ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРСКИХ УСЛУГ
Министерство образования Нижегородской области
ГбОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум»
программа профессионального модуля ПМ.03
Предоставление туроператорских услуг
г.ЛЫСКОВО
2012 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 100401 Туризм.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум»
Разработчики:
Тарасова Марина Александровна, преподаватель спец. дисциплин
Рекомендована предметной(цикловой)комиссией, протокол от 31.08 2013г. № 1
Рекомендована учебно-методической комиссией по специальности среднего профессионального образования 100401 «Туризм»
в составе:
- Ерохина Р.М.- директор МБУК РЦИПРТ
- Лапшов А.Е.- зам. директора по УПР
- Чулков К.А.- зам. директора по ПО
- Погодина А.А.- зам. директора по УМР
- Егорова В.А.- председательП(Ц)К
Протокол от 11.09.2013 года №6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
27
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
29
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
Предоставление туроператорских услуг
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100401 Туризм
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление туроператорских услуг
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта ;
ПК 3.2. Формировать туристский продукт ;
ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта ;
ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения маркетинговых исследований и создания базы данных по туристским продуктам;
- планирования программ турпоездок, составления программ тура и турпакета;
- предоставления сопутствующих услуг;
- расчета себестоимости услуг, включенных в состав тура, и определения цены турпродукта;
- взаимодействия с турагентами по реализации турпродукта;
- работы с российскими и иностранными клиентами и агентами по продвижению турпродукта на рынке туристских услуг;
- планирования рекламной кампании, проведения презентаций, включая работу на специализированных выставках;
Вариативная часть:
- составления бизнес-планов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
уметь:
- осуществлять маркетинговые исследования, использовать их результаты при создании туристского продукта и для переговоров с турагентами;
- проводить анализ деятельности других туркомпаний;
- работать на специализированных выставках с целью организации презентаций, распространения рекламных материалов и сбора информации;
- обрабатывать информацию и анализировать результаты;
- налаживать контакты с торговыми представительствами других регионов и стран;
- работать с запросами клиентов, в том числе и иностранных;
- работать с информационными и справочными материалами;
- составлять программы туров для российских и зарубежных клиентов;
- составлять турпакеты с использованием иностранных языков;
- оформлять документы для консульств, оформлять регистрацию иностранным гражданам;
- оформлять страховые полюса;
- вести документооборот с использованием информационных технологий;
- анализировать и решать проблемы, возникающие во время тура, принимать меры по устранению причин, повлекших возникновение проблемы;
- рассчитывать стоимость проживания питания, транспортного и экскурсионного обслуживания
- рассчитывать себестоимость турпакета и определять цену турпродукта;
- работать с агентскими договорами;
- использовать каталоги и ценовые приложения;
- консультировать партнеров по турпродуктам, оказывать помощь в продвижении и реализации турпродукта;
- работать с заявками на бронирование туруслуг;
- предоставлять информацию турагентам по рекламным турам;
- использовать различные методы поощрения турагентов, рассчитывать для них комиссионное вознаграждение;
- использовать эффективные методы общения с клиентами на русском и иностранном языках;
Вариативная часть:
- составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
знать:
- виды рекламного продукта;
- правила работы на выставках, методы анализа результатов деятельности на выставках;
- способы обработки статистических данных;
- методику работы с базами данных;
- методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению и регионоведению, местам и видам размещения и питания, экскурсионным объектам и транспорту;
- планирование программ турпоездок;
- основные правила и методику составления программ туров;
- правила оформления документов при работе с консульскими учреждениями, государственными организациями и страховыми компаниями;
- способы устранения проблем, возникающих во время тура;
- методики расчета стоимости проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания;
- методики расчета себестоимости турпакета и определения цены турпродукта;
- методику создания агентской сети и содержание агентских договоров;
- основные формы работы с турагентами по продвижению и реализации турпродукта;
- правила бронирования туруслуг;
- методику организации рекламных туров;
- правила расчета с турагентами и способы их поощрения;
- основы маркетинга и методику проведения маркетинговых исследований;
- технику проведения рекламной кампании;
- методику формирования содержания и выбора дизайна рекламных материалов;
- техники эффективного делового общения, протокол и этикет;
- специфику норм общения с иностранными клиентами и агентами
Вариативная часть:
- методику бизнес-планирования.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 690 час. включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 496час.(в том числе учебной и производственной практики –36/72 час.);
самостоятельной работы обучающегося – 194час.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 предоставление туроператорских услуг
Код
Наименование результата обучения
ПК 3. 1.
Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта
ПК 3. 2.
Формировать туристский продукт
ПК 3. 3.
Рассчитывать стоимость туристского продукта
ПК 3. 4.
Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ.03 предоставление туроператорских услуг
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учеб-ная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч.
лабора-
торные и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 3.1.- ПК 3.4.
Раздел 1.
Основы туроператорской деятельности
МДК.03.01. Технология и организация туроператорской деятельности
321
214
90
15
107
*
Учебная практика(по профилю специальности)
18
18
Производственная практика (по профилю специальности)
36
36
ПК 3.1.- ПК 3.4.
Раздел 2.
Маркетинговые технологии в туризме. МДК.03.02. Маркетинговые технологии в туризме.
261
174
60
87
Учебная практика(по профилю специальности)
18
18
Производственная практика (по профилю специальности)
36
36
Всего:
690
496
194
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы туроператорской деятельности
ПМ.03 Предоставление туроператорских услуг.
321
МДК.03.01. Технология и организация туроператорской деятельности
214
Введение
Место знаний по учебной дисциплине в процессе освоения профессиональной программы по специальности.
2
2
Тема 1.1
Нормативно-правовая база турагентской деятельности
Содержание
20
1.
Федеральный закон «Об основах турагентской деятельности».
4
2
2.
Федеральный закон «О защите прав потребителей».
4
2
3.
Требования к организации турагентской деятельности.
4
2
4.
Международная Конвенция по контракту на путешествие. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
4
2
5.
Организационно-правовые формы создания туроператора. Организационные основы создания туроператора.
4
2
Практические работы:
6
1.
Исследование основных положений турагентской деятельности в нормативно-правовых документах.
6
Самостоятельная работа обучающихся
16
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
Работа с нормативными материалами:
Изучение федеральных законов:
1. ФЗ от 24 ноября 1996г.№132-фЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»;
2. О Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.12.1999 г., 30.12.2001 г.);
3. ФЗ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.1997г., 20.11.1999 г., 21.03.2002 г.);
4. Правила оказания услуг общественного питания.
5. Анализ единого Федерального реестра туроператоров.
-Проведение анализа предоставленных некачественных туристических услуг, по данным СМИ, электронных изданий, в соответствии с законодательством РФ.
-Поиск информации по теме с последующим её предоставлением в виде презентации:
Виды туризма и особенности турпродуктов.
Факторы развития туроперейтинга
Тема 1.2
Технологии и методы работы с поставщиками туристских услуг
Содержание
8
1.
Организационные аспекты работы с поставщиками туристских услуг. Планирование тура.
4
2
2.
Поставщики туристских услуг. Договорной план с поставщиками туристских услуг. Переговоры с поставщиками туристских услуг. Заключение договоров с поставщиками услуг.
2
2
3.
Переговоры с поставщиками туристских услуг. Заключение договоров с поставщиками услуг.
2
2
Практические работы:
12
2.
Анализ деятельности туркомпаний
6
3.
Налаживание контактов с торговыми представительствами других регионов и стран. Телефонный этикет.
6
Самостоятельная работа обучающихся
12
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск материала, подготовка опорного конспекта:
Отличительные особенности туристского продукта.
Классификация торговых посредников и поставщиков в туризме.
-Подготовка презентации по теме:
«Туристская услуга и ее свойства».
Тема 1.3
Формирование сбытовой сети.
Содержание
4
1.
Формирование сбытовой сети туроператора. Агентские соглашения. Агентские сети и франчайзинг (аренда бренда).
2(+2)
2
Практические работы:
12
4.
Подбор партнеров по сбыту и заключение агентского договора
6
5.
Исследование договоров между туроператорами и с поставщиками туристских услуг. Основные требования и их регулирование.
6
Самостоятельная работа обучающихся
12
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации по одной из тем:
-Формирование сбытовой сети
-Характеристика основных форм продажи турпродукта
-Агентское соглашение
Тема 1.4
Информационные технологии продвижения турпродукта
Содержание
8
1.
