Технологическая карта урокана тему Морской путь в Индию
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5 .
Автор УМК: Домогацких Е.М.
Тема урока: «Морской путь в Индию»
Тип урока: урок усвоения новых знаний .Цель урока: формирование представлений обучающихся об открытии морского пути в Индию, знакомство с первооткрывателями и их вкладом в открытии новых земель.
Технология проведения урока : развитие критического мышления, с использованием метода смыслового чтения «Квант».
Планируемые образовательные результаты:
1.Предметные :объясняет:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
влияние путешествий на развитие географических знаний; значение прокладки морского пути в Индию.
определяет:
причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий;
составляет:
описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы;
выявляет:
роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.
2. Метапредметные ;умение работать с различными источниками информации,
выделяет главное в тексте,
структурировать учебный материал.
3. Личностные :понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Эпоха Великих географических открытий;
Индия, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, мыс Доброй Надежды, Каликут;
Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама,
Ресурсы: настенная карта «Великие географические открытия»;
портреты мореплавателей: Васко да Гамы и Бартоломеу Диаша;
книги по истории географических открытия;
Географический атлас, контурные карты, рабочая тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование (презентация к данному уроку взята из сети Интернет).
Этап урока
(обязательные этапы урока) Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Результат
I.Организационный этап.
II Актуализация имеющихся знаний. Приветствие. Проверка готовности класса к учебному процессу.
-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие и открываем «Эпоху Великих географических открытий».
-Ребята, у каждого из вас на парте имеется маршрутный лист. Для выявления подготовки домашнего задания предлагаю вам решить первое задание- кроссворд.
После выполнения заданий, учащиеся обмениваются маршрутными листами.
2.Постановка темы и целей урока.
- Мы отправляемся в страну, про которую когда-то сказал Марк Твен: «Земля грёз и романтики, неслыханного богатства и небывалой нищеты, роскоши и бедности, дворцов и лачуг, голода и чумы, духов и исполинов, ламп Алладина, тигров и слонов, кобр и джунглей, страна сотен народов и языков, тысячи религий и двух миллионов богов…».
-Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочную страну Индию.
Слайд 1-2.
- Ребята, вспомним, на уроке мы уже изучали Индию. С кем и каким путем следовали?
- Сегодня в Индию мы отправимся другим путем. Как вы думаете, каким?
_ Верно, морским.
Тема нашего урока: «Морской путь в Индию» Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют свою готовность и настой на урок
Разгадывают кроссворд, отгадывают ключевое слово.
Взаимопроверка.
Вспоминают прошлую тему урока.
Определяют, каким путем отправляемся в Индию.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в рабочую тетрадь. Личностные УУД
Формирование мотивации.
Познавательные УУД .Применяют полученные знания, взаимопроверка, оценка результатов деятельности.
Личностные УУД .Формирование мотивации.
Познавательные УУД .Вспоминают полученные знания. Коммуникативные УУД
Отвечают на поставленные вопросы.
Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Метапредметные:
Познавательные: умение находить главное в тексте, определять понятие, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели, выполнять учебные действия в соответствии с заданием, оценивать достигнутые результаты;
-коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Предметные: усвоение понятия «Эпоха Великих географических открытий», запоминание имен первооткрывателей, причастных к открытию морского пути в Индию.
III.ЦелеполаганиеОрганизует обсуждение в ходе, которого формулируются цели и задачи урока. ---Формирование
представлений об открытии морского пути в Индию, знакомство с первооткрывателями и их вкладом в открытии новых земель.
Слайд -3. Формулируют, высказывают цели и задачи урока. Личностные УУД Проявление интереса к поставленной задаче. Регулятивные УУД.
Планируют свою деятельность.
Коммуникативные УУД Формулируют, предлагают задачи урока. YI.Планирование.
Учебно-познавательная деятельность.
YДинамическая пауза. Итак, сегодня на уроке мы узнаем:
Об Эпохе Великих географических открытий.
Зачем нужен был морской путь в Индию.
Великие путешественники -Генрих Мореплаватель.
Бартоломеу Диаш и Васко да Гама.
Слайд 4-5.
Предлагаю прочитать текст в маршрутном листе «Эпоха Великих географических открытий». Дать определение понятию «Эпоха Великих географических открытий».
-Ребята, теперь поработаем с текстом в учебнике стр.59-60 и схемой в маршрутном листе : задание №2.
Организует проверку правильности выполнения задания.
Ребята, теперь у нас физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад).
Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.. Ребята, теперь посмотрим следующее задание в маршрутном листе.( задание №3) Вам необходимо вставить пропущенные слова в текс; работа с учебником стр. 60.
-Ребята, давайте все вместе проверим правильность выполнения данного задания.
Теперь выполним следующее задание. Нужно заполнить в маршрутном листе таблицу « Великие географические открытия».
Проверяет правильность выполнения задания.
Слайд 6-9.
-Ребята, на ваш взгляд какой был Васко да Гама? И помогло ли ему это в достижении поставленной цели?
Создание проблемной ситуации. Проговаривают все вместе : «Что мы узнаем на уроке?»
Читают, и анализируют текст.
Дают определение. Делают записи в тетради.
Читают текст, анализируют и составляют схему: «Путь от принца Генриха до Генриха Мореплавателя».
Проверяют, анализируют, сравнивают все вместе.
Играют, демонстрируя свои творческие таланты.
Работают с текстом в учебнике и заданием в маршрутном листе. Находят и выписывают в тетрадь пропущенные слова.
Озвучивают ответы.
Заполняют предложенную таблицу.
Озвучивают ответы.
Анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения. Решают проблемную ситуацию. Личностные УУД Формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний.
Коммуникативные УУД
Умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать.
Регулятивные УУД Организовывать свою деятельность с поставленной целью.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации. YI.Самоконтроль, взаимоконтроль
Ребята, теперь разделимся на группы по 5-6 человек. Предлагаю вам выполнить следующее задание- «Кластер».
Работают в группах по 5-6 человек .Выполняют задание «Кластер».
Рассказывают друг другу свои результаты. Дополняют ответы друг друга. Коммуникативные УУД .Работа в группе, участие в обсуждение поставленной проблемы.
Регулятивные УУД Планирование деятельности .Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации, выстраивание логической цепочки рассуждений. YII Подведение итогов урока. -Почему мы отправились в эпоху поиска пути в Индию?
-Почему европейцы искали морской путь в Индию?
-Кто явился организатором поисков морского пути в Индию?
-Почему Бартоломеу Диаш не закончил свое путешествие к берегам Индии?
-Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии?
-Почему эти путешествия относятся к эпохе Великих географических открытий?
Слайд 10-11. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. Личностные УУД Познавательный интерес, самоопределение, самосознание. YIII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Продолжить предложение
1.Я знаю, что …..
2.Я могу …
Как оцените свою работу?
Слушают и оценивают свою деятельность на уроке. Регулятивные УУД
Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока.
Личностные УУД Эмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха, неуспеха на уроке.