Рабочая программа по физике. 11 класс. 3 ч в неделю. По авторской программе Г.Я.Мякишева.


Ростовская область Азовский район село Маргаритово
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маргаритовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Маргаритовской СОШ
Приказ от №
Директор школы
Печать
Рабочая программа
по физике
среднее общее образование 11 класс
Количество часов: 102 ч, 3 часа в неделю.
Учитель Тарасова Лариса Васильевна
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2011г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004 г.), с учетом методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методическом письме о преподавании физики в общеобразовательных учреждения в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года».
2015-2016 учебный год

Раздел 1.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию ри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования.
Учебный план МБОУ Маргаритовской СОШ на 2016-2017 учебный год.
Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2011 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 11 кл., М. «Просвещение» 2011г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004 г.)Изучение физики в 11 кл направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
формирования основ научного мировоззрения
развития интеллектуальных способностей обучающихся
развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
знакомство с методами научного познания окружающего мира
постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешениювооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Раздел 2. Содержание программы.
Электродинамика
Электромагнитная индукция (продолжение)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Лабораторная работа №1: «Изучение явления электромагнитной индукции».
Демонстрации:
Взаимодействие параллельных токов.
Действие магнитного поля на ток.
Устройство и действие амперметра и вольтметра.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Самоиндукция.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.
Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля, электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.
Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера, объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.
Колебания и волны.
Механические колебания
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания.
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цеди переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энер- гии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Лабораторная работа №2: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
Демонстрации:
Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.
Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).
Осциллограммы переменною тока
Устройство и принцип действия трансформатора
Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.
Электрический резонанс.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.
Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.
Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул.
Оптика
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Лабораторная работа №3: Измерение показателя преломления стекла.
Лабораторная работа №4: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».
Лабораторная работа №5: «Измерение длины световой волны».
Демонстрации:
Законы преломления света.
Полное отражение. .
Получение интерференционных полос.
Дифракция света на тонкой нити.
Дифракция света на узкой щели.
Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света поляроидами.
Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.
Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы отражения и преломления света,
Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляриза-ции света.
Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.
Основы специальной теории относительности.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.
Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.
 Квантовая физика
Световые кванты.
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Демонстрации:
Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.
Законы внешнего фотоэффекта.
Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.
Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.
Модель опыта Резерфорда.
Невидимые излучения в спектре нагретого тела.
Свойства инфракрасного излучения.
Свойства ультрафиолетового излучения.
Шкала электромагнитных излучений (таблица).
Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.
Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.
Законы внешнего фотоэффекта.
Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.
Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.
Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот. Законы фотоэффекта: постулаты Бора
Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты. Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотозлектронов на основе уравнения Эйнштейна
Атомная физика.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра.
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]Демонстрации:
Модель опыта Резерфорда.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Знать: ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро. закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Уметь:. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа. Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.
Астрономия
Строение и эволюция Вселенной.
Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Демонстрации:
Модель солнечной системы.
Теллурий.
Подвижная карта звездного неба.
Знать: понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.
Практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.
Уметь: объяснять строение солнечной системы, галактик, Солнца и звезд. Применять знание законов физики для объяснения процессов происходящих во вселенной. Пользоваться подвижной картой звездного неба.
Раздел 3. Тематическое планирование.
Тема Кол-во
часов Количество лабораторных работ Количество контрольных работ
Повторение. 5 Диагностическая работа.
Основы электродинамики. 9 Зачёт «Магнитное поле тока».
Колебания и волны. 26 ЛР «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Зачёт «Колебания»
Зачёт «Волны»
Оптика. 24 ЛР «Измерение показателя преломления стекла»
ЛР «Определение длины световой волны». Контрольная работа по теме: «Оптика».
Зачёт «Элементы СТО»
Квантовая физика. 28 КР «Квантовая физика»
Итоговый тест.
Астрономия. 10 Итоговая работа по астрономии.
Всего 102 3 9
В XI классе 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.
Раздел 4. Планируемые результаты изучения   предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у обучающимися умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленных факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; умение управлять своей познавательной деятельностью;
• сформированность чувства гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике являются:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
• использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на его мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами освоения выпускниками средней (полной)школы программы по физике являются:
11. в познавательной сфере:
11.1. давать определения изученным понятиям;
11.2. называть основные положения изученных теорий и гипотез;
11.3. описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык и язык физики;
11.4. классифицировать изученные объекты и явления;
11.5. делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
11.6. структурировать изученный материал .11.7. интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
11.8. применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального использования и охраны окружающей среды;
12. в ценностно-ориентированной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
13. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
14. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Приложение. Календарно- тематическое планирование.

№ урока Тема урока Содержание Д/ЗДата
Повторение. 5 ч.
1 Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Повторение изученного в 10 классе. Подгот к Др2 Повторение изученного в 10 классе. 3 Повторение изученного в 10 классе. 4 Повторение изученного в 10 классе. 5 Диагностическая работа Основы электродинамики. 9 ч.
1. Магнитное поле. 2 ч.
6 Взаимодействие токов. Магнитное поле. Сила Ампера.
Электроизмерительные приборы. Модуль вектора маг. индукции, единицы, модуль силы Ампера
Принцип работы и устройство амперметра, вольтметра. Решение задач. § 1,2, знать схему опытов.
§ 3, учить.
Составить таблицу по §4,5. 7 Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества. Определение силы тока, силы Лоренца, формула силы, проявление
Намагничивание. Теория Ампера, температура Кюри, ферромагнетики и их применение. Решение задач. § 6, знать формулу.
§ 7, с. 24, итоги главы. 2. Электромагнитная индукция. 7 ч.
8 ЭМИ. Магнитный поток. Закон Фарадея – Максвелла (ЭМИ), история его открытия, формула, магнитный поток. § 8, 9, учить. 9 Закон ЭМИ. Правило Ленца.
Применение правила к решению задач.
ЭДС индукции. Закон ЭМИ. Вихревое эл. поле. Решение задач. § 10, учить.
§ 11, 12,учить, с. 323. 10 Электродинамический микрофон. Устройство и принцип работы . Решение задач. §14, составить таблицу. 11 Самоиндукция. Индуктивность.
Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. Самоиндукция, аналогия с инерцией. Индуктивность, единицы измерения.
Энергия маг. поля, возникновение эл., маг., и эл-маг полей. § 15, учить.
§ 16, 17, готовиться к опросу 12 Решение задач. Подготовиться к зачёту. 13 Решение задач. Подготовиться к зачёту. 14 Зачёт «Магнитное поле тока». Колебания и волны. 26 ч.
1. Механические колебания. 6 ч.
15 Свободные и вынужденные колебания. Условия их возникновения. Маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Колебательное движение, виды колеб. движ, характеристики КД, условия возникновения КД, колебательные системы
Уравнение движения тела, колеблющегося под действием сил тяжести и упругости. Маятники. Амплитуда, период, частота, фаза, разность фаз. Графики, уравнения колебательного движения.
Превращение энергии в системах без трения, затухающие колебания. § 18- 20, учить.
§ 21, знать формулы.
§ 22, 23 знать определения, формулы.
§ 24, уметь объяснять схему превращения энергии 16 ЛР «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Инструктаж по ТБ, Выполняется по описанию в учебнике С. 324, оформить работу 17 Решение задач Динамика колебаний, характеристики колеб движения. Довести решение задач до ответа 18 Решение задач Динамика колебаний, характеристики колеб движения. 19 Вынужденные колебания. Резонанс. Незатухающие колебания, условия осуществления, резонанс, частотное условие резонанса. § 25, 26, учить 20 Самостоятельная работа Динамика колебаний, характеристики колеб движения. 2. Электромагнитные колебания. 11 ч.
21 Свободные и вынужденные электромагнитные колебания Энергообмен между Эл и маг полями. Колебательный контур, частота, период, собственная частота гармонических колебаний. § 27, 28 22 Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями Рассмотрение аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями, решение задач. § 29, уметь проводить сравнение 23 Решение задач Сделать работу над единицами измерения 24 Уравнение колебательного движения. Период колебаний. Формула Томсона, графики колеб. заряда, тока, напряжения. § 30, учить 25 Переменный ток. Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. Переменный ток, уравнения, описывающие его, сила тока в резисторе, действующие значение тока и напряжения. Активное сопротивление. § 31, 32 26 Катушка и конденсатор в цепи переменного тока Влияние катушки и конденсатора на ток в цепи, индуктивное и ёмкостное сопротивления, графики I , U, разность фаз, полное сопротивление смешанной нагрузки. § 33, 34, знать формулы 27 Резонанс в цепи переменного тока 2 условия возникновения резонанса, учёт его в Эл цепи § 35, знать 2 условия резонанса 28 Решение задач № 972, 973 –решить, повторить работу транзистора 29 Решение задач Подготовиться к зачёту 30 Зачёт «Колебания» 31 КР «Колебания» 3. Производство, передача и использование электрической энергии. 3 ч.