Программные продукты бронирования туров. Интернет-технологии бронирования турпутевок.
2(+2)
2
2.
Программные продукты резервирования и автоматизации деятельности туроператоров. Амадеус. Сейбр. Голилео.
2(+2)
2
Практические работы:
6
6.
Анализ программных продуктов автоматизации деятельности туроператора и бронирования турпродукта
6
Самостоятельная работа обучающихся
12
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск информации и подготовка опорного конспекта:
Развитие Интернет-технологий в туроперейтинге.
Информационные технологии автоматизации управления туроператором.
-Создание электронного каталога тура (по выбору)
Тема 1.5
Безопасность в путешествии и страхование туристов
Содержание
24
1.
Риски для туристов. Безопасность туристов в месте временного пребывания, во время перевозки.
4
2
2.
Страхование туристов выезжающих за рубеж.
4
2
3.
Страхование въездного и внутреннего туризма.
4
2
4.
Страхование различных рисков.
4
2
5.
Методы повышения качество туристского обслуживания.
Виды страхования туристов и уровень страхового возмещения.
2
2
6.
Туристская полиция
2
2
7.
Безопасность туристов во время перевозки
Обеспечение безопасности пассажиров при авиаперевозках
Обеспечение безопасности на автобусах
4
2
Практические работы:
6
7.
Анализ организации страхового обеспечения путешествий.
6
Самостоятельная работа обучающихся
12
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации по одной из тем:
-Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов .
-Эпидемиологическая и бактериологическая безопасность туристов.
-Составление сравнительной характеристики поощрения покупок tax free и duty free.
-Составление перечня объектов не подлежащих вывозу из страны (товаров, представителей флоры и фауны и культурных ценностей), (по выбору)
Тема 1.6
Реклама и нерекламные виды продвижения туристского продукта.
Содержание
14
1.
Реклама туристского продукта. Каталог туроператора.
2(+2)
2
2.
Нерекламные методы продвижения.
2(+2)
2
Стимулирование продажи и пропаганда туристского продукта
2
2
3.
Каталог туроператора как основной носитель информации для продвижения туристского продукта Участие в выставках.
2(+2)
2
Практические работы:
12
8.
Развитие навыков работы со статистическими источниками, характеризующимися различные показатели туризма
6
9.
Разработка каталогов для туроператора и турагента.
6
Самостоятельная работа обучающихся
12
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации по теме:
-Методы и нормативная основа рекламы туристского продукта.
-Подготовка стенда к участию в выставке турпродукта.
-Создание различных видов рекламы продвижения турпродукта
Тема 1.7
Проектирование тура и программа обслуживания
Содержание
22
1.
Требования к процессу разработки турпродукта. Разработка программы обслуживания туристов. Тематическая программа обслуживания.
2(+2)
2
2.
Разработка туров по технологической карте, с индивидуальным текстом.
2
2
3.
Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице
Понятие комплекс задач экскурсионного обслуживания.
2(+2)
2
4.
Стратегии и менеджмент обслуживания.
2(+2)
2
5.
Технологическая документация проектирования тура. Туристская путевка. Договора.
2(+2)
2
6.
Справочная документация. Анализ информационных листов к туристской путёвке
4
2
Практические работы:
12
10.
Формирование туристского продукта
6
11.
Заполнение и анализ технологической карты тура и информационного листа к туристской путевке
6
Самостоятельная работа обучающихся
16
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка опорного конспекта по одной из тем:
-Требования к проектируемой туристской услуге. Структура маркетингового исследования туристского спроса
-Создание туристического продукта. Реализация тура.
-Классы обслуживания. Пакет услуг. Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице
-Требования к проектируемой туристской услуге. Структура маркетингового исследования туристского спроса.
-Поиск информации по теме с последующим её предоставлением в виде презентации:
Договор с гостиницей и авиаперевозчиком: особенности и условия
Справочная документация туроператора
Тема 1.8
Расчет стоимости турпродукта и ценообразование
Содержание
24
1.
Финансовая схема работы туроператора. Система комиссионных вознаграждений турагентств. Ценообразование. Расчет стоимости туров с использованием каталогов и ценовых приложений.
6
2
2.
