Классный час Я — память, посвященный Г.К. Жукову и прадедушкам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Ст. Старовеличковская
Классный час
«Я – Память»
Посвящается маршалу Г. К.Жукову
и нашим прадедам.
Разработку подготовила
учитель начальных классов
МБОУ – СОШ № 5
Ст. Старовеличковской
Калининского района
Горбатенко И.Е.

Классный час
"Я - память"
Посвящается маршалу Г. К.Жукову
и нашим прадедам.

Цели:
знакомство с героем нашей страны Г. К. Жуковым;
подвести итог поисковой работы о прадедушках, воевавших во время Великой Отечественной войны;
воспитание патриотизма и любви к Родине;
способствовать воспитанию умения работать группой, творческой и активной личности учащихся.
Оборудование:
Музыкальные фонограммы песен военных лет.
Картина В. Васнецова “Богатыри”.
Мультимедийная презентация
Учитель. С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину.
- Какие богатыри вам знакомы из былин?
(Ответы детей)
(слайд 2)
Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”.
- Кого узнаете на картине?
- Как называется картина?
- Кто из художников написал её?
- Как звали богатырей?
(слайд 3)
Наша страна огромна. Она богата полезными ископаемыми, животным и растительным миром. Омывается морями и океанами. (Показ по карте)
Поэтому нашу страну хотели завоевать многие народы. Они нападали войной на наши земли. Но на границах их всегда встречали наши богатыри - мужественные люди, которые могли дать достойный отпор врагам.
(слайд 4)
А. Невский, Д. Донской, Д. Пожарский, А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов – это далеко не весь список военачальников, защищавших Родину. Многие из этих имен вам известны из кинофильмов, уроков истории, книг. С некоторыми мы познакомимся на уроках окружающего мира, изучая «Моё отечество».
(слайд 5)
Наша страна всегда старалась и старается все решить мирным путем. Но не всегда страны, заверившие с нашей страной мирный договор, выполняли его.
Звучит музыка “Вставай страна огромная”. На фоне музыки учитель продолжает рассказ.
Так, в июне 1941 года, фашистская Германия, во главе с Гитлером, напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая продлилась 4 года.
22 июня, ровно в 4 часаКиев бомбили, нам объявили,Что началась война.
(слайд 6)
Учитель. Весь советский народ встал на защиту нашей Родины. В бой шли простые солдаты во главе с командирами. А командиров направляли офицеры – генералы – маршалы.
(слайд 7)
Наш отряд носит имя выдающегося маршала, четырежды героя Советского Союза – Георгия Константиновича Жукова.
Наши следопыты, первый отряд, провели работу. И вот что выяснили о личности Маршала Победы.
(слайд 8)
1 Ученик. Г. К. Жуков вошел в историю Великой Отечественной войны как “маршал Победы”. Он родился 2 декабря 1896 г. в деревне Стрелковке Калужской области. Отец сапожничал в городе, мать занималась тяжелой работой. Заработки были такие маленькие, что “нищие собирали больше”.
2 Ученик. В 1906 г. окончил церковно-приходскую школу и 10-летним был отдан в ученье в скорняжную мастерскую в Москве.
(слайд 9)
3Ученик. В 1915 г. юношу призвали в царскую армию. За храбрость в боях молодой вице-унтер-офицер был награжден двумя Георгиевскими крестами.
4 Ученик. В августе 1918 г. Жуков добровольно вступил в Красную Армию. В 1939 г. советские войска, возглавляемые Жуковым, вместе с братской монгольской армией наголову разгромили на реке Халхин-Гол японских агрессоров, напавших на дружественную нам страну.
За эту победу Жуков был удостоен Золотой Звезды Героя.
(слайд 10)
5 Ученик. Отечественную войну генерал армии Жуков встретил на посту начальника Генерального штаба. Внезапность определила ход начала войны. Немцы стремительно подходили к Москве.
6 Ученик. Жуков предложил стянуть все имеющиеся войска под Москву, закрыв подступы к городу любыми силами. На защиту встали курсанты военных училищ, дивизии народного ополчения. Меры оказались действенными. Немецкое наступление захлебнулось, и до начала зимы враг так и не смог захватить Москву.
(слайд 11)
7 Ученик. Когда Жуков приезжал на тот или иной фронт, радостное оживление охватывало солдат: “Значит, будет дело!”. Они знали: где Жуков – там победа.
8 Ученик. С августа 1942 г. Жуков – заместитель Верховного Главнокомандующего. Он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда.
