Тема выступления на ГМО учителей биологии «Школьные экскурсий по биологии, их место в системе форм преподавания биологии »


ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Школьные экскурсий по биологии, их место

в системе форм преподавания биологии »




Выполнила: учитель биологии
МОУ « Лицей № 7»
Заворотная Ирина Александровна
Руководитель: доцент кафедры
естественно- экологического
образования
К.Б.Н. Данькова Елена Владимировна







Г.о. Электросталь 2009 год

Содержание:


1. Вступление -2
2. Теоретическая часть: «Особенности экскурсий» -3-8

3. Практическая часть: Урок экскурсия.
«Определение листопадных деревьев зимой» -9-20

4. Заключение -21

5. Список литературы -22





















1




Введение

Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса - экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я.Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, Н.М. Верзилиным, Н.А. Рыковым, В.М. Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др.






















2





Особенности экскурсий.


Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь - включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.
Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.

3
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной
природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений. На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.
Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.
Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.
Экскурсии в программе 6 класса
Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества. Жизнь растений в весенний период года.

4
Экскурсии в программе 7 класса
Разнообразие животных, обитающих в условиях города. Разнообразие животных, обитающих в сельской местности. Животное население водоема. Разнообразие животных родного края. Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк). Знакомство с птицами леса (или парка). Домашние и дикие звери (экскурсия в краеведческий музей или зоопарк). Жизнь природного сообщества весной. Весенние явления в водном природном сообществе.
Экскурсии в программе 8- 9 классов
Биологическое разнообразие вокруг нас. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. История живой природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). Весна в жизни природы. Лес и водоем как природные экосистемы. Парк как пример искусственного биогеоценоза. Оценка состояния окружающей среды.
Экскурсии в программе 10- 11 классов
Природная экосистема (лес, луг, водоем). Агроэкосистема (поле, сад). Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов. Способы размножения растений в природе. Многообразие сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. Весенние явления в природе. Биологическое разнообразие живого мира. Природные и антропогенные воздействия в природе.
Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников.
Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии.

5
Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо
просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет учителю составить план проведения экскурсии.
Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
Тема экскурсии, ее цель и задачи.
Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут - это не путь движения школьников, а логически связанные между собой "объекты внимания", остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.
Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.
Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 - 7 мин).
Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин).
Итоговая беседа по теме экскурсии (3 - 5 мин).
Осмотр территории и приведение ее в порядок.
Общее заключение по экскурсии (в природе).
Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.
Экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.
Экскурсия обычно начинается с введения в проблему - рассказа или беседы.

6

Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся,
определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников.
Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия - оставляет у учеников неизгладимые впечатления.
Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.
В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.
По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела".
Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
Избегай длинных объяснений.
Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с

7
объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по
учебнику и в классе. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.
Экскурсии имеют огромное значение и для самого учителя. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биологического образования.





























