Статья Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через изучение краеведения.
Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей - все это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывается идея самотека в воспитании. Все это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров. Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим актуальность данной работы обусловлена следующим:
1. Современные социально-экономические изменения, характеризуются нестабильностью, резкой переориентацией ценностей, которые требуют реальных перемен в воспитании и обучении детей. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
2. Переход России к рыночным отношениям привел к тому, что граждане, вступая в конкурентную борьбу, заботятся только лишь о своей личной выгоде, забывая зачастую о повышении благосостояния Родины. Для нас сейчас остро встала задача вырастить гражданина, гордящегося своей страной и готового работать на благо и процветание своего края.
3. Работа по гражданскому воспитанию учащихся больше направлена на правовое воспитание и законопослушание. Но гражданское воспитание включает в себя различные направления, в том числе и изучение краеведения. Изучение краеведения в школе дает возможность наилучшим образом воспитать в детях нравственные качества и заботливое отношение к окружающим людям, формировать активную жизненную позицию наших школьников. Это изучение создает условие для творческого развития обучающихся, позволяет вовлекать в школьную жизнь и родителей. Поможет привить любовь к Родине, к родной природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам нашей страны, формировать у школьников гражданскую ответственность. Поэтому изучение краеведения может и должно стать одним из основных направлений в гражданском воспитании.
4. Работа по гражданскому воспитанию в настоящее время больше носит словесно-развлекательный характер, то есть учащимся просто рассказывают о героях прошлого, о том, что надо беречь и охранять природу, проводят встречи с воинами и ветеранами, с известными людьми. Это, конечно, даёт свои результаты, но этого не достаточно, школьники должны быть вовлечены в активную деятельность.
Цель гражданского воспитания в начальной школе – создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Также можно сказать, что гражданское воспитание в школе – это раскрытие перед учеником его гражданских прав и свобод, воспитание в нем необходимости их соблюдения.Гипотеза:
При наличии адаптированной системы обучения и воспитания по формированию гражданственности можно выделить основные черты гражданина нового общества:
1. прежде всего, он станет действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества;
2. это исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство;
3. гражданин нового общества немыслим без развитого чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за сохранение природных богатств Родины.
Анализ педагогической литературы в избранной для изучения области показал, что вопросы гражданского воспитания во многом решались такими педагогами прошлого как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, П.Ф.Каптерев, этими же вопросами довольно успешно занималась советская педагогика. А в настоящее время гражданское воспитание как никогда остро встаёт перед школой. В Республике Саха (Якутия) в 2007 году по инициативе Министерства Образования, Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я) и общественных организаций, в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией РС(Я), Конвенцией о правах ребенка и нормативно-правовыми актами по образованию была принята Концепция гражданско-правового образования
Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
В практическом плане мы понимаем под гражданским образованием и воспитанием образовательную, воспитательную, управленческую и иные виды деятельности, направленные на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве.
Основные направления воспитания гражданственности в школах:
• воспитание качеств гражданина-патриота, ответственности, уважения к другим и к себе, чувства собственного достоинства;
• знакомство с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека;
• ознакомление детей с символами собственного государства, формирование уважительного отношения к ним;
• знакомство с выдающимися гражданами своего народа, с их вкладом в развитие демократических ценностей;
• изучение природных богатств и формирование бережного отношения к ним.
Основы гражданственности составляют: любовь к Родине, родному краю, городу, поселку; осознанная правопослушность, нравственная чистота в деятельности и отношениях (деловых, межнациональных, семейно- бытовых), глубокое чувство патриотизма и толерантности
Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами подготовки учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. В содержание современного гражданского образования школьников выделяются две основные тесно взаимосвязанные стороны: гражданско-правовое образование, связанное с формальной гражданской принадлежностью личности к данному государству и воспитание гражданственности как совокупности качеств личности, интегрирующих ее в социокультурное пространство нашего общества, историю и культуру России.
Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы, определяется:
1. историческими традициями отечественной культуры, всех народов Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного российского общества;
2. Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании и региональными законодательными актами (Закон РФ «Об образовании»);
3. нормативными и программными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, ориентирующими направленность воспитательной деятельности в учреждениях государственного и муниципального образования
4. содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования, дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением.
В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания можно выделить следующие:
- любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;
- любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;
- уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;
- бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;
- желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;
- уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;
- уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание целей и задач его деятельности;
- уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;
- социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;
- готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.
Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность. При организации любого мероприятия, направленного на воспитание тех или иных гражданских качеств, нужна четкая ее целенаправленность. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям.
К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести:
- кружковую;
- проектную;
- экологическую;
- поисково-исследовательскую;
- правоохранительную;
- патриотическую;
Воспитание гражданственности через изучение краеведения у младших школьников.
Изучение краеведения - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Участвуя в поисковых проектах, ребенок сможет научиться правильному поведению в обществе, и уважительное отношение к традициям своего народа.
Цель:
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Задачи:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- изучить особенности Якутии ( климата, территории, истории);
- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
- привить навыки исследовательской работы;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитывать гордость за свою землю и известных, почитаемых в народе, людей;
- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию миру.
Гипотеза:
При наличии адаптированной системы обучения краеведению, когда учитываются все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, возможно привить ребенку:
- творческое отношение к жизни;
- мысли о взаимосвязи собственного развития и развития родного края;
- знания, основанные на традиции, истории, культуре родного края, послужат опорой для воспитания патриота своего народа, своей страны.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где родился и рос. Изучение своих корней, ощущение причастности к судьбе своей страны, своего народа особенно актуальны сейчас, в период ослабления государственности, размывание целостной культуры и частичной утраты ценностей образования. Только зная заслуги и ошибки героев прошлых лет, можно оценить их по настоящему, возвысить до исторических личностей, до идеалов, которых так не хватает сегодня, когда обществу нужны люди, думающие и действующие во благо своей Родины, но не вопреки благу всего человечества.
Наша родная Таатта – один из старейших улусов Якутии, известная своими сказителями, писателями, учеными. Именно из Таатты вышли первые якутские писатели А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, Д.К.Сивцев, С.Р. Кулачиков, Н.Е.Мординов. Наша школа носит имя своего первого ученика Анемподиста Ивановича Софронова, одного из основоположников якутской литературы. В Таатте имеются краеведческие, литературные музеи. Музейная педагогика широко используется в учебно-воспитательной деятельности школы.
Изучение краеведение является неотъемлемой частью воспитания патриотизма, как основополагающего фактора нравственности и духовности.
Введение краеведение как предмета преподавания в начальных классах возможно за счет часов школьного компонента. По краеведению мною разработана программа, рассчитанная на 34 часа в каждом классе начальной школы первой ступени.
Программа сопровождается 4 рабочими тетрадями для практического использования полученных знаний. Тетради содержат различные тесты, загадки, кроссворды, задания с исследовательской направленностью. Весь курс предусматривает работу с картами, глобусом.
Предлагаются для учащихся 1 класса такие темы: времена года, живая и неживая природа.
Программа 2 класса предусматривает продолжение изучения живой и неживой природы, включение изучения материалов фольклора и культуры народа Саха.
В 3 классе изучаются географические данные: города, улуса, природные богатства, занятость населения, обычаи и традиции, исторические предания, легенды, рассказы о народных целителях.
Программа изучения краеведения в 4 классе включает такие темы как наука, культура, искусство, спорт, литература, знаменитости.
Предусмотрены такие виды работ, как наблюдение, исследование, сбор и отбор информации, художественное чтение, организация диспутов, споров, обсуждений, сбор доказательств, игры, создание проектов, соревнования и. т. д. Изучение краеведения немыслимо без походов на природу, без экскурсий в музеи, в различные учреждения и предприятия. Любое дело дает добрые всходы тогда, когда оно вовлекает социум. Сферы сотрудничества для внедрения программы изучения краеведения возможны различные. Прежде всего тесное сотрудничество с семьей, а также с такими организациями – Центр семьи «Эрэл», шашечно-шахматный центр, детская музыкальная школа, Центр технического творчества, библиотеки, музеи, театры, телевидение, станция юных натуралистов и школы республики.
Учитывая возрастные особенности, интересы учащихся можно дать возможность ребенку больше знать о своем родном крае, изучить особенности Якутии, повысить мотивацию к окружающему миру, воспитать гордость за свою землю и за известных, почитаемых в народе, людей, заняться исследовательской работой и мн.др.
Изучение краеведения в школе дает возможность наилучшим образом воспитать в детях нравственные качества и заботливое отношение к окружающим людям и миру. Это изучение создает условие для творческого развития как обучающихся, так и обучающих, как воспитанников, так и воспитателей, позволяет вовлекать в школьную жизнь и родителей.
