Статья на тему:Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы : эффективные приёмы обучения.


Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы : эффективные приёмы обучения.
Системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность.
В процессе урока учащиеся
работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Рассмотрим несколько наиболее эффективных, на мой взгляд, приёмов работы на примере изучения новой для семиклассников темы «Причастие»
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Опорным компонентом структуры урока может стать составление кластера, моделирование содержания понятия. Так, на первом же уроке темы «Причастие» в 7 классе составляется кластер, который помогает наглядно показать сходство и отличие причастия и других частей речи, а также задаёт направление работы на следующие уроки. В середине помещается основное понятие: причастие. По мере работы с практическим материалом (словосочетания с причастием –изменение формы, словоизменения, постановка вопросов) ребята делают вывод о сходстве причастия с прилагательным и глаголом. Теоретический материал учебника подтвердит эти наблюдения, и кластер заполняется дальше: с одной стороны основного понятия располагаем признаки прилагательного (род, число, падеж, наличие краткой формы), с другой – признаки глагола (вид, время). Вывод ребята уже могут сформулировать сами: что такое причастие как часть речи.
По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Она в определённой мере даёт ключ к пониманию такой сложной темы, как правописание причастий. Мы помним (см.кластер), что причастие имеет признаки прилагательного. Это позволяет создать проблемную ситуацию: сравнить, например, изменение прилагательного и причастия. В результате ребята делают вывод о том, что том, что способ проверки гласной в окончаниях прилагательных и причастий одинаков.
Подобное же наблюдение можно провести при изучении орфограммы «Слитное и раздельное написание –НЕ- с причастиями». Здесь можно применить и метод «мозгового штурма», так как надо найти сходные (не употребляется без –Не-; есть противопоставление) и отличительные черты (краткая форма, зависимое слово) двух орфограмм: «-НЕ- с прилагательным» и « -НЕ- с причастием». Я всегда на своих уроках использую возможность сравнения, сопоставления правил. Уверена: это развивает логику, позволяет представить язык как систему, а также существенно облегчает подготовку к итоговой аттестации.
И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. «Простые» алгоритмы (так я называю алгоритмы конкретные, по одной теме, например, «Слитное, раздельное написание -НЕ- с существительными») ребята составляют сами и предлагают для обсуждения и работы в классе. При этом выбирается наиболее продуктивный, а это заставляет учеников включиться в обсуждение, принимать самостоятельные решения. Алгоритмы «средней тяжести», сопоставительные (н. «Правописание гласных в корне слова») мы можем составить вместе с ребятами. А уж сложные алгоритмы, обобщающие, включающие в себя огромное количество отдельных правил (н. «-Н- и –НН- в разных частях речи») я составляю сама и предлагаю ребятам к обсуждению и применению. Такого типа алгоритмы, я убедилась на своей практике, просто незаменимы в старших классах, когда часов мало, а объём повторяемого по курсу русского языка велик, и особенно при подготовке к экзаменам.
Моя система позволяет избежать «дробления» знаний. Напротив, целостное представление о системе языка позволяет успешно решать различные орфографические и пунктуационные задачи.
Конечно, далеко не все ученики с лёгкость воспринимают предлагаемое, изучают новое.
Для формирования лексико-грамматических навыков весьма эффективным является метод коллективного взаимобучения (метод “учимся вместе”).Так, при изучении новой темы в 7 классе «Деепричастие» предлагаю ученикам отдельные предложения или текст с соответствующими глагольными формами. Учащиеся находят новые незнакомые им формы, анализируют их и совместно с преподавателем делают выводы о правилах их образования и применения. Далее класс делится на группы по 3-4 человека, где учащиеся еще раз объясняют друг другу правила образования и использования новой грамматической конструкции, придумывая при этом свои примеры и иллюстрации. После взаимоконтроля сильными учениками слабых от группы делегируется, как правило, слабый ученик, который еще раз объясняет перед классом новую тему. При таком изучении нового материала роль преподавателя минимальна, учащиеся получают возможность самостоятельно делать выводы, классифицировать материал, формулировать свои мысли. Сильные ученики обучают слабых, слабые ученики получают возможность неоднократного усвоения и повторения темы. Важно, что такой прием позволяет развивать личностные, познавательные и коммуникативные УУД.
Важнейшую роль в деятельностном подходе играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмысление, рефлексия и др.
Хороший результат на уроках литературы даёт метод «Прогнозирование», когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Текст читается с остановками, на каждом этапе ребята заполняют «Дерево предсказаний», по мере чтения они убеждаются в правильности-ошибочности своих прогнозов. Этот приём позволяет детям постигать логику развития характера героя, развивать свои аналитические и творческие способности.
Приём «Фишбоун» позволяет «закольцевать» урок, создать интригу, «включить» жизненный опыт ребят. Так, при рассмотрении рассказа А.Куприна «Святая ложь» в центр «рыбы», в основу скелета, помещается вопрос «Может ли быть ложь святой?» (закрыт до поры до времени)
Верхние рёбра – предлагаемые учениками ситуации: когда люди лгут?
Нижние рёбра заполняются в результате обсуждения: почему лгут?
В ходе занятия, по мере чтения текста, ребята отгадывают название рассказа и отвечают на проблемный вопрос, помещённый в основу скелета рыбы. Как правило, разгорается спор, что позволяет каждому проявить себя и научиться прислушиваться к мнению другого, оценивать его точку зрения. Кроме того, такое занятие позволяет включиться в общекультурный контекст: разговор можно построить на понятии «оксюморон», на сопоставлении с библейскими притчами и т.д.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной дискуссии: четко излагать свое мнение, понимать точки зрения одноклассников, задавать вопросы на понимание, вступать в спор, подбирая убедительные аргументы. Подобный приём хорош при обсуждении того, что принято называть «нравственным выбором» героя (практически любое произведение классической литературы). Попытка понять мотивы поведения героя, оценка его выбора, поиски позиции автора способствуют глубокому проникновению в тест, а главное, формируют жизненную позицию подростка, происходит нравственное самоусовершенствование человека. А это, на мой взгляд, главная и основная задача уроков филологического цикла.
Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.
Список использованной литературы
Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2009.
Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.
Концепция общего среднего образования: Проект / Врем.научно-исследоват.коллектив "Школа". - М., 1988.- С.18.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования -http://standart.edu.ru 2. Юлина Н.С. Философия для детей. [Текст] / Н.С.Юлина – М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация»,- 2005. – 287с.3. «Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.–170с. 4. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку.