.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003.
Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. – М., 2006.
Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие/ В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова и др. – М., 1990.
Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К.Тутушкиной. – М., 1997.
Практическая психология образования./Под ред. И.В.Дубровиной – СПб., 2004.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. – СПб., 2006.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997 г









13PAGE 15


13PAGE 142015








15