Презентация по теме Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Периодическая система химических элементов; строение атома; виды химической связи.» Задачи урока Обобщить знания по ПСХЭ, строению атома, видам химических связей;Закрепить умения характеризовать элементы на основании их положения в ПСХЭ и строении атома;Применять знания ПСХЭ и строения атома на практике;Уметь обобщать, систематизировать изученный материал и делать выводы. План урока 1. Предпосылки открытия ПСХЭ. История открытия ПСХЭ. Строение и свойства ПСХЭ Д.И. Менделеева. 2. История открытия строения атома. Планетарная модель атома по Э. Резерфорду. Характеристика элементарных частиц, входящих в состав атома. Физический смысл порядкового номера.3. Распределение электронов по энергетическим уровням. Графические и электронные конфигурации атома. Физический смысл номера группы и номера периода. Валентные электроны и степень окисления атома элемента.4. Катионы и анионы. Ионный вид химической связи. Схема образования ионных соединений. Примеры5. Ковалентный вид химической связи. Ковалентная полярная и неполярная связь. Образование соединений с ковалентным видом связи.6. Металлическая химическая связь. Свойства веществ с металлическим видом химической связи. Примеры. Периодическая система химических элементов «Будущее не грозит разрушением периодическому закону, а только надстройки и развитие обещаю…» Д.И. Менделеев Мозговой штурм 1.Это было известно еще до нашей эры. Правитель Персии Кир (2500 лет до н.э.) в военных походах питьевую воду сохранял в сосудах из этого металла.... в Древней Индии накаленные стержни этого металла погружали в воду и потом ее использовали для обмывки ран, вода, приобретала лечебные свойства: в ней погибали микроорганизмы. 2. Вещество, состоящее из атомов этого элемента, является желто – зелёным газом, его применяют для обеззараживания питьевой воды и уничтожения полевых грызунов, а применение ядовитого желто-зеленого газа во время 1 мировой войны привело к смерти многих людей. Какой элемент входит в состав газа?3. Этот элемент необходим зелёным растениям в больших количествах, Он входит в состав воздуха, но растения из воздуха его поглощать не могут. Что это за элемент?4. Элемент, являющийся необходимой составляющей костей и зубов имеет строение внешнего энергетического уровня: 2s22p5?5.Какой химический элемент называют царем “живой” природы, а какой царем “неживой природы”? (углерод и кремний). Строение атома В 1911 году[3] Эрнест Резерфорд, проделав ряд экспериментов, пришёл к выводу, что атом представляет собой подобие планетной системы, в которой электроны движутся по орбитам вокруг расположенного в центре атома тяжёлого положительно заряженного ядра (модель атома Резерфорда) Э. Резерфорд Строение атома Назовите элементы, которым соответствуют эти графические схемы атома. Определите какие свойства они проявляют. а- углерод, неметалл б-кислород, неметаллв-натрий, металл г- берилий, металл Задание 2 Вставьте пропущенные слова. Место химического элемента в периодической системе определяется количеством (1) в ядре атома. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточена в его (2) . Ядро имеет (3) заряд и состоит из (4) и (5) . Сумма чисел протонов и нейтронов соответствует (6) элемента. Изотопами называют разновидности атомов с одинаковым количеством (7) , но разным количеством (8) в ядре атома. Свойства химических элементов определяются числом (9), находящихся на (10) атома элемента. Ответы на задание 2 1 Протонов2 Ядре3 Положительный заряд4 Протонов 5 Нейтронов6 Атомной массе7 Протонов8 Нейтронов9 Валентных электронов10 Внешнем (последнем) энергетическом уровне Задание 3 «Верю – не верю» Ребята, вам предлагаются пять утверждений о внутреннем строении атома. Вы вправе верить им или нет. Ваша задача в тетради напротив номера утверждения, с которым вы согласны, поставить значок «+», а где не согласны «-».Утверждения:1.Только электроны входят в состав атома.2.Электроны - отрицательно заряженные частицы.3.Количество нейтронов и электронов одинаковое.4.Относительная атомная масса равна количеству электронов.5.Заряд ядра зависит от количества протонов. Ответы на задание 3 НетДаНетНетДаОбъясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? Виды химической связи Ионная (MgO; ZnCl2;К2S)Ионы - это заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. КовалентнаяПолярная (HCl; NH3; С2Н2)Неполярная (Н2; N2; О3)Металлическая (Fe; Ca; Al) Задание 4 Установите соответствие вида химической связи с составом соединения:1. NaCl а) ковалентная полярная2. H2S б) ковалентная неполярная3. Zn в) ионная4. S8 г) металлическая5. CuO6. PH3Ответы: 1-в; 2-а; 3-г; 4-б; 5-в; 6-а. Итоговый тест 1 вариант 2 вариант1-а 1-а 2-б 2-а3-а 3-б4-а 4-а5-в 5-б6-в 6-а7-б 7-а8-в 8-а9-а 9-б10-б 10-а Спасибо за урок.