Поурочная разработка урока биологии в 7 классе на тему Низшие растения . Водоросли


centercenterМБОУ Арефинская СОШ
2015
Низшие растения. Водоросли.
Визитная карточка урока
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Учебник:Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб.– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010- 255с. ISBN 978-5-358-06333-4
100000100000МБОУ Арефинская СОШ
2015
Низшие растения. Водоросли.
Визитная карточка урока
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Учебник:Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб.– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010- 255с. ISBN 978-5-358-06333-4

Тема урока: Низшие растения. Группа Водоросли.
Цель урока: Изучение особенностей строения, жизнедеятельности, размножения водорослей как низших растений.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить характерные признаки строения водорослей, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
Раскрыть особенности размножения и развития водорослей
Развивающие:
Научиться выявлять отличительные признаки высших и низших растений на примере водорослей
Продолжить формирование умений анализировать, формулировать выводы
Продолжить формирование умений работать с объектами живой природы, в частности готовить микропрепараты
На примере лабораторной работы продолжить формировать навыки исследовательской деятельности
Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение;
Продолжить формировать умения слушать мнения одноклассников, работая в микрогруппеПродолжить формировать бережное отношение к природе
Формирование УУД:
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме
Осуществлять рефлексию способов и условий действий
Записывать информацию о приспособленностях организмов с помощью ИКТ
Продолжить формировать умения анализировать информацию и переводить ее в текстовую форму в таблице совместного редактирования GооgleПродолжить формировать умения выделять причинно-следственные связи
Коммуникативные:
Продолжить формировать умения ставить вопросы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Продолжить формирование умений выражать свои мысли и идеи
Регулятивные:
Продолжить формировать умения формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата с поставленной задачей
Личностные:
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать особенности строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
Знать особенности размножения водорослей
Знать отличия высших и низших растений
Уметь готовить микропрепараты на примере микропрепарата одноклеточных водорослей улотрикса и хламидомонадыМетапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности;
Предвидеть возможности конкретного результата;
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
Коммуникативные:
Обсуждать в микрогруппе информацию
Выражать свои мысли, идеи
Познавательные:
Работать с различными источниками информации;
Работать с информационными текстами
Личностные:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу групп
Уметь видеть красоту природы
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: частично- поисковые, исследовательские
Информационно-технологические ресурсы: учебник биологии, компьютер, интерактивная доска, проектор, система опроса Verdict, микроскопы с usb- выходом, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, прудовая вода
Технологии обучения: элементы исследовательской деятельности, информационные технологии, элементы дифференцированного обучения
Тип урока: комбинированный
Программные требования: Сформированность знания об особенностях строения, жизнедеятельности, размножения водорослей как представителей низших растений.
Предварительная работа: Накануне урока учащиеся делятся на дифференцированные группы, состоящие из сильных учеников, учеников со средними способностями, а также учеников с низкими учебными способностями.
Содержание урока:
Этапы урока Деятельность учителя Прогнозируемая деятельность учеников Методический комментарий
I Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Создание психологической установки на работу:
- Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать, не подавлять инициативу товарища, стараться быть активными и получить удовольствие от работы. Учащиеся демонстрируют готовность к работе. Создание атмосферы взаимного понимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность.
II Проверка домашнего задания На столах у вас лежат карточки. Выполните задание, сравните свой ответ с ответами на доске (слайд 2-4). Учащиеся с низкими способностями работают по карточкам, заполняя схемы.
Учащиеся со средними способностями выполняют задание на интерактивной доске, а так же по вопросам учебника.
Учащиеся с высокими учебными способностями выполняют задание по карточкам «Поиск и исправление ошибок в тексте» Проверка уровня усвоения материала о классификации растений и их характерных признаках
III Постановка исследовательских задач.
Мы продолжаем изучать растения. Просмотрите небольшой видеофрагмент и определите, о каком растении в нем идет речь (слайд 5).
Давайте определим цели урока (слайд 6):
Изучить строение водорослей
Рассмотреть способы питания, размножения водорослей
Определить какое значение играют водоросли в живой природе
Получить удовольствие от работы Просмотрев фрагмент видеофильма о водорослях, учащиеся приходят к выводу, что на уроке пойдет речь о таких растениях, как водоросли.
Записывают тему урока.
Формулируют цели урока
Ученики осуществляют личное принятие цели урока.
Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
IVАктуализация знаний учащихся.
Интеллектуальная разминка.
Внимательно рассмотрите рисунки. Выделите черты сходства и отличия между данными организмами (слайд 7)
Учащиеся работают в парах
Ответ учащихся: у растения слева есть корни, листья – это отличия. У обоих растениях есть хлорофилл- это общее.
Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.
V Изучение нового материала
Изучение строения водорослей как древнейших представителей животного мира.(слайд 8-9).
Основные отличительные признаки водорослей запишем в тетрадь: Водоросли – низшие растения
Не имеют настоящих тканей и органов
Тело представлено слоевищем
Корней нет, есть ризоиды
Классификация водорослей по группам. (слайд 10). Рассмотрите рисунки. Распределите водоросли по группам. На основании чего вы их разделили? (парная работа)
Водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными (слайд 11)
По тому, какой пигмент содержат водоросли их делят на 3 отдела: красные, бурые, зеленые (слайды 12-14)
Размножение водорослей (слайды 15-18)
Какие 2 способа размножения вы знаете? Давайте рассмотрим особенности размножения водорослей, их жизненный цикл.
Выполнение лабораторной работы «Строение водорослей хламидомонады и спирогиры». (слайд 19) Групповая работа: первая группа изучает строение хламидомонады, вторая группа- спирогиры с дальнейшей демонстрацией своих результатов.
Цель: изучить строение водорослей на примере хламидомонады и спирогиры
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты одноклеточной водоросли хламидомонады, тина, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы
Ход работы:
Настройте микроскоп.
Рассмотрите готовый микропрепарат хламидомонады. Сравните увиденное с рисунком в учебнике
Зарисуйте в тетрадь хламидомонаду, сделайте подписи к рисунку
Приготовьте микропрепарат спирогиры: поместите каплю воды на предметное стекло, затем в каплю поместите кусочек слоевища спирогиры, накройте покровным стеклом, рассмотрите под микроскопом.
Зарисуйте спирогиру в тетрадь, сделайте подписи к рисунку
Сделайте выводы по работе, исходя из целей работы
Заслушивание сообщений учащихся от каждой группы с демонстрацией своих продуктов через микроскоп с usb- выходом.
Значение водорослей (слайд 20-22). Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 43-44 с последующим обсуждением.
Рассматривают рисунок «Строение водорослей», определяют части данного растения. Делают записи в тетрадь.
Ответ учащихся: водоросли можно разделить на одноклеточные и многоклеточные, а так же по цвету: есть зеленые, красные, бурые.
Изучают жизненный цикл водорослей на примере улотрикса и хламидомонады. Делают записи в тетрадь определений понятий: гаметы, зигота, гаметофит, спорофит.
Личное решение исследовательской задачи каждым учеником, демонстрация своих образовательных продуктов. Учащиеся воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъективным опытом.
Учащиеся закрепляют материал в ходе самостоятельной работы.
.
Активные действия учащихся с объектом изучения.
Самостоятельная формулировка выводов.
Изучают текст параграфа, определяют значение водорослей Консультирование учащихся, работающих по индивидуальным заданиям.
Обеспечение восприятия осмысления.
Подготовительная беседа необходима для целенаправленного, осознанного выполнения лабораторной работы
Формирование умения обобщать полученную информацию, выделять главное
VI Закрепление полученных знаний.
Индивидуальная работа учащихся с тестом по системе опроса Verdikt.
В качестве закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить небольшой тест.
Поправляем допущенные ошибки, обсуждаем их, и даем объяснения.
Выполнение заданий, требующих применения знаний. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата. Закрепление полученных знаний на репродуктивном уровне.
VII Подведение итогов занятия.
VIII Рефлексия.
Давайте подведем итог нашего урока. Сегодня мы с вами изучили такие растения, как водоросли.
Обратимся к целям урока. Я хочу, чтобы каждый определил – достиг ли он тех целей, которые поставил перед собой вначале урока. Сделайте для себя соответствующие выводы.
А теперь выполните небольшой рефлексионный тест:
Каждому из вас я раздала тест, если вы согласны с утверждением, то напротив него ставите знак +.
Тесты ученики сдают учителю.
Я узнал (а) много нового на уроке
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
На уроке я поработал (а) добросовестно
Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.
Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.
Индивидуальная и коллективная рефлексия .IX Домашнее задание
Изучить материал учебника на с. 40-44
Ответить на вопросы на с. 49 ( 1-4 устно)
Придумать сказку «Путешествие в царство водяного»
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. Сообщение домашнего задания и способа его выполнения.