Учетная политика туроператора. Налогообложение. Оплата счетов поставщиков услуг.
2(+2)
2
3.
Льготы и преференции предприятий туристской отрасли.
2(+2)
2
4.
Анализ налоговой нагрузки на деятельность туристского предприятия.
2
2
5.
Наиболее обременительные налоги по материалам исследования делового климата для туристских предприятий РФ 2007 г.
2(+2)
2
6.
Понятие минимизация налогов и понятие налогового щита. Налоговые щиты, их классификация и роль в сфере туризма.
3(+1)
2
Практические работы:
24
12.
Исследование видов и методов ценообразования турпродукта.
6
13.
Определение цены турпродукта
6
14.
Расчет стоимости услуг.
6
15.
Решение ситуационных задач
6
Самостоятельная работа обучающихся
15
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации по одной из тем:
-Система скидок.
-Безналичная форма расчетов.
-Анализ и составление перечня факторов, определяющих ценообразование в туризме
-Подготовка презентации по одной из тем:
-Налоговое законодательство в туризме.
-Принципы и функции налогообложения
-Отраслевая особенность исчисления налогов в туризме.
15
Курсовое проектирование.
1. Разработка туристского продукта программного туризма (по видам туризма) (3 объекта)
2. Проект анимационной программы обслуживания туристов
3. Создание туристского продукта с использованием потенциала сельской местности.
4. Разработка проекта участия в туристской выставке.
5. Создание проекта каталога туроператора.
6. Создание инновационного туристского продукта (по видам туризма).
7. Проектирование программ обслуживания (по видам туризма).
8. Разработка программы продвижения турпродукта туроператора.
9. Разработка проекта рекламной компании туристской фирмы.
10. Создание имиджа турагентства.
11. Создание имиджа туроператора.
12. Разработка проекта внешнего и внутреннего оформления офиса турагентства.
13. Разработка мероприятий по созданию благоприятной психологической обстановки в туристском агентстве при обслуживании клиента.
14. Создание инновационной технологии обслуживания клиентов (на примере агентского бизнеса).
15. Составление программ обслуживания туристов по видам делового туризма.
16. Составление инновационных программ обслуживания с учетом потребностей молодежи.
17. Составление программ обслуживания туристов по видам спортивного туризма.
18. Формирование инновационного туристского продукта в рамках экологического туризма.
Учебная практика:
- работа с запросами клиентов, в том числе и иностранных;
- работа с информационными и справочными материалами;
- составление программы для российских и зарубежных клиентов;
- анализ и решение проблемы, возникающие во время тура, принимать меры по устранению причин, повлекших возникновение проблемы;
- расчет стоимости проживания питания, транспортного и экскурсионного обслуживания
- расчет себестоимости турпакета и определять цену турпродукта;
- использование каталогов и ценовых приложений;
- предоставление информации турагентам по рекламным турам;
18
Производственная практика:
- консультирование партнеров по турпродуктам, оказывать помощь в продвижении и реализации турпродукта;
- работа на специализированных выставках с целью организации презентаций, распространения рекламных материалов и сбора информации;
- составление турпакетов с использованием иностранных языков;
- оформление документов для консульств, оформлять регистрацию иностранным гражданам;
- оформление страховых полисов;
- ведение документооборота с использованием информационных технологий;
-работа с агентскими договорами;
-работа с заявками на бронирование туруслуг;
36
Всего
199
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел.2.
Маркетинговые технологии в туризме. ПМ.03.Предоставление туроператорских услуг.
261
МДК. 03.02 Маркетинговые технологии в туризме.
174
Тема 2.1
Предмет, метод и задачи курса. Основные понятия маркетинговых технологий Маркетинговая среда организации.
Содержание
12
1.
Маркетинговая технология как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии туриндустрии.
2
2
2.
Состояние и перспективы развития маркетинговых технологий.
2
2
3.
Определения и основные понятия маркетинговых технологий. Функции технологий маркетинга, их сущность.
2
2
4.
Назначение и область применения маркетинговых технологий в деятельности предприятия туризма.
2
2
5.
Глобализации экономики и эволюция маркетинговых концепций поведения предприятия на рынке.
2
2
6.
Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга.
2
2
Практические работы:
2
1.
