Рабочая программа по учебному курсу Мир вокруг нас(5-7 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________________/________/
ФИО
Протокол заседания ШМО №1
от 30.08.2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ Бобровская СОШ №1
______________/_____________/
ФИО
30.08.2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ Бобровская СОШ №1
______________/Л.В. Кравченко/
ФИО
Приказ № Ѕ от 01.09.2016г.
Рабочая программа
по учебному курсу «МИР ВОКРУГ НАС»
5-7 классы
Составитель программы:
Катунова Римма Анатольевна, учитель биологии
Основные части программы
1. Пояснительная записка, включающая цели, задачи, место учебного курса в учебном плане.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса.
3. Содержание учебного курса.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Приложение 1. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение.
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование (5 класс).
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование (6 класс).
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование (7 класс).
2. Пояснительная записка
Цель учебного курса «Мир вокруг нас» – повышение уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетического восприятия природы, развитие экогуманистического мышления и патриотического отношения к своей Родине, формирование у подростков знаний о природных богатствах России.
Задачи учебного курса:
- углубление знаний о природном наследии России;
- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности;
- вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края;
- формирование нравственного отношения к природе.
Актуальность: программный материал по биологии и географии не вмещает даже малого объёма информации об охраняемых территориях РФ и тем более Воронежской области, их функциях. Необходимость владения знаниями в данной области диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением элективных курсов в общеобразовательной школе. С внедрением ФГОС нового поколения усилилась роль экологического образования. Ребёнок должен научиться ценить красоту окружающего его мира, чтобы потом охранять природу и преумножать её богатства.
Место учебного курса «Мир вокруг нас» в учебном плане
Учебный курс «Мир вокруг нас» на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников экологических знаний, экологической культуры, представлений об охраняемых территориях РФ, Воронежской области, Бобровского района. Рабочая программа составлена в соответствии с основным положениями системно-деятельностного подхода в обучении. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание структурировано в виде четырёх основных тем, отвечающих следующему содержанию: 1. Особо охраняемые природные территории, типы, различия, история образования, современное состояние, характеристика). 2. Охрана природы и научно-исследовательская деятельность на охраняемых территориях. 3. Знакомство с отдельными охраняемыми территориями, их отличительными особенностями (сведения о географическом положении охраняемых территорий, их площади, климате, об особенностях живых организмов, их многообразии и создаваемых им условиях; о роли человека и научных исследований в деле по восстановлению численности редких и исчезающих видах растений и животных). 4. Защита проектов.
Содержание учебного курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими, Интернет-ресурсами и другими. Содержание тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся. Предлагаются разные формы занятий – это лекции, семинары, конференции, круглые столы, экскурсии, защита проектов. В процессе изучения курса обучающиеся приобретут такие ЗУН и УУД, которые позволят им: заниматься исследовательской деятельностью; систематизировать накопленный материал и оформлять его в виде рефератов, презентаций, проектов; представлять свои наработки на конференциях, форумах, выставках, конкурсах различных уровней.
Учебный курс «Мир вокруг нас» относится к вариативной части базисного плана и ориентирован на подростков (5-7 класс) независимо от уровня их умственного развития.
Для освоения данного учебного курса учащиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Природоведение», «География», «Биология», на предыдущем уровне образования.
Содержание учебного курса «Мир вокруг нас» включает:
«Заповедники России» - 5 класс, 18 часов, 1ч в две недели;
«Заповедные территории России» - 6 класс, 18 часов, 1ч в две недели.
«Особо охраняемые природные территории Воронежской области» - 7 класс, 18 часов, 1ч в две недели.
Для реализации рабочей программы в учебном плане МКОУ Бобровской СОШ №1 выделено 54 часа на весь период обучения (5-7 класс).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В качестве ценностных ориентиров экологического образования выступают объекты, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный курс входит в группу курсов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса «Мир вокруг нас»
Данный учебный курс способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС:
Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы, имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
- проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии, географии и жизненных ситуациях, понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
- заботится о качестве выполняемой работы;
- умеет работать самостоятельно и в команде;
образовательными компетенциями:
- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимании и значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
- использует методы наблюдения, описания, классификации, биологических объектов;
- применяет современные навыки работы с компьютером;
В результате изучения учебного курса учащиеся должны знать:
- основные принципы и правила отношения к живой природе;
- категории особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ);
- цели и задачи ООПТ;
- порядок и структуру образования ООПТ;
- черты отличия категорий ООПТ друг от друга;
- основные виды деятельности в ООПТ;
- названия, географическое положение, флору и фауну заповедников и заказников России;
- названия, географическое положение, флору и фауну ООПТ Воронежской области и Бобровского района в частности;
- правила поведения в пределах заповедной зоны.