Результатом работы по изучению краеведения должно явиться формирование активной жизненной позиции наших школьников.
Во время работы я отмечала и положительные и отрицательные стороны .Положительные стороны:
повысилась мотивация к изучению родному краю, чувство гордости известными, почитаемыми людьми, приобрели первые навыки исследовательской работы. Стали более самостоятельными, толерантными, коммуникабельными.
Минусы:
Во-первых, неготовность взрослых (педагогов, родителей, руководителей и специалистов различных служб и предприятий, к которым обращаются школьники) серьезно относиться к подрастающему поколению. Это уже социально-педагогическая проблема, так как сотрудничества могут выходить за рамки школы как учебного заведения. Взрослые зачастую не воспринимают школьников вне школы как граждан.
Во-вторых: мы можем столкнуться с определенным непостоянством школьников, которые, загоревшись идеей исследования, почувствовав возможность действительно самостоятельно творческой деятельности, через какое-то время охладевают к своей же идее, находят поводы «забывать» об исследовании. Причин здесь может быть несколько. Одна из них в том, что, как любое серьезное «взрослое» дело, исследование все время требует волевых усилий. Особенно ярко это проявляется на стадии его реализации. Как правило, на разработку идеи, планирование деятельности у школьников хватает энергии и энтузиазма, а когда наступает время повседневной работы по реализации задуманного, и то и другое может иссякнуть. Именно здесь очень важна помощь и поддержка педагога как более опытного менеджера, который должен поддерживать угасающую энергию, придать деятельности новый импульс, уделив самое серьезное внимание формированию мотивации членов исследовательской группы.
В 4 классе некоторые темы дались трудно. Ребятам трудно усвоить легенды, местоположение улусов на карте.
Школьники ежегодно участвовали во Всесоюзных олимпиадах «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Кенгуру», «ЭМУ» и во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио»:
Саввина Туяра – тема «Стерх»
Николаева Рита – тема «Лекарственные растения Якутии»
Хаптагаева Анжела – тема « Берестяная ураса»;
Винокуров Кеша - «Якутские лошади»;
Алексеев Алеша – «Чабрец- лекарственное растение»
Винокурова Айта – « Воробей – зимующая птица»
Матаннанов Кеша - «Музыкальные инструменты Якутии»;
Аргунова Аня – « Шиповник Якутии»
Табунанова Валерия - «Черкехский историко- политический музей»
Обучающиеся активно участвуют во всех мероприятиях разного уровня: школы, наслега, улуса, региона и занимают призовые места.
Школьные: «День школы», «Экологическая неделя», «Золотая осень», «В здоровом теле- здоровый дух», предметные недели, разные конкурсы и т.д.
Наслега: «Бианковские чтения», спортивные соревнования, конкурсы, и т. дУлусные, региональны: НПК «Первые шаги», «Петровские чтения», «Алампа аа5ыылара», «Охлопковские чтения», конкурсы «Полярная звезда», «Ыллаа-туой, уол о5ото», интеллектуальные игры «Мындыр ей»
Заключение.
Работа по изучению краеведения создала условия для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Раскрыла перед учеником его гражданские права и обязанности, необходимые для их соблюдения.
Использованная литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г. Одобрен советом Федерации 5 января 1996 г.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
3. Горячев А.Р. Проектная деятельность в образовательной системе.// Начальная школа плюс до и после. – 2002. - №5.
4. Гражданское образование в российской школе./ Сост. Т.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Рекомендации второй Российской научно-практической конференции.// Воспитание школьников. – 2002. - № 7.
6. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы/ Материалы международной конференции, 21-22 февраля 2003г., в двух частях. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2004.
7. Кузнецов В.И. Принцип активной педагогики. – М., 2001.
8. О5о быраабын уонна эбээьинэьин туьунан били сурун ирдэбилэ. // Бастакы уктэл - 2007. -№ 3
9. Архипова Л.А. Орто оскуола5а тереебут кыраайы уерэтии// Оществ-педагог. Журнал Народное образование Якутии. 2007 - №1
10. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы. // Воспитание школьников. – 2001. - № 9-10, 2002. - № 1-5.
11. Титов А.В. Общая педагогика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2003.
12. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности.// Начальная школа плюс до и после. – 2004. - №5