32 Генерирование электроэнергии Устройства, вырабатывающие ток, генератор, устройство, принцип работы. § 37, знать схему по рис. 100, 101 33 Трансформатор
Производство, передача и использование эл. энергии Устройство, принцип работы. Коэффициент трансформации
Схема передачи эл энергии. Экологические проблемы § 38, составить таблицу о работе прибора
§ 39 – 41, разобрать схему по рис. 102 34 Решение задач Трансформатор
Коэффициент трансформации 4. Механические волны. 2 ч.
35 Механические волны
Волны в среде. Звуковые волны Понятие волны, её характеристики, виды волн.
Источники звука, распространение в различных средах. Эхо. § 42 – 45, учить
§ 46, 47, знать характеристики волн 36 Решение задач 5. Электромагнитные волны. 4 ч.
37 Электромагнитные волны
Радио
Свойства электромагнитных волн. Радиолокация. Скорость, длина волны, громкость и высота звука, частота, период.
Изобретение радио. Когерер, принцип радиосвязи, модулятор, детектор. Схема радиопередачи
Виды волн, их распространение. Радиолокация и её применение. Решение задач. § 48 – 50, составить описание опытов Герца
§ 51 – 53, уметь объяснять схему работы радиоприёмника
§ 54 – 56, учить 38 Понятие о телевидении Схема передачи видеосигнала. Решение задач. Развитие средств связи. § 57, 58, знать принцип работы ТВ 39 Обобщение темы «Волны» Повторение основных понятий, формул, графиков. подготовиться к зачёту 40 Зачёт «Волны» Оптика. 24 ч.
1. Световые волны. 15 ч.
41 Оптика. Скорость света. Принцип Гюйгенса Световые явления, источники света, луч, закон прямолинейного распространения света. Скорость света и её измерение. § 59, составить таблицу об экспериментах с. 155. 42 Закон отражения, преломления. Полное отражение. Точечный источник, принцип Гюйгенса – Френеля, его применение для объяснения отражения и преломления. Зеркальное отражение, диффузное. Показатель преломления. § 60-62, ЛР № 4 подготовиться к выполнению. 43 ЛР «Измерение показателя преломления стекла» Выполняется по описанию в учебнике Инструктаж по ТБ с. 325, оформить работу. 44 Линза. Построение изображений линзы. Виды линз, тонкая линза, фокусное расстояние, оптическая сила, формула, построение изображений. § 63, 64, уметь строить и описывать изображение предмета. 45 Формула линзы. Увеличение линзы. Формула тонкой линзы, увеличение линзы. Решение задач. § 65, знать формулы. 46 Решение задач. 47 Дисперсия света. Определение дисперсии, протекание, условия видимости, объяснение. § 66, учить. 48 Интерференция волн. Световые пучки. Сложение волн от точечных источников. Когерентные волны. Результаты сложения волн. Способы получения когерентных источников. § 67-68.знат результаты интерференции мех и эл-маг волн. 49 Применение интерференции. Тонкие плёнки, просветление оптики. § 69, учить 50 Дифракция волн и света. Огибание волнами препятствий. Нарушение волнового фронта в среде. Дифракционная картина и её объяснение (max, min). Принцип Гюйгенса - Френеля. § 70, 71, учить 51 Дифракционная решётка. Особенности дифракционной картины. Д/решетка, период, условия образование главного и боковых максимумов и минимумов. Разрешающая способность. § 72, учить. 52 ЛР «Определение длины световой волны». Выполняется по описанию в учебнике Инструктаж по ТБ с. 329, оформить работу. 53 Поляризация света. Опыты с турмалином, поперечность световых волн. Электромагнитная теория света. § 73, учить 54 Решение задач. Обобщение темы 55 Контрольная работа по теме: «Оптика». 2. Элементы специальной теории относительности. 5 ч.
56 Законы электродинамики. Постулаты ТО.
Относительность одновременности.
Следствия ТО. Расхождение классической теории с опытом. Сущность СТО.
Инвариантность времени в разных СО.
Вывод релятив закона сложения скоростей, границы применения. Решение задач. § 75, 76,
§ 77,
§ 78, учить. 57 Связь между энергией и массой. Связь между энергией и массой – важнейшее следствие СТО. § 79, 80, учить. 58 Зависимость массы от скорости. Экспериментальное подтверждение справедливости СТО § 79, учить. 59 Решение задач. Устно № 1075, 1076, р. 1077. 60 Решение задач. 3. Излучение и спектры. 4 ч.