8
Урок- экскурсия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИСТОПАДНЫХ ДЕРЕВЬЕВ ЗИМОЙ
При распознавании листопадных деревьев в зимнее время обычно пользуются специальными определительными таблицами (определителями). Определители особенно необходимы тем, кто не имеет возможности обратиться за помощью к специалистам. Определитель можно сравнить со словарем, с помощью которого находят значение незнакомых иностранных слов: любой человек может по соответствующему словарю перевести на родной язык иностранное слово (для этого надо только знать алфавит). Точно так же любой человек может найти по определителю название того или иного растения (для этого надо только знать основы ботаники).
Существуют различные определительные таблицы для распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Одни из них публиковались как специальные издания, а другие – как часть комплексных определителей, включающих в себя также таблицы по определению деревьев и кустарников по листьям, плодам и семенам.
Среди подобных изданий следует упомянуть следующие определители.
Андронов Н.М. Определитель древесных растений по побегам и почкам. – Л.: ЛТА, 1970. 54 с. Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Лесная промышленность, 1967. 236 с. Вольф Э.Л. Определитель по почкам лиственных древесных пород с опадающей листвой. – СПб., 1908. Ефимова М.А. Деревья и кустарники зимой. Школьный определитель. – Л.: Учпедгиз, 1954. 88 с. Ильин М.М. Определитель деревьев и кустарников зимой. Пособие к зимним экскурсиям. – Л.: Гос. изд-во, 1925. 63 с. Маевский П. Таблицы для определения древесных растений в их зимнем состоянии //Записки Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства. Т. 6. 1882. Новиков А.Л. Определитель деревьев и кустарников в безлистном состоянии. – М.: Высшая школа, 1965. 408 с. Определитель лиственных деревьев и кустарников. – Минск: Изд-во Белорусского технологического института, 1972. 216 с. Попов-Веденский В.Н. Деревья и кустарники в зимнем состоянии // Ежегодник Санкт-Петербургского лесного института, 1888. 9
Рычин Ю.В. Деревья и кустарники зимой. Определитель. Пособие к зимним ботаническим экскурсиям. – М.: Учпедгиз, 1953. 128 с.
Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. – М.: Просвещение, 1972. 264 с. Скворцов А.К. Ивы Средней России в зимнем состоянии // Бюллетень МОИП. Отдел биологический. 1965. Т. 60, № 3. С. 115–127. Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Агропромиздат, 1985. 232 с. Eschrich W. Geholze im Winter, Zweige und Knospen. Stuttgart: Fisher, 1992. 138 S.
Можно найти и другие определители. Но вряд ли их отыщется много, и общая картина, которая видна из приведенного списка, от этого не изменится: определители древесных растений в безлистном состоянии издавались достаточно давно (к тому же очень небольшими тиражами), поэтому в продаже хороший определитель сейчас практически не найти. В библиотеках эти издания обычно не выдают на дом, а в читальный зал, где можно заказать определитель, скорее всего, не пустят с охапкой веток, по которым вы хотели бы определить деревья.
Те, кто имеют финансовые возможности, обычно делают с определителей ксерокопии, которыми и пользуются в дальнейшем. Но вряд ли этот путь можно считать перспективным. Ведь при всем кажущемся благополучии эти определители не решают главной задачи, ради которой любители природы приобретают эти книги, – с их помощью в природе можно более или менее достоверно определять лишь кустарники, но не высокие деревья. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно подойти с определителем в руках к дереву с высоко поднятой кроной (как это чаще всего и бывает в лесу) и попытаться найти его название по определителю. У вас ничего не получится, так как «безлистные» определители построены на рассмотрении деталей почек и веток, а вы не можете снизу разглядеть, сколькими кроющими чешуями одеты почки, сколько листовых следов насчитывается в листовом рубце, какую форму имеет сердцевина побегов на поперечном срезе и т.п. (а ребенку еще труднее дотянуться до веток).
Трудности возникают не только при определении высоких деревьев, но и при распознавании древесного подроста. Например, в определителе М.М. Ильина на одной из первых ступеней определения идет разделение: высокое дерево или кустарник. Но ведь на юной особи древесного растения не написано, вырастет ли оно в высокое дерево или это будет кустарник. К тому же под