9 Ученик.
Поклонимся великим тем годам:Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мертвым и живым –Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся, друзья. Всем миром, всем народом, всей землей,Поклонимся за тот великий бой!
10 Ученик. В 1944 г. вся территория страны была освобождена от захватчиков, и тогда Сталин приказал идти на Берлин. Взятие германской столицы стало для Жукова вопросом чести.
(слайд 12)
(Звучит музыка “День Победы”)
11 Ученик. Войскам под командованием Жукова удалось первыми ворваться в Берлин и водрузить над рейхстагом советский флаг. Взятие Берлина вознесло маршала на вершину славы. Сталин предоставил ему особую честь – принимать вместо себя Парад Победы на Красной площади.
(слайд 13)
12 Ученик. Маршал Жуков был четырежды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами “Победа”, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени, орденом Красного Знамени Тувы, а так же 20 иностранными орденами и многими медалями.
13 Ученик. Жуков прожил долгую жизнь. Он умер 18 июня 1974 г. Похоронен у Кремлевской стены, где хоронят самых великих и знаменитых людей нашей страны.
Он умер, но его имя живет в памяти людей
Учитель: “Память народная, - сказал журналист В. Песков, - будет беречь имя Жукова в ряду самых славных имен Отечества. Суворов, Кутузов, Жуков… Мы скоро привыкнем к соседству этих имен. И это лучший памятник полководцу”.
Его именем названы улицы. Ему слагают стихи поэты. Память об этом герое будет в человеческих сердцах на долгие годы.
Его помнят не только российские люди. Но и наверно самые близкие и родные – это его семья. Прошло уже много лет. Но память вечна. Геройскую жизнь Георгия Константиновича вспоминают и его внуки, правнуки.
- Ребята, а вы являетесь чьими- то внуками? А правнуками?
(слайд 14)
- Мы должны чтить и помнить своих дедов и прадедов. Многие из них воевали в те ужасные годы. Многие не вернулись с поля боя.
Наши прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
- Мы с вами проводили поисковую работу. Старались узнать, как можно больше о своих прадедах, их подвигах.
- Наши следопыты, второй отряд, отчитаются о проделанной работе.
(слайд 15)
Пальчикова Анастасия.
- Мой прадедушка – Пальчиков Степан Артёмович
Прадедушка, милый!
Спасибо тебе,
Тебе и друзьям – ветеранам!
За то, что в лихую годину тогда
Не дали пройти вы тиранам.
За ясное небо и землю без взрывов,
За детство, что вас обошло стороной,
За смех и улыбки, что нам подарили,
За счастье, которое вы оплатили
Жестокой и страшной ценой.
(слайд 16)
Берешвили Роман
Я хочу рассказать о своём прадедушке. Мой прадедушка – Мищенко Николай Григорьевич родился на Кубани. Службу в Красной Армии начал в городе Бресте.
Вот что пишет мой прадедушка о войне:
« Участником Великой Отечественной войны являюсь с четырёх часов 22 июня 1941 года. В то время служил в 333 – ем гаубичном артиллерийском полку.
Рано утром моя мирная жизнь была нарушена. Первый удар гитлеровцы обрушили на наши казармы. Я находился там и был свидетелем этого ада. Огневой удар фашистов был такой силы, какой даже трудно представить. Стреляла вся их артиллерия, миномёты, в воздухе висели самолеты и сыпали на наши головы бомбы, гранаты, мины. Всё горело, рвалось, рассыпалось, качалось, стонало, густой дым окутал всё вокруг. Рушились стены зданий. Кирпичи и камни, комья земли, деревья, остатки крыш валились на нас. Сколько длился этот кошмар, я не знаю, потому что минуты мне показались часами.
Надо было прорываться к воротам, где нас могло ожидать подкрепление. Вокруг лежит израненная крепость, под её руинами похоронены товарищи, а немецкое командование предлагает нам сдаться, обещая сохранить жизнь. Мы ждали темноты, тогда можно будет перебраться в подвалы, но спустя час вновь над Цитаделью появляются бомбардировщики. Я находился в бессознательном состоянии и меня посчитали погибшим. Так я попал в плен.»
Я горжусь своим прадедушкой, его подвигом. Всегда в сердце буду хранить его образ и память о нём.
(слайд 17)
Шкитер Никита
- Мой прадедушка – Тютерев Николай Фёдорович
Мой прадед тоже воевал,
Имеет он награды,
Страну он нашу защищал
Под пулеметным градом!
Он за тебя и за меня
На смерть шел из окопа,
А когда кончилась война,
Освобождал Европу!
Я прадедом своим горжусь,
Храню его награды,
Я в школе хорошо учусь,
Потом пойду в солдаты.
Служить я буду на границе
И защищать свою страну,
Чтоб прадед мною мог гордиться,
А я его – не подведу!
(слайд 18)
Ещенко Екатерина
«Я тоже могу рассказать о своем прадедушке»
Астрахов Федор Михайлович воевал с самого начала войны. Дважды был ранен.
Воспоминания моего прадедушки:
« В одном бою на Полтавщине полк был окружен противником, часть взята в плен. Кто мог двигаться пытался бежать, но гитлеровцы возвращали пленников в сарай и жестоко избивали. Я пытался три раза совершить побег, но безрезультатно.
Свидетель тех событий
(слайд 19)
Дундуков Денис
Мой прадедушка – Аборнев Иван Андреевич
Я спрошу у дедушки:
– Как ты воевал?
– Трудно приходилось ли?
– Много ль повидал?
Ответит тихонечко дедушка мне:
– Совсем не хочу вспоминать о войне.
Ужасное, страшное слово – ВОЙНА!!!
Так пусть никогда не начнётся она!
(слайд 20)
Горбатенко Валентина
А это мой прадедушка.
Степан Порфирьевич Проценко – мой прадед, которого я никогда не видела.
  В 1939 году проходил срочную службу в рядах Красной Армии.
Где воевал мой прадед неизвестно.
Известно только, что в 1944 году был тяжело ранен и находился на лечении в военном госпитале, ему оторвало правую руку.
Несмотря на ранение, прадедушка работал в магазине продавцом. Но ранение и тяжелые военные будни сказались на здоровье прадеда. Через несколько лет он заболел и умер. Никто из родственников даже не знает, где он похоронен.
(слайд 21)
Саможенова Татьяна
Это мой прадедушка – Козаков Николай ВласовичСидим мы с бабулей вдвоём в тишине,
Прошу я её: «Расскажи о войне».
– Что, Таня, могу рассказать я тебе:
Твой прадед, отец мой, он был на войне.
Много с войны не вернулось людей.
Трудно пришлось, кто сражался на ней.
Родине все послужили они;
Отдали долг, честь и жизни свои.
(слайд 22)
Выприцкая Виктория
Мой прадедушка – Выприцкий Александр Михайлович – командир танка Т -34.
До войны был инструктором по подготовке танкистов. В Челябинске закончил танковое училище.
В 1942 году попал в танковый корпус маршала Рыбалко.
В составе этого корпуса дошёл до Берлина.
Принимал участие во взятии Берлина. Имеет много наград.
(слайд 23)
Учитель:
Я – Память.
Мне время подвластно.
От самого светлого дня
До самого горького часа
Я – Память,
Вглядитесь в меня
- Долгими вечерами наши прадедушки писали домой письма, а получив долгожданное письмо от семьи, хранили его на груди.
(слайд 24)
Сценка « Письмо с фронта»
(звучит песня «Землянка»)
Солдат 1. (пишет письмо).
Знаю, в сердце у тебя тревога –
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!
Солдат 2 (разворачивает письмо и читает).
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья,
Твой отец.
Солдат 3 (со свечой).
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
(Звучит музыка «Журавли»).
Учитель: Дорогие, ребята! Мы с вами тоже сейчас будем писать, но не письмо, а Книгу Памяти. Книгу, в которой, останется наша память о наших прадедушках. Пусть их подвиг останется на века. Пусть каждый, кто возьмет в руки эту книгу, узнает о наших прадедах.
(слайд 25)
Творческая работа в группах ( 6 групп).
Задание: создать страницу для книги памяти (материал подобран).
Каждая группа отчитывается о проделанной работе, и вкладывает листовку в книгу.
(слайд 26)
Учитель:
Наступает минута молчанья…
Всех погибших в войне перечтём,
Под кремлёвских курантов звучанье
Мы долг памяти свой отдаём.
Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!
Минута молчания.
(слайд 27)
Учитель:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших, будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье –
Пожалуйста, помните!
Ценою слёз и материнской боли
Война была оплачена сполна.
Мы память павших чтим и не позволим
Чтоб разразилась новая война!
1. Нам нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
2. Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчатое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
3. Нет! – заявляем мы войне,
Всем злым и чёрным силам…
Должна трава зеленой быть,
А небо синим-синим!
4. Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.
5. Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
6. Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.
Учитель:
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия!