Методическая разработка урока истории для 7 класса по теме « Наука и образование в период правления Петра 1»


Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме
« Наука и образование в период правления Петра 1»
ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами работы в парах и технологии развития критического мышления
ЦЕЛИ:
Личностные:
- уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать в паре, оценивать собственную деятельность и работу класса в целом,
Метапредметные:
- находить общие и отличительные черты при анализе привития европейских традиций в русской культуре;
- формировать навыки работы с учебной, осуществлять поиск необходимой информации в источнике;
Предметные:
- определять причинно-следственные связи обмирщения русской культуры, выявлять её направления, познакомиться с новыми явлениями в образовании России в XVIII веке.
ХОД УРОКА:
Актуализация знаний (стадия вызова)
Изучение нового материала (стадия осмысления)
Закрепление (фишбоун и рефлексия)
Учитель обращается к детям:
- Мы продолжаем изучать эпоху правления Петра 1.
Напомните, с какими темами мы уже познакомились? (ученики перечисляют темы):
- узнали, как создавались армия и флот России
- изучали ход Северной войны
- реформы управления государством
- развитие экономики
- народные восстания
- Без чего реформы Петра были бы невозможны?
- Что сам царь Петр не уставал делать всю жизнь?
Учащиеся отвечают: - Сам Петр 1 много читал, всё время стремился узнать много нового
Стадия ВЫЗОВА
Учитель: - Как вы считаете, какую тему нам ещё нужно изучить, чтобы картина правления Петра 1 стала полной. Да, это – Образование и развитие науки при Петре 1 (запись темы в тетрадь)
Давайте нарисуем дерево предсказаний по теме урока:
В левую сторону дерева предсказаний записываю (возможна работа с напечатанными заранее фразами) аргументы учеников за развитие образования в России:
Россия нуждалась в большом количестве образованных людей: для строительства городов,
Для развития мануфактур нужны грамотные люди; для управления армией, флотом, создания карт и предприятий нужны специалисты;
Для развития мануфактур были нужно разыскивать полезные ископаемые;
Россия много воевала, жертвы войн были огромны, им нужна была медицинская помощь;
Вооружение в армии совершенствовалось, после утраты оружия в Нарвском сражении нужно было быстро создать новую и современную артиллерию;
Петр 1 сам узнавал много, но и требовал, чтобы его вельможи тоже были образованными.
Раньше дворян обучали домашние учителя, теперь этого было мало, знаний стало больше, образование нужно было получать в каких-то школах ил и училищах.
Учитель: - Предположите, что изменилось в образовании людей и в развитии наук при Петре 1?
В правую сторону записываю:
Появятся новые школы и институты для детей разных сословий;
Нужно больше печатать учебной литературы;
Люди сами будут хотеть расширить знания и читать книги, журналы;
Петр 1 продолжит собирать новинки, устройства и инструменты;
В России увеличится число ученых;
Петр 1 любил общаться, делится новостями и новинками, сделает неофициальные встречи дворян и бояр регулярными (как когда-то он увидел в Немецкой слободе)
Обмирщение культуры будет продолжаться.
Теперь давайте познакомимся с новым материалом и проверим все наши предсказания.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯдавайте теперь поработаем в парах.
Познакомьтесь с указами Петра 1 об образовании и просвещении (Указы Петра 1 - по три документа на каждый ряд)
Прочтите короткие тексты с указами Петра 1 и подумайте, что изменилось в области образования. Потом все вместе мы составим Фишбоун.
Раздаточный материал:
Об основании Навигацкой и Математической школ – 1701 г.
Повелеваю… на славу государству нашему и храбропремудрейшегоцарствования, быть математических и навигацких, т.е. мореходных хитростных наук учению. Учителями быть английской земли урожденными: математической — Андрею Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Головину …
О Морской академии (1719г.)
В Академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать и воинским обучениям; мушкетами и на рапирах и некоторых астрономии.
Указ Сената – 1714 г.
...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, чтобы невольно было жениться, пока он не вы учится...
…Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в брак тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены…
Об учреждении гражданского алфавита
…Надобно исправить азбуку. Буквы, подчёркнутые мною, не употреблять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги…
О первой печатной газете
"по  ведомостям  о военных и всяких делах, которые надлежит для объявления Московского и окрестных Государств людям, печатать газету,.. а для печати все новости сообщать и присылать без промедления в Монастырский приказ, а оттуда не мешкая, отсылать на  Печатный  двор.
…Во первых и паче всего, должны выпускать газету, начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была…
Об открытии первой публичной библиотеки – 1714 г.
Повелеваю открыть хранилище книг – библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…а скоплять по сему книги там из собраний опальных бояр, да из подаренных и преподнесенных царю иноземными послами, дабы не один он мог учение книжное постигать
Об открытии первого музея России – Кунсткамеры – 1714 г.
…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. В эту коллекцию включить "славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост и Вест-Индии" и коллекцию анатомических препаратов Ф. Рюйша,..
Физкультминутка: комплекс упражнений
(круговые вращения туловищем и прогибы вперед и назад)
Составляем ФишбоунУчитель: - С какой целью мы запускаем рыбку – какую тему она поможет нам изучить?
- Какие новые явления вы узнали из Указов Петра? (записываем на верхние «косточки» основные понятия темы: Открытие новых школ
Новый гражданский шрифт
Издание новых учебников и книг
Увеличилось количество грамотных людей
Введение нового гражданского алфавита
Просвещение широких масс народа
- Какие явления происходили в духовной жизни общества?
Открылись Навигацкая и Математическая школа,
Открылась Медицинская школа,
Морская школа,
Дворяне, получившие образование, становились преподавателями
Необразованные дворяне не могли жениться
Первая печатная газета «Ведомости»
Открылась первая публичная библиотека
Учреждена Кунсткамера
Дворянские ассамблеи
по ходу записей учитель может давать комментарии:
С 1701 г. Школа навигацких и математических наук была единственным светским образовательным учреждением. Она готовила кадры для военной и гражданской службы.
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В.  Ломоносов , « при   Петре   Великом  не одни  бояре   и  боярыни,  но   и   буквы  сбросили с себя широкие  шубы   и  нарядились в летние одежды». Это способствовало расширению печатной продукции.
Дворянские ассамблеи приживались с трудом, но скоро полюбились дворянам и членам их семей)Учитель:
- Наш Фишбоун готов – не хватает только хвостика.
Давайте вернемся к дереву желаний и проверим – все ли ваши предсказания сбылись?
- Дети отвечают, что почти всё, не говорили только об обмирщении образования.
Учитель:
- А как вы считаете, обмирщение станет одной из косточек скелета или направляющим хвостовым плавником?
Учитель выслушивает ответы и подводит учеников к мысли, что обмирщение образования и культуры в целом стало главным достижением петровских реформ.
НО!
Учитель отмечает, что культура не состоит только из образования, просвещения и науки.
- Что еще включает культура народа?
Ученики отвечают: искусство – живопись, архитектура, литература.
- А вам интересно, какие изменения произошли при Петре 1 в искусстве? Над этой темой мы поработаем на следующем уроке!
Теперь подведем итоги нашего урока
Стадия РЕФЛЕКСИИ:
Теперь мы с вами по материалам урока напишем Синквейн: это стих из пяти строк
Вспоминайте, что поставим в первую строчку – это наша главная тема
(Образование, просвещение)
Вторая строчка – опишите тему в двумя прилагательными
(Светское, научное, нецерковное, ..)
Теперь опишем действия, предлагайте глаголы, выберем только три – самых значимых (расширялось, продолжалось, углублялось, развивалось, обмирщалось…)Сейчас составьте фразу из четырех слов – ваше отношение к нашей теме:
Образование получало больше людей
Просвещение перестало быть религиозным
Для государственной службы необходимо образование и т.д.
Последнее слово – одно, это синоним нашей темы, главное понятие
Ожидаемый (приблизительный результат) синквейн:
Образование
Светское, научное
расширялось, углублялось, развивалось
Стало необходимым для жизни активной
Обмирщение
Учитель ставит проблему к следующему уроку:
С одной стороны развитие образования было продиктовано новыми задачами создания армии, флота, государственными реформами… С другой стороны образование вызвало рост не только грамотных людей, но и людей, стремящихся познать окружающий мир, природу, общество… Как называют таких людей? Как вы думаете, были ученые в петровское время?
О рождении научных направлений, академии наук и работе ученых мы с вами узнаем на следующем уроке.
Наш урока подошел к концу, всем спасибо за активную работу!
Подведение итогов (выставление оценок)
- Кто отличался активной работой на сегодняшнем уроке?
- Какие положительные стороны урока можете отметить? Что было интересно и просто?
- Что вызвало сложности? На каких вопросах нужно остановиться на следующем уроке?
При наличии времени класс выполняет задание № 1 к п. 18 в рабочей тетради
Домашнее задание: п. 18 пересказ,
инд.задание: сообщение о развитии российской науки _____________