10
пологом леса угнетенные экземпляры подроста высоких деревьев часто
имеют кустовидную жизненную форму. Да и взрослые экземпляры рябины, черемухи, боярышника, многих ив могут быть в зависимости от условий произрастания то деревом, то кустарником.
Есть еще и «подводные камни». Например, далеко не всякий определитель включает в себя все виды древесных растений, которые встречаются на той территории, на которую рассчитан определитель (а очень часто даже не упоминается, в каком регионе можно пользоваться данным определителем). При этом авторы обычно обходят стороной вопрос, насколько полно их определители отражают местную флору – в лучшем случае просто приводится число видов древесных растений, упоминаемых в определительных таблицах. Поэтому не так уж редко возникает ситуация, когда пытаются определить растение, которое на самом деле определить по данному определителю нельзя, поскольку оно автором в книгу не включено. При этом пользующийся определителем не всегда осознает, что такое вообще может иметь место, и в результате происходит ошибка: определяемому виду приписывают «чужое» название.
При возникающих сомнениях во избежание ошибок лучше воспользоваться другим, более полным определителем или академическими сводками (например, шеститомным изданием «Деревья и кустарники СССР», 1949–1962). Поскольку в определителях пропускают именно редкие растения, то такое определение не идет на пользу сохранению растительного мира. Например, если в определителе не упомянут бархат амурский, то это редкое дерево могут принять за часто встречающийся клен или ясень, имеющие, как и бархат, супротивно расположенные почки. В результате, например, при экспертизе строительного проекта, предусматривающего рубку малоценных деревьев, будет дано разрешение и бархат амурский пойдет под топор наравне с кленом ясенелистным и другими породами.
Наиболее популярные определители древесных растений отражают (в разной степени) флору центральных областей России, а также включают в себя некоторые дальневосточные экзоты, применяемые в парковом озеленении. При определении деревьев и кустарников в других регионах нашей страны, например на Северном Кавказе, на Урале и в Сибири, необходимо пользоваться определителями, специально рассчитанными на эти регионы.
Подавляющее большинство определителей растений построено в соответствии с так называемым дихотомическим принципом, когда на каждом последовательном этапе определения вы должны выбирать одно верное утверждение из двух предлагаемых (их называют теза, то есть
11
утверждение, и антитеза – противопоставление: они должны быть
противоположными друг другу по смысловому значению). Дихотомический определитель можно сравнить с сетью железнодорожных путей, исходящих от одной и той же станции отправления и приводящих в конце концов к множеству конечных станций. Маршрут «поезда» зависит от того, в какую сторону будут переводиться «стрелки» на промежуточных «полустанках». В результате ряда таких последовательных операций сравнения вы в конце концов приходите к конечному пункту, где находите название растения и некоторые сведения о нем.
Многие определители «грешат» тем, что сравнение альтернативных признаков проводится не всегда корректно и однозначно. Это не дает возможности уверенно сделать выбор правильного утверждения. Например, если нам нужно выбрать верное из двух утверждений: «Побеги серовато-бурые, почки длиной 5–8 мм» и «Побеги сероватые, почки длиной 6–9 мм», то, скорее всего, мы будем вынуждены проводить дальнейшее определение по двум разным путям, т.к. нельзя быть уверенным в правильности однозначного решения. В очень многих случаях в «тезе» перечисляются признаки по одним критериям, а в «антитезе» – по другим, то есть практически нет пересечения признаков, нет основы для сравнения.
В определителях не используются в должной мере многие характерные особенности деревьев, заметные с первого взгляда. Например, в определителе Ф.А. Чепика (1985) лишь на ступени 102 вы подойдете к окончательному определению березы, хотя это могло бы случиться уже на первой ступени определения, если принять во внимание белый цвет коры.
При составлении определителя самый сложный и ответственный этап заключается в построении наиболее короткой, удобной и надежной программы поиска названий определяемых растений. Это требует от ботаников не меньше времени и усилий, чем затрачивают составители компьютерных программ. Однако некоторые авторы определителей, поддавшись искушению максимально упростить свою задачу, забывают об интересах читателей, об удобстве пользования книгой. Это проявляется прежде всего в слишком длинной схеме определения. Например, если вы то и дело натыкаетесь на пункты, где в «тезе» подробно перечисляется множество признаков, а в «антитезе» написано: «иная совокупность признаков», то путь поиска удлиняется, и вам придется всякий раз внимательно прочитывать большие куски текста, прежде чем вы сможете решить, подходит данный пункт к определяемому дереву или нет. Такой определитель является фактически видоизмененным справочником, которым пользоваться зимой на природе неудобно. Когда мерзнут пальцы, перелистывающие очередную
12
страницу, как никогда актуальна поговорка: «Мороз невелик, но стоять не велит».
Таким образом, назрела необходимость составления новых, более надежных и удобных определителей древесных растений, в том числе и в безлистном состоянии: как для широкого круга читателей, так и для специалистов. При определении деревьев в зимнем состоянии в природе необходимо использовать не только такие признаки, которые видны лишь при ближайшем рассмотрении, но и такие, которые позволяют узнать дерево с некоторого расстояния (см. рис.). При этом полезно пользоваться биноклем, который хотя и не дает возможности изучить мелкие детали почек, но позволяет издалека увидеть многие характерные признаки дерева. У натуралиста, научившегося узнавать деревья издалека, отпадет надобность всякий раз для определения подходить к каждому дереву, отрезать или ломать ветки, вытаптывать снежный покров.
В этой статье предлагается краткая таблица для определения в безлистном состоянии родов взрослых листопадных деревьев средней полосы России. Помимо деревьев, свойственных естественной флоре лесной зоны европейской части России, в таблицу включены деревья, имеющие естественный ареал в других географических областях, но часто используемые для озеленения населенных пунктов и создания парков. Кроме того, включены плодовые деревья, наиболее часто выращиваемые садоводами. Школьникам центральных областей России для определения деревьев на первых порах такой таблицы будет достаточно, а для точного установления видовой принадлежности тех деревьев, которые представлены не одним, а несколькими видами, необходимо воспользоваться более подробными определителями и дендрологическими справочниками. Для черемухи Маака сделано исключение, так как она своим стволом заметно отличается от других видов черемухи: этот вид приводится отдельно наравне с ботаническими родами.
Данная определительная таблица составлена по обычному для определителей дихотомическому принципу. Таблица рассчитана на определение взрослых деревьев, поэтому использованы признаки не только побегов с почками, но и особенности коры, кроны, органов размножения. С помощью этой таблицы можно распознавать деревья не только в непосредственной близости, но и на расстоянии (для этого лучше использовать бинокль). Для определения кустарников и подроста деревьев следует пользоваться другими определителями. Во многих случаях (но не всегда) этой таблицей можно пользоваться для определения родов деревьев и в других регионах России.

