Методический материал для учителя-дефектолога «Эволюция идей трудового обучения лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью»


Антипова Людмила Михайловна
Методический материал для учителя-дефектолога
«Эволюция идей трудового обучения лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью»
Период, ученые Взгляды на проблему трудового обучения лиц с умственной отсталостью
вторая половина XIX в. — начало XX в.
Замский 
западноевропейские
олигофренопедагоги (Э. Сеген, Ж. Демор), российские
последователи начала XX в., в частности А. Н. ГраборовМалофеевОбеспечение не только владения учащимися конкретными трудовыми знаниями, навыками и умениями, но и коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
 Суть таких взглядов четко определена
одним из основателей современного подхода к проблеме влияния трудового обучения на развитие учащихся с интеллектуальной недостаточностью Г. М. Дульневым и определяется идеей о «непосредственном благотворном влиянии труда на формирование умственных и нравственных качеств аномального ребенка»
Определенное развитие получает и профессиональная подготовка лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью. В работах олигофренопедагогов прошлого нет сведений о ее обязательности в тех или иных государствах.
 начало XX в. второая половина 20-х гг.
Х.С. ЗамскийГ.М. Дульнев Вспомогательная школа окончательно оформилась в особый тип
специального учреждения, что позволило организовать трудовую подготовку учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Отмечается тенденция включения втрудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью элементов профессиональной подготовки.
Однако разные специалисты в этой тенденции
выделяют разные аспекты. Например, X. С. Замский, рассматривая введение первых
программ вспомогательной школы (до 1931г. она была пятилетней), изданных в 1927г., подчеркивает отсутствие специальной программы трудового обучения.
В отличие от X. С. Замского, Г. М. Дульнев акцентирует внимание на понимании необходимости профессионализации трудового обучения и оценивает эти программы иначе.
Он говорит о попытке решить задачу профессионализации трудового обучения даже
в условиях пятилетнего срока обучения внутри вспомогательной школы, однако
признает проблематичность данной задачи. В качестве факторов, осложняющих
профессиональную подготовку и вызывающих необходимость продолжения
трудового обучения чаще всего посредством индивидуального ученичества, Г. М.
Дульнев указывает краткие сроки обучения, нечеткость требований к профессионализации, отсутствие у учащихся производственных навыков,
недостаточный возраст выпускников (14-15 лет)
  В начале XX в. в 30-е г.
X. С. Замский и Г. М. Дульнев Преобразование с 1931 г. вспомогательных школ во вспомогательные фабрично-заводские семилетки (ФЗС).
Проблему профессионализации трудового обучения в связи с переходом на учебные планы и программы вспомогательной ФЗС
X. С. Замский и Г. М. Дульнев комментируют с разных позиций.
X. С. Замский обращает внимание на особенности учебного плана
вспомогательной школы и отмечает, что профессиональная подготовка ее
воспитанников была перенесена в обычную систему профессиональных училищ. Указывая на введение специального предмета «труд», он говорит, что его
«программа также ставила целью не столько дать учащимся профессиональнуюподготовку, сколько подготовить их к сознательному выбору профессии. Это была программа широкого общего политехнического образования»
Г. М. Дульнев отмечает: «С 1931 года, после введения во вспомогательной школе
семилетнего срока обучения, профессионализация в трудовом обучении была введена
с IV класса с оговоркой, что все ученики, достигшие 12-летнего возраста,
независимо от того, что они будут находиться в младших классах, должны быть включены в систему профессионально-трудового обучения»
 1938 г.  Четкая ориентация вспомогательной школы на решение задач профессиональной
подготовки учащихся в процессе трудового обучения была определена учебным планом и программами. Появились единые для разных типов специальных школ программы профессиональной подготовки( но срок обучения до 60-х гг. оставался прежним — 7 лет).
В годы Великой Отечественной войны начиная с 1942-1943 учебного года
За счет увеличения количества часов на профессионально-трудовое обучение профессионально-трудовая подготовка учащихся вспомогательной школы
усиливается, переключение школьных мастерских на выполнение оборонных заказов и изготовление изделий широкого потребления,
расширение во вспомогательных школах подсобных хозяйств.
Тем самым был
усилен производительный труд как важнейшая составляющая профессиональной подготовки.
70-е – конец 80-х г.г.
А. А. Погосов и X. С. Замский
До конца 80-х гг. идея обязательности профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы .Более того, в 70-е (и особенно в 80-е) годы во вспомогательных школах ряда областей РСФСР, в БССР и других республиках бывшего СССР получили развитие 9-е классы с углубленной профессиональной подготовкой, которые имели и другое название — с «производственным обучением».
Параллельно в 80-е гг. стали быстро развиваться и специальные группы при профессионально-технических училищах, что стало веским аргументом сторонников расширения во вспомогательных школах общетрудовой и общетехнической подготовки для обеспечения преемственности между этими школами и профессионально-техническими училищами.
90-е года Увеличение продолжительности обучения до 8 лет (начиная с 1960 г.).
Проблемы организации профессионально-трудовогообучения (особенно производственной практики) и трудоустройства выпускников поряду традиционных профессий на изменившемся рынке труда.
Классы с углубленной профессионально-трудовой подготовкой почти во всех вспомогательных школах Республики Беларусь (ставших к томувремени девятилетними) прекратили свое существование.
Возник вопрос о правовой состоятельности ранней профессионализации трудового обучения.
Проблема организации профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью обозначилась в классах
интегрированного обучения общеобразовательных школ общего типа. Это было связано, в частности, с отсутствием профессиональных учебных мастерских,
трудностями в организации производственной практики, невозможностью обеспечить
даже минимальный выбор профессий.
Постепенный отказ от ранней профессионализации трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время
Один из российских специалистов в области истории олигофренопедагогики
Н. П. Коняева В Российской Федерации и в Республике Беларусь разрабатываются научно-теоретические и научно-методические основы углубленной профессиональной
подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 11-12 классах (внастоящее время 10-11). В этих классах ученики могут не только получать профессии, востребованные на рынке труда (в том числе уборщиков территорий,уборщиков помещений, санитарки, овощевода, садовода, животновода и др.), но и первично адаптироваться к работе в производственных условиях при прохождении производственной практики.