В результате изучения учебного курса учащиеся должны уметь:
- находить изученные ООПТ на карте России;
- давать комплексную характеристику изучаемому объекту;
- использовать различные источники информации и самостоятельно работать с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов;
- доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории;
- грамотно проводить экологические десанты, экологические акции;
- владеть информацией о текущих научных исследованиях Русского географического общества, о деятельности Всемирного фонда дикой природы и международной общественной природоохранной организации «Гринпи
·с», о состоянии краснокнижных животных и растений России, Воронежской области, Бобровского района.
4. Содержание элективного курса «Мир вокруг нас»
«Заповедники России». 5 класс
Тема 1. Государственные заповедники России. Введение (2 часа)
Введение в элективный курс. Типы (категории) особо охраняемых территорий. Основные понятия и сущность заповедников. Краткая история образования заповедников в России. Российские заповедники: современное состояние. Характеристика российских заповедников (по природным зонам) тундра, тайга, смешанные леса, лесостепь и степь, Кавказ, пустыня.
*«Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны»
*Заповедник-это полностью изъятые из хозяйственного использования природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Тема 2. Заповедники и охрана природы (2 часа)
Государственная политика в области охраны природы. Природоохранная деятельность на территории заповедника.
Тема 3. Знакомство с заповедниками России (12 часов)
(Историческая справка, географическое положение, рельеф, почвы, климат, растительный и животный мир; реликты и эндемики; Красная книга).
(Подчёркнуты те заповедники, которые изучаются подробно, остальные - обзорно):
Алтайский государственный заповедник
Астраханский государственный заповедник
Байкальский государственный заповедник
Баргузинский государственный заповедник
Башкирский государственный заповедник
Большехехцирский государственный заповедник
Висимский государственный заповедник
Волжско-Камский государственный заповедник
Воронежский государственный заповедник
Государственный заповедник «Галичья гора»
Дальневосточный государственный морской заповедник
Дарвинский государственный заповедник
Жигулевский государственный заповедник
Завидовский государственный научно-опытный заповедник
Зейский государственный заповедник
Ильменский государственный заповедник
Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник
Кавказский государственный заповедник
Кандалакшский государственный заповедник
Государственный заповедник «Кедровая падь»
Государственный заповедник «Кивач»
Комсомольский государственный заповедник
Кроноцкий государственный заповедник
Лазовский государственный заповедник
Лапландский государственный заповедник
Государственный заповедник «Лес на Ворскле»
Государственный заповедник «Малая Сосьва»
Мордовский государственный заповедник
Нижне-Свирский государственный заповедник
Окский государственный заповедник
Государственный заповедник «Остров Врангеля»
Печоро-Илычский государственный заповедник
Пинежский государственный заповедник
Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник
Саяно-Шушенский государственный заповедник
Северо-Осетинский государственный заповедник
Сихотэ-Алинский государственный биосферный заповедник
Сохондинский государственный заповедник
Государственный заповедник «Столбы»
Таймырский государственный заповедник
Тебердинский государственный заповедник
Уссурийский государственный заповедник
Хинганский государственный заповедник
Хоперский государственный заповедник
Центральнолесной государственный биосферный заповедник
Центральночерноземный государственный биосферный заповедник
Тема 4. Защита экологических проектов (2 часа)
«Моя экологическая тропа», «Юные друзья природы», «Флора и фауна Воронежской области», «Река Битюг нуждается в охране».
«Заповедные территории России». 6 класс
Тема 1. Заповедные территории их типы, управление и охрана (5 часов)
Государственные природные охраняемые территории: проблемы, перспективы. Комплексные исследования на территории заповедников, заказников, как элемент мониторинга окружающей среды. Методы научно-исследовательской работы в заповедниках и заказниках. Исследования в рамках международных программ. Эколого-просветительская деятельность.
Типы (категории) особо охраняемых территорий. Основные понятия и сущность заказников и природных парков; чем они отличаются от заповедников. Краткая история образования заказников и природных парков России. Российские заказники и природные парки: современное состояние, характеристика.
Управление и охрана заповедных территорий (современное состояние).
*Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В Российской Федерации функционирует 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,7 млн. га, площадь суши – 9,6 млн. га, морская акватория – 2,9 млн. га). Государственные природные заказники федерального значения располагаются на территориях 10 республик, 5 краев, 24 областей и 4 автономных округов.
