Единство семьи и классного руководителя в формировании воспитательного процесса.
Единство семьи и классного руководителя в формировании воспитательного процесса.
Семья - это первый коллектив ребёнка, где закладывается основа будущей личности. А семья и школа-это два института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
Задача учителя – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата в коллективе. У В.А.Сухомлинского есть такие слова «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям…». Я придерживаюсь этого мнения.
Успех учителя ждёт тогда, когда дети знают, что учитель их любит , а родители уверены, что их ребёнок любим учителем такой, какой есть. Но с любовью должна сочетаться высокая требовательность.
Именно в начальной школе важен контакт учителя и родителей и ребёнка.
И одной из важных проблем для нашей школы встала проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. При проведении диагностики- только 50%детей были готовы к школе, а у остальных наблюдались недостатки в развитии памяти, речи, мышления , внимания, отсутствовали навыки произвольной деятельности, культурного поведения и общения. Отсюда сложный адаптационный период в 1 классе, и как следствие - попадание некоторых детей в группу риска.
До поступления в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй. Дети с 5,5-6 лет ходят на преддошкольную подготовку по программе Виноградовой « Преддошкольная пора». В это время намечаем с психологом единые направления в воспитании ребёнка.
Ученики класса, в котором я работаю берут шефство над малышами. Мы их приглашаем на свои праздники, экскурсии. Делаем для них подарки. Весь период подготовки беседую с родителями, стараюсь найти точки соприкосновения интересов, прослеживаю путь развития ребёнка-дошкольника.
В конце августа проходит родительское собрание на тему «Первый раз - в первый класс», где помогаю подготовиться родителям к изменениям статуса ребёнка в семье и настроить на понимание значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.
Вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на год. Родители говорят в каком мероприятии могут принять участие. Мы с родителями должны быть едины в своих требованиях, заботах и стремлениях.
В 1 классе проводим праздники с родителями «Посвящение в ученики», «Прощай азбука». Приглашаем родителей на открытые уроки. Родители наблюдают за работой своих детей и сравнивают с другими учащимися. Узнают уровень требований учителя.
Во 2 классе привлекаю родителей в участии в играх интеллектуального развития, где в командах встречаются родители и дети.
Привлекаем на праздники мам и пап. Организуем выставки поделок, проводим различные спортивные соревнования. Родители участвуют и на классных часах. Они рассказывают о себе.
С родителями работает психолог, медицинский работник сельского ФАП а. Они проводят конференции, лекции.
В 1 классе в 1 четверти выбираем родительский комитет. Он планирует проведение родительских собраний, привлекает родителей к проведению внеклассных мероприятий. Проводим анкеты с родителями. Их результаты показывают, что родители довольны нашим сотрудничеством.
Во 2 классе во 2 полугодии начинаем выставлять оценки. Я знакомлю родителей и детей с нормами оценок. Для того чтобы семья знала требования выставления оценок.
В 5 класс я со спокойной душой отдаю классному руководителю сформированный коллектив не только детей, но и родителей, где есть взаимопонимание и поддержка.
В 5 класс дети уходят с напутствием: «Вас там ждут, но и двери моего класса для вас всегда открыты». Эти слова звучат на празднике «Прощание с начальной школой».
Своей работой я хочу добиться того, чтобы быть другом ученику, уважаемым учителем в классе, желанным гостем в каждой семье.
Вспоминая древнюю мудрость, хочу закончить своё выступление такими словами: «Я сделала, что могла, пусть другой сделает лучше».