Маркетинговые исследования рынка
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск информации и предоставление её в виде презентации:
Маркетинговая среда турагентства (по выбору).
Тема 2.2
Маркетинг-менеджмент. Комплекс-микс. Процесс развития маркетинговых
технологий в туризме
Содержание
8
1.
Процесс развития маркетинговых технологий в туризме.
2
2
2.
Маркетинговая технология и способы ее реализации. Целеполагание и корпоративные цели предприятия.
2
2
3.
Анализ как функция маркетингового управления, ее прикладное значение в технологии маркетинговой деятельности предприятия.
2
2
4.
Стратегия развития предприятия и стратегия маркетинга. Маркетинговая программа и планирование маркетинга. Функция контроля и регулирования в маркетинговой деятельности предприятия.
2
2
Практические работы:
2
2.
Анализ комплекса-микс. Процесс развития маркетинговых технологий в туризме
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск информации и написание эссе с презентацией по теме:
Функция контроля и регулирования в маркетинговой деятельности предприятия.
Тема 2.3
Стратегии маркетинга. Типы рынков в туризме.
Содержание
4
1.
Стратегия и система маркетинга. Типы туристских рынков.
2
2
2.
Марка и марочная политика, стратегия, тактика, правовая защита. Краткосрочное прогнозирование спроса. Позиционирование товара на рынке.
2
2
Практическая работа:
2
3.
Исследование стратегий маркетинга. Типы рынков в туризме
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Вид самостоятельной работы:
-Проведение исследования с презентацией по теме:
-Конкурентоспособность товара турагентства (на выбор)
Тема 2.4
Стратегические и тактические маркетинговые решения о товаре. Товар и его коммерческие характеристики. Жизненный цикл товара.
Содержание
6
1.
Товар и его характеристики. Модели представления и классификация товара (услуги).
2
2
2.
Товарные линии и группы, их характеристики. Стратегические и тактические решения о развитии товарных линий и групп. Управление ассортиментом.
2
2
3.
Инновация как способ повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Модификация товара. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий.
2
2
Практические работы:
2
4.
Исследование стратегических и тактических маркетинговые решения о товаре. Товар и его коммерческие характеристики. Жизненный цикл товара
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
Подготовка презентации по теме:
Сервисное обслуживание. Виды сервиса в туризме.
Тема 2.5
Стратегические и тактические маркетинговые решения о цене. Ценовые стратегии
Содержание
8
1.
Виды цен и особенности их применения. Цели и задачи ценообразования. Алгоритм формирования базовой цены.
2
2
2.
Методы ценообразования. Методы расчета цен.
2
2
3.
Ценовые стратегии предприятия. Тактические решения по ценам.
2
2
4.
Виды скидок и условия их применения.
2
2
Практические работы:
4
5.
Исследование стратегических и тактических маркетинговых решений о цене. Ценовые стратегии
4
Самостоятельная работа обучающихся
6
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление кроссворда и вопросов по теме:
- Ценовые стратегии
-Сбор и анализ информации о ценах на туристском рынке.
Тема 2.6
Стратегические и тактические маркетинговые решения о сбыте.
Содержание
10
1.
Каналы распределения: назначение, уровни, организация, критерии оценки эффективности.
2
2
2.
Посредники, их функции и мотивация.
2
2
3.
Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации.
2
2
4.
Дилеры и дистрибьюторы.
2
2
5.
Товародвижение: решения по обработке заказов, созданию запасов готовой продукции, ее хранению, транспортировке.
2
2
Практические работы:
18
6.
Изучения мнения потребителей туристского продукта, на предмет значимости фирмы
2
7.
Разработка программы взаимодействия с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта
4
8.
Подготовки и защита презентации на тему: «Продвижения туристского продукта на рынке туристских услуг»
2
9.
Исследование стратегических и тактических маркетинговых решений о сбыте
2
Самостоятельная работа обучающихся
8
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Исследовательская работа по теме:
Логистические подходы в маркетинге турагентства (на выбор)
-Подготовка презентации по исследовательской работе:
Логистические подходы в маркетинге турагентства (на выбор)
Тема 2.7
Организация маркетинговой деятельности предприятия. Организация оптовой и розничной торговли. Товародвижение. Бюджет маркетинга.