*Росприроднадзор через территориальные органы или подведомственные учреждения осуществляет управление и охрану 11 заказников федерального значения, 9 из них находились под непосредственным управлением государственных природных заповедников Росприроднадзора. В ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации находится один государственный природный заказник федерального значения - это Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник (Краснодарский край). Наиболее результативно работают инспекции по охране заказников: “Цасучейский бор” (заповедник “Даурский”), Верхне-Кондинский (заповедник “Малая Сосьва”), Цейский (Северо-Осетинский заповедник), Кабанский (Байкальский заповедник), Южно-Камчатский (Кроноцкий заповедник), “Каменная степь” (Воронежский заповедник).
Тема 2. Знакомство с заповедниками, заказниками и природными парками России (11 часов)
(Историческая справка, географическое положение, рельеф, почвы, климат, растительный и животный мир; реликты и эндемики; Красная книга).
Государственные биосферные заповедники: Воронежский, Хопёрский.
Заказники: «Сочинский» (Кавказский заповедник), «Цасучейский бор» (Даурский заповедник), «Верхне-Кондинский» (заповедник Малая Сосьва), «Цейский» (Северо-Осетинский заповедник), «Каменная степь» (Воронежский заповедник), «Кижский» (Карелия).
Национальные парки: «Земля леопарда» (Приморский край), «Зов тигра» (Приморский край), «Куршская коса» (Калининградская область), «Лосиный остров» (Московская область), «Мещёра» (Владимирская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область), «Приэльбрусье» (Республика Кабардино-Балкария), «Сочински» (Краснодарский край), «Таганай» (Челябинская область), «Водлозерский» (Карелия).
Тема 3. Защита экологических проектов (2 часа)
Защита проектов «Эти удивительные растения», «Эти удивительные животные», Защита проектов «Флора и фауна окрестностей города Боброва», «Красная книга Воронежской области».
«Особо охраняемые природные территории Воронежской области». 7 класс
Тема 1. Особо охраняемые природные территории, их категории, управление, охрана, научные исследования, экологическое просвещение (5 часов)
Государственные особо охраняемые природные территории: основные понятия и сущность ООПТ, существующие категории и их отличия, характеристика, современное состояние, проблемы, перспективы, комплексные исследования, как элемент мониторинга окружающей среды. Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в свете современных требований к ООПТ. Методы научно-исследовательской работы в ООПТ. Исследования в рамках международных программ (Исследования Русского географического общества в Кабардино-Балкарии). Эколого-просветительская деятельность (2017 – год экологии в России (основная цель – преумножение ООПТ), Красная книга – современное состояние, самые красивые места на Земле и в Воронежской области).
*Государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники – это ООПТ федерального значения. В их границах природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Изучение схемы устройства заповедника (1 – зона научно-исследовательской работы и туризма, 2 – буферная зона, 3 – ядро заповедника).
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса; они могут быть Федерального или регионального значения. Профиль государственных природных заказников: комплексные (ландшафтные), биологические (ботанические, зоологические), палеонтологические, гидрологические (болотные, озёрные, речные, морские), геологические.
Национальные парки и выделяемые в них зоны: заповедная, особо охраняемая, рекреационная, охраны объектов культурного наследия, хозяйственного значения, традиционного экстенсивного природопользования.
Природные парки и режим особой охраны их территорий (природные зоны, рекреационные зоны, агрохозяйственные зоны, зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, иные функциональные зоны).
Памятники природы – уникальные, неповторимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а так же объекты естественного и искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады – ООПТ, созданные для формирования специальных коллекций растений для сохранения растительного мира в его разнообразии.
Тема 2. Знакомство с ООПТ Воронежской области (11 часов)
(Историческая справка об ООПТ Воронежской области, географическое положение, рельеф, почвы, климат, растительный и животный мир; реликты и эндемики; Красная книга, проблемы, перспективы).
На территории Воронежской области расположены 203 ООПТ, 4 из которых - федерального значения (2 государственных природных заповедника и 2 государственных природных заказника) и 199 областного значения (181 памятников природы, 14 государственных природных заказников, 1 дендрологический парк, 3 природных парка).
Хопёрский государственный природный заповедник.
Воронежский государственный природный биосферные заповедник.
Государственные природные заказники федерального значения (2): «Каменная степь», «Воронежский».
Государственные природные заказники регионального значения (14): 1.Великоархангельский (Бутурлиновский муниципальный район);
2. Байгоровский (Верхнехавский муниципальный район);
3. Хоперский (Грибановский, Поворинский муниципальные районы);
4. Степной (Кантемировский муниципальный район);
5. Коротоякские акваорешники (Острогожский муниципальный район);
6. Родники (Острогоржский муниципальный район);
7. Михайловский (Панинский муниципальный район);
8. Гарус (Подгоренский муниципальный район);
9. Краснолипьевский (Репьевский муниципальный район);
10. Землянский (Семилукский муниципальный район);
11. Семилукский (Семилукский муниципальный район);
12. Воронежская нагорная дубрава (городской округ город Воронеж, Рамонский муниципальный район);
13. Рамонье (Аннинский муниципальный район);
14. Песковский (Поворинский муниципальный район).
Государственные природные парки регионального значении (3):
Северный лес (г.о.г. Воронеж);
Лесопарк «Оптимистов» (г.о.г. Воронеж);
Ломовский природный ландшафтный парк (Воробьёвский муниципальный район).
Государственный природный парк регионального значении (1):
Опытный дендрарий Автон-11 (Рамонский муниципальный район).
Город Воронеж и памятники природы: «Центральный парк города Воронежа», «Петровский сквер», «Кольцовский сквер» и др.
Памятники природы областного значения (181) «Лысая гора» и др.
Бобровский район и памятники природы (20): «Степные склоны у села Шестаково», «Пристепная дубрава», «Битюгские дебри», «Озеро Лебяжье», «Вислинский затон», «Осиновые кусты «Солоти», «Здоровье», «Верехинские культуры», «Шип-курган», «Триумф поколений», «Светлый бор», «Зеленая дубрава», «Элита», «Степные склоны у села Шестаково», «Пристепная дубрава», «Битюгские дебри», «Озеро Лебяжье», «Вислинский затон», «Осиновые кусты «Солоти», «Здоровье», «Верехинские культуры», «Шип-курган», «Морозовская роща», «Дендрарий Хреновского лесного колледжа им. Морозова», «Парк-усадьба Хреновского конного завода», «Хреновская степь».
О мероприятиях, планируемых департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области по увеличению площадей ООПТ областного значения
Тема 3. Защита экологических проектов (2 часа)
Защита проектов «Шип-курган», «Озеро Лебяжье», «Вислинский затон», «Хреновской сосновыйбор», «Флора и фауна окрестностей города Боброва», «Красная книга Воронежской области».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ п/п темы, урока
Основное содержание по темам
Кол-во часов по теме
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)
Тема 1
Государственные заповедники России. Введение
2
Формировать и развивать практические компетентности применения научных знаний о природе в решении экологических задач;
Уметь использовать различные источники информации для определения экологического состояния природной среды в заповеднике.
Научиться приёмам работы над экологическим проектом
1.
Введение. Типы охраняемых территорий. Основные понятия и сущность заповедников
2.
Краткая история образования заповедников в России, их современное состояние, характеристика
Тема 2
Заповедники и охрана природы
2
Формировать и развивать практические компетентности применения экологических знаний в природоохранительной деятельности,
представления о научно-исследовательской деятельности;
Развивать чувство любви и гордости к природе России.
Добиться осознания значения природоохранительной деятельности
3.
Государственная политика в области охраны природы
4.
Природоохранная деятельность на территории заповедника
Тема 3
Знакомство с заповедниками России
12
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;
Сформировать представления о структуре и взаимосвязях в заповеднике;
Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;
оценивать вклад государства и отечественных ученых в восстановление численности редких животных и растений; предвидеть последствия своих поступков на природный механизм.
Воспитание патриотизма, благородства, доброты, чувства прекрасного с помощью правильного отношения к природе
5.
Окский государственный заповедник. День журавля
6.
Уссурийский, Сихотэ-Алинский, Лазовский государственные заповедники День тигра
7.
Государственный заповедник «Остров Врангеля». Белый медведь
8.
Кандалакшский (Гага.Птичьи базары. Кольцевание птиц) и Лапландский государственные заповедники. Северные олени
9.
Ильменский минералогический государственный заповедник
10.
Байкальский и Баргузинский государственные заповедники. Баргузинский соболь. Кедровая сосна. Байкальский омуль. Байкальская нерпа
11.
Алтайский государственный заповедник. Телецкое озеро – младший брат Байкала
12.
Кроноцкий государственный заповедник (Камчатка). Долина гейзеров. Бурый медведь. Камчатский соболь
13.
Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник. Питомник зубров
14.
Государственный заповедник «Галичья гора». Растения-реликты
15.
Астраханский государственный заповедник (тростниковые заросли, лотос, водяной орех, розовый пеликан)
16.
Кавказский государственный заповедник (западнокавказский тур, магнолия)
Тема 4
Защита экологических проектов
2
Формировать способности практического применения экологических знаний;
развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
17.
Защита проектов «Моя экологическая тропа», «Юные друзья природы»
18.
Защита проектов «Флора и фауна Воронежской области», «Река Битюг нуждается в охране»
ИТОГО
18 часов
6 класс
№ п/п темы, урока
Основное содержание по темам
Кол-во часов по теме
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)
Тема 1
Заповедные территории их типы, управление и охрана
5
Сформировать представления о научно-исследовательской деятельности;
Развивать чувства любви и гордости к природе России.
Добиться осознания значения природоохранительной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения научных знаний о природе в решении экологических задач;
Уметь использовать различные источники информации для определения экологического состояния природной среды в охраняемых зонах.
Научиться приёмам работы над экологическим проектом
1.
Государственные природные особо охраняемые территории: проблемы, перспективы
2.
Комплексные исследования на охраняемых территориях, как элемент мониторинга окружающей среды
3.
Методы научно-исследовательской работы на охраняемых территориях. Исследования в рамках международных программ
4.
Типы охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), краткая история их образования, характеристика
5.
Управление и охрана заповедных территорий (современное состояние)
Тема 2
Знакомство с заповедниками, заказниками и национальными парками России
11
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информа-ции; Сформировать представления о структуре и взаимосвязях в заказнике;
Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;
оценивать вклад государства и отечественных ученых в восстановление численности редких животных и растений; предвидеть последствия своих поступков на природный механизм.
Воспитание патриотизма, благородства, доброты, чувства прекрасного с помощью правильного отношения к природе
6.
Хопёрский государственный природный заповедник
7.
Воронежский государственный природный биосферный заповедник
8.
Государственные природные заказники Воронежской области федерального значения «Каменная степь», «Воронежский»
9.
Кавказский государственный природный заповедник. Заказник «Сочинский». Национальный парк «Сочинский». Заказник «Приазовский».
10.
Национальный парк «Приэльбрусье» (Республика Кабардино-Балкария)
11.
Даурский государственный природный заповедник. Заказник «Цасучейский бор»
12.
Государственный природный заповедник Малая Сосьва. Заказник «Верхне-Кондинский»
13
Национальные парки «Земля леопарда», «Зов тигра» (Приморский край)
14.
Национальный парк «Куршская коса» (Калининградская область)
15.
Национальный парк «Лосиный остров» (Московская область); национальный парк «Мещёра» (Владимирская область)
16.
Кижский государственный природный заказник. Национальный парк «Водлозерский» (Карелия)
Тема 4
Защита экологических проектов
2
Формировать способ-ности практического применения экологических знаний; развивать способность к самосто-ятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать инфор-мацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответст-венное отношение к учению, готовность и способность к саморазви-тию и самообразованию
17.
Защита проектов «Эти удивительные растения», «Эти удивительные животные»
18.
Защита проектов «Флора и фауна окрестностей города Боброва», «Красная книга Воронежской области»
ИТОГО
18 часов
7 класс
№ п/п темы, урока
Основное содержание по темам
Кол-во часов по теме
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)
Тема 1
Особо охраняемые природные территории, их категории, управление, охрана, научные исследования, экологическое просвещение
4
Сформировать представления о научно-исследовательской деятельности;
Развивать чувства любви и гордости к природе России.
Добиться осознания значения природоохранительной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения научных знаний о природе в решении экологических задач;
Уметь использовать различные источники информации для определения экологического состояния природной среды в охраняемых зонах.
Научиться приёмам работы над экологическим проектом
1.
Государственные особо охраняемые природные территории: основные понятия и сущность, существующие категории и их отличия, характеристика, современное состояние, проблемы, перспективы, комплексные исследования, как элемент мониторинга окружающей среды. Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в свете современных требований к ООПТ
2.
Методы научно-исследовательской работы в ООПТ. Исследования в рамках международных программ (Исследования Русского географического общества в Кабардино-Балкарии)
3.
Эколого-просветительская деятельность (2017 – год экологии в России (основная цель – преумножение ООПТ)
4.
Красная книга – современное состояние, самые красивые места на Земле и в Воронежской области
Тема 2
Знакомство с ООПТ Воронежской области
12
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;
Сформировать представления о структуре и взаимосвязях в заказнике;
Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;
оценивать вклад государства и отечественных ученых в восстановление численности редких животных и растений; предвидеть последствия своих поступков на природный механизм.
Воспитание патриотизма, благородства, доброты, чувства прекрасного с помощью правильного отношения к природе
5.
Обзор ООПТ Воронежской области. Хоперский государственный природный заповедник
6.
Воронежский государственный природный биосферный заповедник
7.
Государственный природный заказник федерального значения «Воронежский»
8.
Государственный природный заказник федерального значения «Каменная степь»
9.
Государственные природные комплексные заказники областного значения (подчёркнуты те, которые изучаются более подробно, остальные - обзорно):
1. Великоархангельский (Бутурлиновский муниципальный район);
2. Байгоровский (Верхнехавский муниципальный район);
3. Хоперский (Грибановский, Поворинский муниципальные районы);
4. Степной (Кантемировский муниципальный район);
5. Коротоякские акваорешники (Острогожский муниципальный район);
6. Родники (Острогоржский муниципальный район);
7. Михайловский (Панинский муниципальный район);
8. Гарус (Подгоренский муниципальный район);
9. Краснолипьевский (Репьевский муниципальный район);
10. Землянский (Семилукский муниципальный район);
11. Семилукский (Семилукский муниципальный район);
12. Воронежская нагорная дубрава (городской округ город Воронеж, Рамонский муниципальный район);
13. Рамонье (Аннинский муниципальный район);
14. Песковский (Поворинский муниципальный район)
10.
Государственные природные парки областного значения (3):
1. Северный лес (г.о.г. Воронеж);
Лесопарк «Оптимистов» (г.о.г. Воронеж);
2. Ломовский природный ландшафтный парк (Воробьёвский муниципальный район).
Государственный дендрологический парк регионального значении (1):
Опытный дендрарий Автон-11 (Рамонский муниципальный район)
11.
Город Воронеж и памятники природы: «Центральный парк города Воронежа», «Петровский сквер», «Кольцовский сквер» и др.
Памятники природы областного значения (181) «Лысая гора» и др.
12.
Памятники природы Бобровского района: «Степные склоны у села Шестаково», «Пристепная дубрава», «Битюгские дебри», «Озеро Лебяжье», «Вислинский затон», «Осиновые кусты «Солоти», «Здоровье», «Верехинские культуры», «Шип-курган»
13.
Памятники природы Бобровского района: «Триумф поколений», «Светлый бор», «Зеленая дубрава», «Элита»
14
Памятники природы Бобровского района: «Морозовская роща», «Дендрарий Хреновского лесного колледжа им. Морозова»
15
Памятник природы Бобровского района: «Парк-усадьба Хреновского конного завода», «Хреновская степь» (Бобровский муниципальный район)
16.
Информация о мероприятиях, планируемых департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области по увеличению площадей ООПТ областного значения
Тема 3
Защита экологических проектов
2
Формировать способности практического применения экологических знаний;
развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
17.
Защита проектов «Шип-курган», «Озеро Лебяжье», «Вислинский затон», «Хреновской сосновыйбор»
18.
Защита проектов «Флора и фауна окрестностей города Боброва», «Красная книга Воронежской области»
ИТОГО
18 часов
Приложение 1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного курса «Мир вокруг нас»
Иллюстрированный атлас России. М.: Copyright © ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест». 2005.
Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. Под ред. акад. РАН В.Е. Соколова, чл.-корр. РАН В.Н. Тихомирова. М.: Янус-К. 1997.
География и экология Тамбовской области. Авторы: Дубровин О.И., Ираклина Е.Е. и др.
Заповедники европейской части РСФСР. Под общей редакцией В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского.
Заповедными тропами. Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. М.: Просвещение, 1988.
Окружающая среда и ее охрана. И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. М.: Прсвещение, 1985.
Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998. 160 с.
Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А.. Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.
Интернет-ресурсы
Словари и энциклопедии. – Режим доступа : http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научная библиотека МГУ. Учебники - полные тексты в формате pdf [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Научная электронная библиотека e-library.
Особо охраняемые природные территории - эколого-фаунистические, ландшафтные и геоботанические характеристики и адреса заповедников России. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
«Центр охраны дикой природы». Сайт содержит обширную информацию природоохранного характера, здесь, среди прочих материалов, размещено множество публикаций известных ученых о заповедном деле. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Cайт Экология. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .