Конспект урока русского языка Мини-сочинение Звуки весны
Тема. Мини-сочинение "Звуки весны".
Цель: Учить детей писать сочинение по опорным словам.
Задачи:
Закрепить полученные ранее знания (глагол, лексическое значение, предложение, текст, строение текста, признаки весны).
Активизировать интерес к слову, речи, диалогическому общению. Развивать письменную речь, творческие и рефлексивные способности.
Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование. Карточки трех цветов по количеству детей, листы А4 по количеству детей, шесть табличек - указателей, четыре листа ватмана (один лист с началом текста), ручки, фломастеры, магнитофон
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводная часть
- Мы закончили изучать тему "Глагол", давайте вспомним все, что мы знаем об этой части речи.
(Составление кластера)
- Сегодня на уроке мы отвлечемся от всех морфологических признаков глаголов и поговорим о лексическом значении слов этой части речи. Закройте глаза и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных звуков).
- Что вы услышали? (Различные звуки живой, неживой природы и человека.)
- А как об этом сказать, используя глаголы? ( Шелестеть, кричать, свистеть, звенеть, щебетать, журчать )
- Что общего в лексическом значении этих глаголов? (Обозначают звуки.)
- Глаголы, обозначающие звуки, называются глаголами звучания. (Звучит магнитофонная запись звуков). Что вы услышали? Какое время года? По каким признакам вы догадались, что это весна? ( Птицы поют, ручей звенит)
- Почему весной мы особенно рады каждому звуку? ( Весной природа оживает, и человек этому рад.)
- Давайте придумаем тему коллективного мини-сочинения.( "Звуки весны".)
3. Этап вызова
1
2
3
4
- Запишите самостоятельно в своих таблицах в первой части все глаголы звучания, связанные с весной, которые вы вспомните, в течение 1 минуты. (Дети выполняют задание).
- Обменяйтесь мнениями в парах, допишите там же слова, которые вспомнил сосед. (Дети выполняют задание).
- Обменяйтесь мнениями в группах, допишите там же еще слова, если сможете. (Дети выполняют задание).
- Теперь давайте обсудим и запишем на доске все глаголы звучания, которые знает наш класс. Для этого группы выберут ведущего, ведущие по очереди зачитают слова из своих таблиц. (Учитель записывает на доске все глаголы, которые говорят учащиеся).
4. Этап осмысления
- Внимательно посмотрите на выписанные глаголы, подумайте, на какие три группы их можно разделить?
(Звуки живой природы.
Звуки неживой природы.
Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним связанными.)
- Посмотрите на свои цветные карточки, на каждой написано слово. Соберитесь в группы нового состава за столами, где выставлены таблички – указатели с вашим словом. (Дети выполняют задание. На табличках – указателях написаны слова "щебетать", "журчать", "кричать").
- Какое слово объединило 1 группу? Щебетать.
- 2? Журчать. 3? Кричать.
- Какое лексическое значение у каждого глагола? К какой группе относится каждый глагол? Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком.
Задача каждой группы учащихся: выписать "свои" глаголы и подобрать к ним ассоциации - существительные, обозначающие источник звука.
2
- Чтобы продолжить работу, вернитесь в группы прежнего состава (по цвету карточки). Познакомьтесь с результатами работы соседей и заполните пустые части таблицы. . В результате проделанной работы у каждого учащегося получается такой лист:
1.
Журчать, жужжать, капать, смеяться, выть, скулить, долбить, шуршать, чирикать, булькать, щебетать, скрипеть, пищать, рычать, фыркать, храпеть, завывать, капать, кричать, кашлять, топать, чихать, смеяться, петь.
2.
Птицы - чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи – шуршать, медведь – топать.
3.
Река журчит, водопад шумит, ветер свистит, гром гремит, листья шелестят, вода капает, капли звенят.
4.
Человек смеется, чихает, кашляет, поет, фыркает, топает.
5. Этап работы с текстом
- Начало сочинения уже есть.
Вывешивается на доску лист ватмана со следующим текстом:
Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.
- Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: "синие" – о звуках живой природы, "красные" – о звуках неживой природы, "желтые" – о звуках, издаваемых человеком. Время работы до 10 минут.
(Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате реальной работы на уроке получилось три части текста: )
Речка журчит, освободившись ото льда. Ветер шелестит молодыми листочками. Падая с крыши, звенят капельки.
Ёжики вылезли из своих нор и весело фыркают. Одни птицы щебечут, другие свистят, третьи чирикают, а четвертые заливаются трелями.
Люди перестали чихать, кашлять, а стали петь песни. Дети хлопают в ладоши и весело смеются.
6. Этап рефлексии
Все листы вывешиваются на доску. Чтение текста вслух. Оценка коллективного мини- сочинения учащимися.
Учитель. Давайте вспомним правила построения текста:
должна быть вводная часть,
основная часть,
заключение.
- Все ли части есть в нашем тексте? ( У нас нет заключения!) (В результате обсуждения дети придумывают заключение: "Все рады приходу весны!")
7. Самостоятельная работа
- Пользуясь собранным сегодня материалом, дома напишите свое сочинение “Звуки весны”. Самые интересные мы выберем и попросим родителей напечатать в наш классный уголок.
8. Итог урока
9. Домашнее задание
Самоанализ урока
Для конструирования урока я выбрала технологию развития критического мышления учащихся, которую часто применяю на уроках развития речи. Использование приемов развития критического мышления создает условия для учащихся с разным уровнем речевого развития продуктивно работать в течение всего урока и пополнять свой словарный запас.
Технология развития критического мышления обеспечивает сотрудничество в образовательном процессе, формирует навыки работы с текстом и навыки групповой работы во взаимосвязи.
Основой технологии критического мышления является четырехэтапная структура урока.
Этап вызова позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме, пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать к полноценной учебной деятельности.
Этап осмысления предполагает получение новых знаний, их осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
Этап работы с текстом часто предполагает прием "чтение с пометками", когда учащиеся работают с учебным текстом, делая на полях предложенные учителем пометки и обсуждая с их помощью прочитанный текст, но могут быть и другие способы работы с текстом.
Этап рефлексии способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала.
Технология развития критического мышления позволяет конструировать развивающий урок в единстве целей, содержания, методов и организационных форм, обеспечивает результативность образовательного процесса. Как правило, на таких уроках дети показывают высокий уровень умения работать самостоятельно и в группе, каждый старается проявить свои творческие способности, остается доволен результатом своей работы и работы своей группы.
Я считаю, что данная технология очень полезна на уроках развития речи. Рекомендую другим педагогам использовать ее в своей работе.