Содержание
10
1.
Подходы к организационному построению службы маркетинга.
2
2
2.
Организация маркетинговой деятельности.
2
2
3.
Роль службы маркетинга на предприятии туриндустрии.
2
2
4.
Функции подразделений службы маркетинга и специалистов по маркетингу.
2
2
5.
Бюджет маркетинга.
2
2
Практические работы:
4
10.
Анализ организации маркетинговой деятельности предприятия. Организация оптовой и розничной торговли. Товародвижение. Бюджет маркетинга
4
Самостоятельная работа обучающихся
12
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации по теме:
Продуктовая стратегия и формирование нового туристского продукта на рынке туруслуг.(на выбор)
-Составление пресс-релиза по созданному турпродукту для передачи его в средства массовой информации.
Тема 2.8
Маркетинговый аудит. Сущность и методы проведения. Маркетинговый контроль.
Содержание
6
1.
Процесс маркетингового контроля.
2
2
2.
Виды и методы проведения маркетингового аудита.
2
2
3.
Ревизия маркетинга
2
2
Практические работы:
4
11.
Анализ маркетингового аудита. Сущность и методы проведения. Маркетинговый контроль
4
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск информации и предоставление её в виде написания эссе с презентацией:
Маркетинговый контроль при разработке туров в турагентствах. ( на выбор)
Тема 2.9
Технология проведения маркетингового исследования и инструменты международного маркетинга. Система маркетинговой
информации и методы ее сбора.
Содержание
10
1.
Понятия и направления маркетинговых исследований.
Процесс маркетингового исследования.
2
2
2.
Методы, алгоритмы и средства маркетинговых исследований.
2
2
3.
Маркетинговая информационная система предприятия.
2
2
4.
Основные подсистемы маркетинговой информационной системы, их прикладное назначение.
2
2
5.
Прикладное использование результатов маркетинговых исследований.
2
2
Практические работы:
6
12.
Анализ технологии проведения маркетингового исследования и инструменты международного маркетинга. Система маркетинговой информации и методы ее сбора
6
Самостоятельная работа обучающихся
10
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка реферата с презентацией по темам:
Сегментирование туристского рынка.
Позиционирование турпродукта по преимуществам.
-Построение карты восприятия туроператоров (на выбор).
Тема 2.10
Специфика маркетинговой деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Модель М. Портера
Содержание
6
1.
Особенности международного маркетинга.
2
2
2.
Специфика маркетинговой деятельности российских туристских предприятий на внешних рынках.
2
2
3.
Маркетинговые коммуникации.
2
2
Практические работы:
4
13.
Исследование специфики маркетинговой деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Модель М. Портера
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Проведение исследовательской работы:
SWOT - анализ туристского предприятия г.Лысково (по выбору).
--Подготовка презентации исследовательской работе.
4
Тема 2.11
Бизнес – планирование как элемент экономической политики организации
Содержание учебного материала
4
1.
Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией. Планирование как наука, вид деятельности и искусство. Сущность и структура объектов планирования в организации.
2
2
2.
Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Предмет планирования. Основные направления бизнес-планирования в турбизнесе. Конечные цели бизнес-планирования.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации:
Особенности бизнес-планирования в туризме.
Тема 2.12
Функции бизнес - плана
Содержание учебного материала
4
1.
Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования. Основные виды и типы бизнес-планов. Функции бизнес-планов. Требования к разработке бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.
2
2
2.
Бизнес-процессы и бизнес-проекты.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
2
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
- Составление схемы «Факторы, влияющие на выбор форм планирования»
Тема 2.13
Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи
Содержание учебного материала
4
1.
Понятие предпринимательской идеи. Генерирование идеи, деловое проектирование, принятие предпринимательского решения.
2
2
2.
Бизнес-идея как инновационная основа бизнес-планирования и инвестиционного проектирования. Система инвестиционных бизнес проектов и их классификация
2
2
Практические работы:
2
14.
Разработка бизнес-идеи
2
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление таблицы:
Классификация инвестиционных бизнес проектов
Тема 2.14
Технология бизнес-планирования
Содержание учебного материала
4
1.
Основные технологии продукции бизнес-планирования. Два подхода к разработке бизнес-плана.
2
2
2.
Модели бизнеса и их отличие от стратегий бизнеса. Бизнес-процессы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка презентации:
Требования к формированию целей организации;
Классификация целей организации.
Тема 2.15
Содержание, структура и порядок разработки бизнес-плана
Содержание учебного материала
8
1.
Виды разделов типового бизнес-плана: аналитические, ключевые, приложения. Основные разделы бизнес плана: резюме, описание бизнеса, руководство и персонал, финансирование, коммерческие риски. Содержание полного бизнес-плана.
2
2
2.
Порядок разработки бизнес-плана:
Оценка рынка сбыта и его конкретизация, оценка потенциальной емкости рынка, методы прогнозирования спроса,
2
2
3.
Порядок разработки бизнес-плана: сегментация рынка, позиционирование товара, прогноз объема продаж.
2
2
4.
Порядок разработки бизнес-плана:
Определение оптимальных цен на туристические продукты и услуги. Ценовая стратегия бизнес-плана и ценовая политика турорганизации.
2
2
Практические работы:
4
15.
Составление логиго-структурной модели бизнес – плана инвестиционного проекта для туристической организации.
2
16.
Решение ситуационных задач
2
Самостоятельная работа обучающихся:
6
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление схемы:
Логико-структурная матрица проекта
-Подготовка презентации:
Основные разделы бизнес-плана и их краткое содержание
Тема 2.16
Анализ результатов и оценка рисков проектов
Содержание учебного материала
4
1.
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Оценка и анализ ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности и т.д. Анализ безубыточности.
2
2
2.
Финансовые риски и их причины. Методы снижения рисков: уклонение или избежание, предупреждение и контроль возможных потерь, принятие риска, перенос или передача риска, хеджирование. Статистический и сценарный анализ.
2
2
Практические работы:
2
17.
Решение ситуационных задач
2
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление схемы:
Способы количественного и качественного анализа рисков
Тема 2.17
Финансовое моделирование и стратегия финансирования проекта в системе Project Expert
Содержание учебного материала
6
1.
План продаж. План производства. План прямых затрат на производство и реализацию продукции. План коммерческих затрат. План затрат на управление. План инвестиционных затрат (график работ и диаграмма GANTT).
2
2
2.
Влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов. Методы контроля правильности построения финансовой модели.
2
2
3.
Оформление разделов бизнес-плана в форме презентации .
2
2
Практические работы:
12
18.
Формирование плана производства. Структура производственных затрат. Организационный план
2
19.
Разработка штатного расписания, плана персонала.
2
20.
Расчет плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств.
2
21.
Оценка рисков и чувствительности проекта
2
22.
Оценка показателей эффективности проекта. Диаграмма GANTT
2
23.
Защита разработанного бизнес-плана в форме презентации
2
Самостоятельная работа обучающихся:
3
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление презентации по бизнес-плану
Учебная практика:
Виды работ:
Учебная практика виды работ
- обработка информации и анализ результатов;
- анализ и решение проблем, возникающих во время тура, применение мер по устранению причин, повлекших возникновение проблемы;
- расчет себестоимости турпакета и определение цены турпродукта;
- предоставление информации турагентам по рекламным турам;
18
Производственная практика:
Виды работ:
- осуществление маркетинговых исследований и создание базы данных по туристским продуктам, использование их результатов при создании туристского продукта и для переговоров с турагентами;
- анализ деятельности других туркомпаний;
- налаживание контактов с торговыми представительствами других регионов и стран;
- использование различных методов поощрения турагентов, расчет для них комиссионное вознаграждение;
- использование эффективных методов общения с клиентами на русском и иностранном языках;
- консультирование партнеров по турпродуктам, оказывание помощи в продвижении и реализации турпродукта;
- практика бизнес-планирования в организации
36
Всего:
690
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 предоставление туроператорских услуг
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Турагентская и туроператорская деятельность учебный тренинговый офис».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Турагентская и туроператорская деятельность учебный тренинговый офис»:
наличие рабочих мест по количеству учащихся
наличие рабочего места преподавателя
калькуляторы;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
компьютер
программное обеспечение общего и профессионального назначения
проектор
экран
интерактивная доска
принтер
сканер
доступ в Интернет
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: