Межпредметные связи в обучении
Межпредметные связи в обучении.
Иринчеева Елена Владимировна.
«Иркутский техникум транспорта и строительства» г. Иркутск.
Современный мир уже просто немыслим без компьютерной техники. Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время становятся всё более популярными в обучении. В информационных технологиях обучения выделяют два компонента, студенты в передаче учебной информации: технические средства компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой преподавателю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из названных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.
Инновационные методики, обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Целью работы в данном направлении является эффективное использование важнейших преимуществ информационно-коммуникативных средств обучения, адаптирование тематического планирования с учетом использования компьютерных средств, обучающих программ, электронных пособий, компьютерных журналов моделей, видеоматериалов по разным разделам программы. Мультимедиа ресурсы в виде презентаций уроков, обучающих фильмов, электронных пособий создавались преподавателем в процессе работы. Использование этих средств обучения направлено на повышение качества и эффективности учебного процесса
Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение студентами обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников техникума. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях НПО и СПО.Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают студентов к овладению в совершенстве любой профессией. Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у студентов способностей, необходимых для овладения профессиональными навыками, профессиональным опытом. Определять профессиональную направленность общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов материала, применяющегося на занятиях специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет способствовать воспитанию у студентов ценностного отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний студентами, развитию их познавательных интересов и активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.
Совершенствование преподавания в учебных заведениях НПО и СПО связаны с необходимостью учитывать во всех дисциплинах и, особенно в производственном обучении, новейшие достижения науки и техники. Объем знаний мастера производственного обучения должен непрерывно расширяться. Единство и взаимосвязь общего и профессионального образования обеспечиваются, прежде всего, на основе реализации межпредметных связей. Связь между предметами – одно из основных требований дидактики профессионального образования. Практика последних лет показывает, что межпредметные связи охватывают все структурные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы и средства обучения, способствуя повышению его эффективности, обеспечивая усвоение знаний, формирование умений и навыков в определенной системе, способствуя активизации мыслительной деятельности, осуществлению переноса теоретических знаний на учебно-производственную деятельность учащихся в профессиональных учебных заведениях. Интеграция и дифференциация науки, выражающие тенденции развития современного научного знания, также усиливают роль различных видов межпредметных связей. Рациональное использование межпредметных связей позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.
Именно профориентационная работа, буд
·учи системообразующим элементом всей системы учения, позновательно-воспитательного процесса между общим и профессиональным образованием обеспечивается прежде всего на основе реализации межпредметных связей. Межпредметные связи – многоплановая система, которая обеспечивает органическую связь предметов в обучении, определяет способы осуществления связей, рассматривает преемственность в прохождении тем, предметов и производственного обучения. Подготовку будущих автомехаников, например, с получением среднего образования можно условно сгруппировать в три цикла – профессиональный, общетехнический и общеобразовательный. Система планирования учебно-воспитательного процесса при этом должна обеспечивать строгую последовательность и логическую связь между предметами. Планирование учебного процесса в учебных заведениях НПО и СПО осуществляется следующим образом: составляют сводный график для всех курсов и профессий, отдельно перспективно-сетевой график производственного обучения, уточняют развернутые учебные планы с учетом связи между предметами и циклами, мастера производственного обучения разрабатывают перспектино-тематические и поурочные планы и инструкционно-технологические карты для проведения производственного обучения с применением опорных знаний по соответствующим предметам. Все эти факторы обусловливают необходимость осуществления связей, как между предметами всех циклов, так и связи обучения с производством и с жизнью. Большое значение для организации методической работы имеет правильное и продуманное планирование, так как решение наиболее сложных задач осуществления межпредметных связей требует длительного времени, связанного с изучением и накоплением материала. Студенты изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные умения и навыки. Все это должно восприниматься, как единый взаимосвязанный комплекс. Особо следует остановиться на отборе учебного материала, изучаемого на уроках специальных предметов и в процессе производственного обучения. На уроках специальных предметов много внимания уделяют изучению теоретической части. Мастера производственного обучения в свою очередь на вводных инструктажах также повторяют теоретическую часть. И те, и другие расценивают это как факт установления межпредметных связей. Задача мастера производственного обучения – научить студентов выполнять работы, характерные для их профессии, задача преподавателя специального предмета дать студентам знание научных основ современной техники и технологии, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессий.
Для примера взята одна тема: «Защита металлов от коррозии», которая связана шестью темами различных предметов профессионально-технического цикла: с темой «Методы защиты, гальванические покрытия» предмета «Физика», с темой «Хромирование, никелирование» курсов «Основы материаловедения» и «Слесарно-ремонтное дело» и четырьмя темами курса производственного обучения по разделу «Организация, эксплуатация и ремонт автотранспортных средств»- принцип работы двигателей внутреннего сгорания, кривошипно-шатунный механизм, система охлаждения двигателей, аккумуляторные батареи. Рассмотрим связи между темами «Защита металлов от коррозии», «Гальванические покрытия» и «Кривошипно-шатунный механизм». Тема «Гальванические покрытия» изучаемая в предмете «Основы материаловедения» полностью основана на материале темы «Коррозия металлов». Например, верхние компрессионные кольца на поршнях двигателей имеют пористое хромирование, которое производится для удлинения их срока службы, так как условия работы колес очень тяжелые: помимо трения возникают высокие температуры внутри цилиндра двигателя. Процесс хромирования основан на принципе электролиза, т.е. окислительно-восстановительном процессе, который происходит под действием электрического тока. Приведенный пример показывает, только детальное изучение материала по химии поможет более глубокому изучению студентами конструкций автомобиля Межпредметные связи должны быть обязательным элементом учебного процесса, одним из средств улучшения обучения студентов в учреждениях НПО и СПО рабочим профессиям и их подготовки к жизни и труду. Межпредметные связи способствуют формированию целостного понимания студентами роли и места различных наук в общем процессе познания, их взаимоотношения, характера свойственных им методов, областей и границ их применения.
Список использованной литературы:
Ажикин Г.И. Самостоятельные работы учащихся ПТУ в процессе производственного обучения.- Москва: «Высшая школа», 1976
Богачкин А.И. Пособие мастеру производственного обучения вождения автомобилей.- Москва, 2000
Методические рекомендации. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения учащихся в средних ПТУ. –Ленинград, 1983
Потапов Ф.И Межпредметные связи в учебном процессе в сельских средних ПТУ.- Москва: «Высшая школа»., 1977
Юрковский И.М. Вождение автомобилей.- Москва: «Патриот»,1990
Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.
Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979.
Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983
Заголовок 215