13
Приведены русские названия наиболее распространенных
представителей родов деревьев, а также синонимы названий этих видов (в скобках).
1. Наружный слой коры белый с темными крапинами, поперечными полосками; на концах тонких годичных побегов имеются сережки – БЕРЕЗА.
Береза бородавчатая (береза повислая), береза пушистая.
0. Наружный слой коры иного цвета ............. 2
2. Наружный слой коры оранжевый, медно-красный, гладкий, часто отслаивается тонкими лоскутами – черемуха Маака.
0. Наружный слой коры с иными признаками ........................................................................ 3
3. Почки на побегах располагаются супротивно ........................................................................ 4
0. Почки на побегах располагаются очередно ........................................................................ 7
4. Кора мягкая и упругая; почки очень мелкие, нередко кососупротивные, окружены подковообразным листовым рубцом; стебли годичных побегов относительно толстые – БАРХАТ.
Бархат амурский.
0. Кора твердая, жесткая; боковые почки располагаются строго супротивно и находятся над листовым рубцом; верхушечные почки более или менее крупные, а если мелкие, то годичные побеги тонкие ........................................................ 5
5. Кора ствола серая, гладкая; годичные побеги часто толще 0,5 см; верхушечные почки суженные в основании и на верхушке, округлые в сечении, часто более 1 см длиной, темно-бурые или почти черные, очень клейкие, блестящие – КОНСКИЙ КАШТАН.
Каштан конский обыкновенный.
Кора ствола иного цвета, более или менее трещиноватая у взрослых
деревьев; годичные побеги обычно не толще 0,5 см; верхушечные
14

