Межпредметные связи при обучении физике

Ж. В. Клюшина,
учитель физики МБОУ СОШ №37,
г. Шахты, Ростовской области


Межпредметные связи при обучении физике

Место физики в системе общеобразовательных предметов определяется особенностями физики как науки среди других наук. Современная физика является важнейшим источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и вместе с тем одним из важнейших компонентов человеческой культуры.
Физика является теоретической наукой, которая открывает фундаментальные законы природы. Физические теории и физические методы исследования все больше проникают в другие естественные науки (химию, астрономию, биологию и тому подобное) и дают важные результаты.
Значение того или другого учебного предмета определяется через его специфические особенности и признаки. Физика как учебный предмет учебного плана средней школы позволяет вооружить учеников основами физики - науки о природе. Содержание, система и методология физики открывает большие возможности для формирования научного мировоззрения учеников, выработки практических умений и навыков, действенных навыков самостоятельной работы. При реализации этих заданий развиваются умственные способности учеников, в частности логическое мышление учеников, как отображение высшей логики - логики природы. Физика имеет огромный воспитательный потенциал.
Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию, особенно при переходе на ФГОС второго поколения. Один из социальных заказов общества – воспитание всесторонне развитой личности. Но без знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук - химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.
При переходе на ФГОС второго поколения нельзя не учитывать, что современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому образование на данном этапе должно быть ориентировано на развитие личности.
При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие задачи:
служить основой для формирования научного миропонимания;
прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;

ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРУГИХ НАУК


№ п/п


Раздел физики


Межпредметная связь

Дополнительный материал

Задача


1.




2.






3.





4.




5.










6.








7.






8.






9.




11.










13.





14.

Кинематика

































Динамика






















Тепловые
явления

Биология




География






Биология





Биология




География










Биология








География






География






Биология




Биология










Звуковые явления





Оптические
явления

Летать пингвины не умеют, но их умению маневренно и быстро передвигаться в воде позавидовал бы самый лучший летун среди пернатых. Пингвин «летит», быстро работая крыльями, как вёслами. Под водою пингвины развивают скорость до 30км/ч.

Самый разрушительный из всех известных нам торнадо пронёсся в США 18 марта 1925г. Страшный вихрь прошёл 352км. Погибли 689 человек. В полосе до 1,5км полностью были разрушены жилые дома и хозяйственные постройки.



Колибри способны летать на значительные расстояния, несмотря на маленькие размеры. Рубиновогорлая колибри перелетает Мексиканский залив, преодолевая без остановки примерно 900км со скоростью 40км/ч. При порхающем полёте крылья колибри движутся со скоростью 3000 – 4800 взмахов в минуту.

Рекорд дальности полёта с одновременным голоданием принадлежит золотой ржанке, которая без посадки пересекает участок Тихо
·го океана между Аляской и Гавайскими островами, равный 3500км, со скоростью 50км/ч.

Явления торнадо в США возникают до 640 раз в год. Образуются смерчи на равнинах штатов Техас, Оклахома, Канзас и Небраски. Небольшие области разрежённого воздуха очень быстро поднимаются вверх и создают огромные вихревые «трубы», которые перемещаются по поверхности Земли. Всё, что попадается на пути, всасывается в «трубу». При вращении воздуха со скоростью 100м/с создаётся воздушная воронка диаметром не менее 200м с разрежённым внутри воздухом. Центробежные силы отгоняют к краям воронки тяжёлые капли воды и града и создают стенки толщиной 10 -20м.

Пресноводными акулами называют старых щук, достигающих 1,5м в длину и массы 50кг. В Ладожском озере вылавливали осетров длиной 2,6м и массой 128кг. В реках тропической Америки живёт самая большая из костных рыб – арапайма; её длина 4м, а масса 200кг. В Днепре ловили сомов до 5м и массой 300кг!




Наиболее сильный смерч за последние годы наблюдался в г.Иваново 9июня 1984г. Стихия валила вагоны, железобетонные фермы, срывала крыши, опрокидывала троллейбусы! Этот смерч прошёл около 100км, оставив полосу разрушений 500м. Вихрь был настолько силён, что сорвал 50 – тонный бак водонапорной башни и отбросил его на 200м.

Большое солёное озеро расположено в штате Юта имеет в длину 120км и в ширину 80км. Но катание на лодке, на водных лыжах, а также ныряние не радует. Все эти забавы могут закончиться переломом костей. Плыть в такой воде нелегко: ноги поднимаются выше головы, так что можно захлебнуться. Вместо спасательного жилета или пояса остаётся привязать к ноге железную гирю.

Есть народная примета: «Если собака или кошка спит, свернувшись клубком, будет похолодание».



В теплый летний вечер можно наблюдать, как над головой одного человека кружит целое облако комаров, а над стоящим рядом - их нет.








У большинства птиц при полете слышен звук крыльев. Например, у ворона при полете слышен скрип перьев, полеты уток сопровождаются свистом. Однако услышать приближение совы совершенно невозможно, даже если она пролетает над вами так низко, что её можно схватить рукой.

Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, - очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. Чтобы полнее использовать солнечное тепло, медведю следовало бы иметь чёрную шкуру, которая поглощает солнечные лучи.

1. Какое расстояние пингвин проплывёт по прямой с максимальной скоростью за 5с?

2. Определите период вращения торнадо, его частоту и угловую скорость, если скорость воздушных масс на периферии достигла 25м/с.

3. Определите время перелёта колибри через Мексиканский залив.



4. За какое время золотистая ржанка совершает свой голодный полёт?


5. По данным, приведённым выше, вычислите центростремительное ускорение, период вращения торнадо, а также угловую скорость.






6. Определите площадь капроновой нити, необходимой для вылова сома, если модуль Юнга капрона 500ГПа, предел прочности 0,05ГПа, запас прочности 4. Чему равно относительное удлинение?

7. Оцените центробежную силу, действующую на
50 – тонный бак, если скорость ветра на периферии смерча 34м/с.


8. Как изменяется сила Архимеда и сила тяжести при увеличении плотности раствора?



9. Объясните эту примету.

10. Для чего в сильную жару слон расправляет уши против ветра?
11. Как это можно объяснить? Почему одних людей комары кусают, а других нет?
12. Почему овощные культуры, боящиеся заморозков, лучше сажать на участках, расположенных у озёр, прудов, рек, чем на участках, находящихся вдали от водоема?
13. Как удаётся сове летать бесшумно?




14. Как всё-таки устроена шуба медведя? Каким образом природа решила противоречие: шуба должна быть белой, чтобы медведь мог маскироваться во льдах, и в то же время должна быть чёрной, чтобы поглощать солнечные лучи

15. Почему у кошек светятся глаза в темноте?