Роль игры в обучении иностранному языку на начальном этапе
Роль игры в обучении иностранному языку на начальном этапе
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие творческого интеллектуального и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, такое же, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Целью данной работы является определение роли игры в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе на начальном этапе. Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые для их дальнейшего развития и совершенствования в течение изучения этого предмета. К начальному этапу, как правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли средствами изучаемого языка, читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка. Чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств. Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.
Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.
Рассмотрим особенности методики обучения немецкому языку на начальном этапе.
В современном мире главной целью овладения любым иностранным языком считается формирование способности к свободному общению на этом языке. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера (обучение общению на иностранном языке), является отличительной особенностью уроков иностранного языка на начальном этапе. На начальном этапе изучения языка закладываются основы овладения чтением и письмом. Если обучение чтению на иностранном языке сопровождается аудиозаписями, то слушатели не только видят, как пишется новое слово, но и слышат правильное произнесение данного слова носителем языка, понимая, как нужно прочитать данное слово. Для подавляющего большинства изучающих иностранный язык песни современных исполнителей представляют особый интерес, поэтому одним из элементов занятий могут являться песни. Работа с песней не сводится только к прослушиванию песни и совместному исполнению под фонограмму или караоке. Ученикам предлагается выполнить различные упражнения с использованием слов песни, таким образом, расширяя свой словарный запас, школьники повторяют изученные на занятии грамматические конструкции. Песня, звучащая в конце занятия, не только вносит разнообразие в урок, но и делает занятие ярким и динамичным. Использование видеофильма помогает также развитию внимания и языковой памяти. Интерес к фильму повышает интерес к обучению иностранному языку и помогает активно участвовать в моделируемых условно-речевых ситуациях, направленных на выполнение различных грамматических упражнений. Для отработки правильной и беглой устной речи используется практика составления диалогов, как наиболее часто встречающейся формы непосредственного общения между людьми. Составление диалогов позволяет усвоить речевые образцы типа «вопрос-ответ», «предложение-согласие (несогласие)».
Ролевая игра – это учебный прием, при котором слушатели учатся свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения, часто используется в ходе обучения. Такие игры развивают умение аргументировать и убеждать собеседника, используя изученные слова и грамматические конструкции. Ролевые игры на занятиях дают учащимся возможность раскрепоститься, общаться и принимать решения на немецком языке.
Для того чтобы выучить иностранный язык одного желания не достаточно, потребуется помощь специалиста преподавателя и определенная методика изучения. Бессистемные занятия вряд ли принесут много пользы. А вот если методика обучения подобрана правильно, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, то желаемый конечный результат вполне достижим в самом ближайшем будущем.
Многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно отдавать ребёнка в языковую школу. Но дело совсем не в возрасте, а в методе преподавания языка. Современные исследования указывают, что наиболее целесообразно начинать изучение иностранного языка в 5-8 лет. Именно в этом возрасте ребёнок обладает наилучшими способностями для усвоения иностранного языка: способности к восприятию, запоминанию, имитации. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно.
Всегда нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. До семи лет при обучении ребёнка иностранному языку необходимо избавить его от интеллектуализации. Язык им должен не продумываться, а проживаться в образах: через цвет, через звук, через движение. Язык должен прийти к ребёнку через образы, которые ребёнок проживает и прочувствует. Абстрактно-теоретическое мышление в этом возрасте всё ещё чуждо ребенку и ослабляет его. А вот фантазия и душевный мир пробуждаются, когда он, сопереживая, слушает рассказ или пересказывает его. Совершенно не важно, с какого возраста, но обучение иностранному языку должно начинаться подобно тому, как человек осваивает родной язык в раннем детстве: речь ребёнка развивается как чисто неосознанная привычка, тесно связанная с чувственным восприятием и движением. Как маленький ребенок естественным образом, совершенно без всякой грамматики осваивает родной язык, так же без введения грамматических правил должен быть преподнесён иностранный язык ребёнку в младшем возрасте.
Очень важно, чтобы ребёнок на первых порах был погружён в язык и наслаждался красотой его звучания, привыкал к языку, погружался в него. А для этого достаточно петь с ним песни, разучивать рифмовки и стишки, играть в различные игры, в которых язык использовался бы как средство, а не как цель. Можно рассказывать истории и при этом разыгрывать спектакль куклами. Работа должна вестись только устно, пусть ребёнок учится воспринимать на слух, понимать устную речь, песни и игры. Письмо и сознательное освоение грамматики только отобьёт интерес ребёнка к языку.Говорить ребёнок лучше всего учится слушая. Пусть сначала он получит впечатление от языка через красивый ритм звучащих детских песен на иностранном языке.
С самого начала учащимся следует предлагать не «отфильтрованный» язык, составленный исключительно из «базовых моделей» и базового словаря, а напротив, живой язык, полный яркой образности, как можно более богатый и художественный, смысловое содержание которого не сводится к будничной банальности. Как раз в начальный период новый язык и должен звучать для ребёнка во всём своём богатстве. Не случайно любая языковая община создаёт для себя множество стихов, считалок, песен. Такая «детская» речь не ограничена сферой только полезного, она пробуждает радость и смех, она подталкивает к движению и игре.
Дело не в том, чтобы дети понимали все слова. Но речевой ритм, вживание в совокупное звучание языка, в его структуру, переживание его формирующей силы – вот что имеет большое значение. Перед тем как перейти к печатному слову, ребёнок должен в достаточной мере получить переживание устного слова, что укрепляет лингвистическую память. Обучаясь иностранному языку, ребёнок должен заново познакомиться с предметами своего окружения. Различные языки – это не только различные обозначения одного и того же предмета, но и различные взгляды на него. Изучение языка с самого начала должно быть открытием нового мира, а не просто освоением некоего нового коммуникативного орудия.
Силы подражания позволяют ребёнку, освоить иностранный язык почти также легко и точно, вплоть до мельчайших звуковых нюансов, как ранее они позволили освоить ему родную речь. При этом существенной поддержкой является тесный контакт со звуком, который возникает благодаря произношению, связанному с действием. Необходимо больше играть с детьми, используя для обучения не только подвижные игры, но и песни с движениями, танцы. Дети начинают учить иностранный язык в процессе говорения на нём. При этом нужно отказаться от дословного перевода и использования родного языка. Пусть ребёнок учится понимать новые слова из движений и образов. Пусть для ребёнка это будет некой игрой, где ему нужно угадать, что же может означать новое слово. При использовании всех многочисленных рифмовок и песенок, необходимо связывать речь с телесными движениями ученика. Это могут быть различные жесты: птица летит – взмахи руками, ветер шумит – покачивание корпуса с поднятыми руками, зайчик прыгает – прыжки, и т.д. Рассказывать ему сказку через образы, играя куклами до тех пор, пока он сам не догадается о значении всех слов, пока не начнёт повторять за учителем. Сколько же радости он испытает, когда сам догадается о значениях слов. А радость – непременное условие в овладении языком.
Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья – самолетом. Это и игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь большие обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них, прежде всего – игра это увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности « оказывается, я могу говорить наравне со всеми». Играя, ученик без особых усилий, с удовольствием включается в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. Многолетний опыт педагогов подтверждает: игра является одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком.
Игры можно разделить на два раздела.
Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Сюда можно отнести грамматические игры, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения.
Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений не этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.
Игры с методической литературой способствуют выполнению трех важных задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировке учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Второй раздел – так называемые «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.