2. почки мельче и иной формы, не клейкие и без сильного блеска; зимой на дереве обычно сохраняются сухие плоды – крылатки и двукрылатки ..................................................................... 6
6. Почки покрыты двумя супротивными наружными чешуями, несколько расходящимися на верхушке, из-под них могут быть видны верхушки второй пары чешуй; верхушечные почки в очертании треугольные, заметно сжаты с двух сторон, черные или коричневые; листовые рубцы соседних почек не смыкаются в узлах, полукруглые; многочисленные листовые следы сближены и образуют дугу; плоды – крылатки – ЯСЕНЬ.
Ясень высокий (ясень обыкновенный), ясень пенсильванский (ясень пушистый), ясень зеленый (ясень ланцетный), ясень американский.
0. Почечных чешуй больше; верхушечные почки более округлые, обычно яйцевидные, красноватые, коричневые, зеленовато-бурые или белые; листовые рубцы соседних почек смыкаются между собой, узкие, имеют форму скобки, с тремя листовыми следами; плоды состоят из двух плодиков (отделяющихся друг от друга после созревания), каждый из них имеет неравнобокое крылышко – КЛЕН.
Клен остролистный (клен платановидный), клен американский (клен ясенелистный), клен татарский (черноклен), клен гиннала (клен приречный), клен полевой (паклен), клен серебристый (клен сахаристый).
7. Ствол четко выражен до самой верхушки дерева; ветви, отходящие от главного ствола, обычно направлены горизонтально, приподнимаясь на концах, расположены ярусами (мутовками); удлиненные побеги с многочисленными длинными узкими листовыми подушечками; от удлиненных побегов в большом количестве отходят сильно укороченные шаровидные побеги; на ветвях сидят шишки до 3,5 см длиной – ЛИСТВЕННИЦА.
Лиственница сибирская, лиственница европейская, лиственница даурская.
0. Основной ствол выражен не по всей высоте дерева из-за ветвления его на более тонкие ответвления; ветви расположены иначе; листовые подушечки короткие; укороченные побеги (если они есть) выглядят иначе; шишек нет ................. 8
15
8. Почки расположены на коротких черешках; на ветвях зимой заметны сережки и грозди темных деревянистых соплодий в форме овальных «шишечек» длиной до 1–1,5 см – ОЛЬХА.
Ольха серая, ольха черная (ольха клейкая).
0. Почки сидячие, отходят непосредственно от стебля; сережек и «шишечек» нет (с началом весны могут появляться висячие сережки) ............. 9
9. Почки расположены двумя рядами; боковые ветки располагаются в одной плоскости ........................................................................ 10
0. Почки расположены несколькими рядами; боковые ветки располагаются в разных плоскостях ........................................................................ 11
10. Почечных чешуй две, из них одна заметно больше другой; все почки одинаковой формы, яйцевидные с закругленной верхушкой; нижние ветви у взрослых деревьев обычно поникают; на ветках зимой могут оставаться соплодия с крылышком – ЛИПА.
Липа сердцевидная (липа мелколистная), липа крупнолистная.
0. Почечных чешуй несколько, они располагаются двурядно; округлые цветочные почки крупнее листовых, которые бывают яйцевидными или коническими; нижние ветви обычно горизонтальные или приподнятые; зимой на ветвях плоды не встречаются – ВЯЗ.
Вяз гладкий, вяз шершавый (вяз голый), вяз приземистый, вяз граболистный (вяз листоватый, берест).
11. Годичные побеги очень толстые, обычно с войлочным опушением, с крупной верхушечной конической почкой (до 1 см и более длиной), под которой часто располагаются мелкие придаточные почки; листовые рубцы под боковыми почками очень крупные, трехлопастные или сердцевидные; листовые подушечки разросшиеся (из-за этого побеги выглядят корявыми); кора с довольно глубокими трещинами; крона раскидистая; весной из цветочных почек появляются длинные висячие сережки – ОРЕХ.
Орех маньчжурский, орех серый, орех черный, орех грецкий.
0. Деревья с другим набором признаков ........................................................................ 12

16

12. Побеги с боковыми колючками, отходящими от узлов стебля ........................................... 13
0. Побеги без колючек или с верхушечными колючками ........................................................... 14
13. Крупные деревья с раскидистой кроной; парные колючки являются видоизмененными прилистниками, довольно легко отламываются; почки крайне мелкие, издалека они не видны вовсе; годичные побеги гранистые, угловатые; кора с глубокими продольными трещинами; зимой на дереве сохраняются бурые удлиненные плоские бобы 5–10 см длиной – РОБИНИЯ. Робиния псевдоакация («Белая акация»).
0. Небольшие деревья, часто в виде кустарника; колючки одиночные, прочные, являющиеся видоизмененными побегами; годичные побеги округлые в сечении; почки крупнее; кора с чешуйчатыми пластинками; зимой встречаются остатки сочных шаровидных плодов с двумя и более косточками, собранных в ветвистые щитковидные соцветия, – БОЯРЫШНИК.
Боярышник кроваво-красный, боярышник однопестичный, боярышник колючий (боярышник сглаженный), боярышник даурский, боярышник страшный, боярышник перистонадрезный и многие другие виды, используемые для озеленения.
14. Почки на удлиненных побегах располагаются очень часто (между почками менее 1 см); стебли годичных побегов, а также округлые до 5 мм диаметром почки густо покрыты мелкими коричневыми или серебристыми чешуйками (струпьями); листовой рубец с одним листовым следом; побеги обычно заканчиваются острой колючкой; невысокое дерево (часто в форме кустарника), обычно образует корневую поросль на некотором расстоянии от ствола; плоды – оранжевые сочные продолговатые костянки с плоской косточкой – ОБЛЕПИХА.
Облепиха крушиновая
0. Почки на удлиненных побегах располагаются обычно более редко (а если часто, то никаких колючек нет); стебли годичных побегов голые или опушенные волосками; листовой рубец с несколькими листовыми следами; плоды устроены иначе ........................................................... 15
15. Боковых побегов с укороченными междоузлиями и лишь с одной
17
верхушечной почкой нет или их мало ............................................... 16
0. От удлиненных побегов отходят многочисленные укороченные побеги, имеющие, как правило, лишь одну верхушечную почку ................ 17
16. У верхушек побегов наблюдается скопление почек (близко к верхушечной подходят верхние боковые); почки с многочисленными почечными чешуями – ДУБ.
Дуб черешчатый, дуб северный (дуб красный).
0. Почки располагаются на побегах более или менее равномерно; на верхушках побегов не наблюдается скоплений почек; каждая почка покрыта лишь одной чешуей; дерево часто многоствольное или растет в виде кустарника – ИВА.
Ива белая (ива серебристая, ветла), ива ломкая (ракита), ива козья (бредина), ива остролистная (краснотал, верба), ива пятитычинковая (чернотал), ива трехтычинковая (белотал), ива корзиночная (ива русская) и др.
17. Деревья со стройным стволом; кора хотя бы в верхней половине ствола гладкая, светлых тонов; верхушечные почки крупные, до 1 см или длиннее, толщиной около 0,5 см ..................... 18
0. Ствол часто бывает извилистым, сильно ветвящимся; кора почти по всей высоте ствола чешуйчатая или трещиноватая, обычно темных тонов; почки обычно имеют меньшие размеры ........ 19
18. Крупные деревья (до 30 м и выше, могут быть диаметром до 1 м и более); ствол в верхней части серый, светло-серый, белесый, серо-зеленый или желтоватый; побеги бурые, желтые, оливковые, блестящие или с белым войлочным налетом; почечные чешуи голые, могут быть клейкими и душистыми; плодов на дереве нет; с приходом весны из цветочных почек появляются висячие сережки – ТОПОЛЬ.
Осина (тополь дрожащий), тополь черный (осокорь), тополь канадский, тополь белый (тополь серебристый), тополь бальзамический, тополь душистый, тополь лавролистный, тополь пирамидальный, а также многочисленные гибриды тополей (берлинский, евро-американский, белый советский пирамидальный и др.)
Более низкие деревья (до 10–20 м высотой, не более 25 см диаметром); ствол в верхней части серый; побеги серые или серо-бурые, тусклые;
18

почечные чешуи опушены длинными светлыми волосками; зимой часто остаются гроздья сочных плодов или только веточки щитковидных соцветий – РЯБИНА.
Рябина обыкновенная, рябина гибридная и др.
19. Боковые почки удлиненных годичных побегов прижаты к стеблям, параллельны им; почки и кора годичных побегов опушенные или голые; почки обычно красноватые, заостренные; плоды шаровидные, многосемянные, диаметром от 0,5 см и более, собранные в простой зонтик – ЯБЛОНЯ.
Яблоня домашняя, яблоня лесная, яблоня ягодная, яблоня Недзвецкого и др.
Боковые почки отклонены от голых побегов ........................................................................
20
20. Почки не крупнее 2–3 мм, располагаются в узлах часто по 2–3; плоды (если сохранились) – сочные костянки до нескольких сантиметров в диаметре, с одной уплощенной косточкой, располагаются по 2–3 штуки от одного узла – СЛИВА.
слива домашняя.
0. Почки располагаются, как правило, по одной в узле; плоды и соцветия устроены иначе ........................................................................ 21
21. Почки округлые или яйцевидные с закругленной верхушкой; сочные шаровидные плоды собраны в разветвленные щитковидные соцветия – БОЯРЫШНИК (см. ступень 13).
0. Почки острые, заостренные или лишь слегка притупленные на конце ................................. 22
22. Многие побеги заканчиваются колючкой; толщина годичных побегов 3–5 мм; многосемянные плоды до нескольких сантиметров в диаметре, почти шаровидные или суженные к основанию, к зиме осыпаются с дерева –

19
ГРУША.
груша обыкновенная, груша уссурийская
Побеги всегда без колючек; годичные побеги обычно не толще 3 мм; плод – небольшая сочная костянка ...................................................... 1.
23.Почки длиной до 4–5 мм, яйцевидной формы; на верхушке обычно слегка притупленные; почечные чешуи одноцветные, обычно красновато-бурые; костянки собраны в зонтик – ВИШНЯ.
вишня обыкновенная.
0. Почки обычно более длинные, острые на конце; почечные чешуи пестрые, без красного оттенка; костянки собраны в кисть – ЧЕРЕМУХА.
Черемуха обыкновенная (черемуха птичья), черемуха виргинская.














20

Заключение

Экскурсии - одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, закономерностями и законами, основными положениями теорий, касающихся живой природы, со спецификой методов ее изучения. Знания, получаемые на экскурсии, могут вводить школьников в изучение новой темы, способствуют закреплению, уточнению пройденного, помогут углубить, обобщить новые понятия, полученные на уроках. Но есть экскурсии, которые влияют на совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Ученики получают групповые и индивидуальные задания, при выполнении которых надо применять имеющиеся знания и натуралистические умения. На экскурсиях собирают природный материал, фиксируют его и оформляют в виде гербария или коллекции для применения в учебном процессе.
Экологически правильно проводимые экскурсии в природу способствуют накоплению знаний о местных биогеоценозах, разнообразии растительных и животных объектов, позволяют использовать на уроках местный природный материал, прививают любовь к природе, развивают эстетический вкус, воспитывают бережное отношение к природе.












21
Список литературы

1. Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники 6(7) класс. Э. Ф. Илларионов. 2007г.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1990, 367с.) 
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2000, 672с.) 
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Газета «Биология»
6 .egfak.narod.ru/materials/mob.html  















22