61 Источники света. Виды излучений. Источники света. Тепловое излучение, электролюминисценция, катодолюминисценция, хеми – фото. § 81, учить, № 1083- решить. 62 Спектры. Спектральный анализ. Распределение энергии в спектре. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ и его применение. §82- 84, учить. 63 Шкала эл- маг излучений ИК, УФ и рентгеновское излучения. Количественные различия приводят к качественным различиям свойств излучений. § 85- 87, составить таблицу сравнения излучений. 64 Зачёт «Элементы СТО» Квантовая физика. 28 ч.
1. Световые кванты. 5 ч.
65 Световые кванты. Фотоэффект Опыты и законы Столетова для фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. § 88,89, учить 66 Фотоны. Применение фотоэффекта. § 90,91 67 Решение задач Уравнение Эйнштейна. 68 Давление света Корпускулярные и волновые свойства фотонов. Опыт Лебедева. § 92, составить таблицу об эксперименте 69 Химическое действие света Химические процессы, происходящие в природе и технике под действием света. § 93 2. Атомная физика. 3 ч.
70 Строение атома. Опыты Резерфорда Модель атома Томсона и Резерфорда. Опыты Резерфорда по рассеянию α - частиц. § 94, описать эксперимент по плану 71 Постулаты Бора Объяснение устойчивости атома с помощью постулатов Бора. § 95, 96 72 Лазеры Назначение, устройство, принцип работы. § 97, составить описание прибора по плану 3. Физика атомного ядра. 15 ч.
73 Методы регистрации элементарных частиц Приборы, регистрирующие заряженные частицы. Их устройство и принцип работы. § 98, составить описание приборов по плану 74 Радиоактивность и её виды История открытия. Виды радиоактивных излучений и их свойства. Радиоактивные превращения. Правила смещения. § 99 -101 75 Закон радиоактивного распада Период полураспада, закон, его применение. § 102, знать формулу закона 76 Изотопы. Решение задач Формула изотопа, его отличие от чистого элемента, различия свойств, применение. § 103 77 Строение ядра. Ядерные силы. Энергия связи.
Протон и нейтрон. Протонно – нейтронная модель ядра атома. Сильное взаимодействие нуклонов. Энергия связи атомного ядра. § 104 – 106 78 Решение задач Энергия связи атомного ядра 79 Ядерные реакции. Решение задач. Законы сохранения зарядового и массового чисел при протекании ядерных реакций. § 107, повторить 102 80 Решение задач Законы сохранения зарядового и массового чисел при протекании ядерных реакций 81 Ядерный реактор Деление и синтез ядер. Цепная ядерная реакция. Критическая масса. Ядерный реактор, принцип его работы. Экологические проблемы применения. § 108, 109, составить описание прибора по плану 82 Термоядерные реакции Осуществление термоядерной реакции, их энергетический выход. История. Борьба учёных за мирное использование атомной энергии. Решение задач. § 111, 112 83 Получение и применение радиоактивных изотопов Получение и применение радиоактивных изотопов, решение задач. § 113 84 Биологическое действие радиоактивных излучений Доза поглощения излучения. § 114 85 Решение задач Деление и синтез ядер. Энергия связи атомного ядра. Биологическое действие радиоактивных излучений № 1106, 1107 – решить 86 Решение задач № 1164, подготовиться к КР 87 КР «Квантовая физика» 4. Элементарные частицы. 5 ч.
88 Этапы развития физики элементарных частиц от электрона до позитрона.
от позитрона до кварков
от гипотезы о кварках до наших дней.
Элементарные частицы, их взаимное превращение. § 115 89 Частицы и их античастицы Открытие нейтрино, позитрона, антипротона, антинейтрона. Аннигиляция. Классификация элементарных частиц. § 90 Повторение. Основы термодинамики. 91 Повторение. Решение задач. 92 Итоговый тест. Астрономия. 10 ч.
93 Видимое движение небесных тел. §116 94 Законы движения планет §117 95 Система Земля - Луна §118 96 Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. § 119, контр вопр. 97 Солнце. Основные характеристики звёзд. § 120, 121 98 Внутреннее строение Солнца. Эволюция звёзд. §122, 123 99 Млечный путь. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. §124, 125, 126 100 Единая физическая картина мира. Понятие о физической картине мира. Этапы развития физики: становление механической, электродинамической и квантово – полевой картин мира. Единство мира. Безграничность научного процесса познания мира. §127 101 Итоговая работа по астрономии. 102 Заключительный урок.