Авторская программа электива Лингвистический анализ художественного текста. 11 класс
П р о г р а м м а
элективного курса
«Лингвистический анализ художественного текста».
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №12
г.о.г. Выкса
Нижегородской области
Макарова Ирина Анатольевна
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Лингвистический анализ художественного текста»
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на профильном уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка и литературы в 11 классе.
Обязательный минимум содержания образования по литературе определяет, что ученик средней школы должен понимать русскую литературу как достояние, уметь анализировать художественное произведение структурно и содержательно, выявлять языковые средства художественной образности и их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Из сказанного следует, что введение на профильном уровне элективного курса «Лингвистический анализ художественного текста» актуально и отвечает современным требованиям, предъявляемым к уровню подготовленности учащихся.
Язык и его художественно-выразительная функция совмещаются в художественной литературе. Такое сближение, единение широко раскрывает для учащихся дверь в идейно-образное содержание литературного произведения, в творческую лабораторию писателя, дает возможность проникновения в глубины родного слова. Именно такое сближение возможно при комплексном лингвистическом анализе художественного текста, который всегда предполагает синтез единиц разных уровней языковой системы: синтаксического, морфологического, лексико-семантического, фонетического.
Лингвистическое изучение текста рассматривается и как способ воспитания культуры восприятия и понимания текста, то есть тех лингвистических средств, которые автор выбрал для воплощения своего авторского замысла. Авторский замысел раскрывается на основе процесса расшифровки читателем смысла языковых форм (структур), используемых художником.
Основная цель курса - формирование навыков лингвистического анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе, полученных в начальной и основной школе и расширяемых в старших классах.
Задачи элективного курса:
- развить навыки работы с текстом произведений художественной литературы;
- научить видеть эстетические возможности основных единиц языка (звука, морфемы, слова, предложения);
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений в самостоятельной работе по анализу текста художественного произведения;
- способствовать развитию речи и мышления на межпредметной основе.
Требования к уровню подготовленности обучаемого
В результате изучения элективного курса «Лингвистический анализ художественного текста» ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
основные лингвистические явления и понятия;
уметь
действовать научными способами при анализе художественного произведения;
оперировать единицами и понятиями разных уровней исследования языка – языка как структуры и как коммуникативной системы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с художественными текстами и осознанного восприятия их во всем многообразии используемых авторами языковых и структурно-семантических средств, а также для оценки их эстетической значимости.
Анализ текста как единства идейно-эстетического содержания и его языкового воплощения является в системе филологического обучения школьников более высоким уровнем анализа речевой деятельности.
Лингвистический анализ текста недопустим без соблюдения ряда методически важных принципиальных положений:
а) принцип историзма, требующий рассмотрения языка и стиля произведения в контексте языковой жизни соответствующего исторического периода;
б) учет взаимосвязи и взаимообусловленности формы и содержания художественного произведения;
в) признание того, что в каждом произведении есть общее и отдельное: общеязыковое, общестилевое, общенародное, индивидуально-авторское – и задача заключается в выявлении их пропорций и отношений, а также организации всего материала с целью наиболее полного воплощения идейно-художественного и эстетического замысла автора.
Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста» является оптимальным в деле изучения литературного произведения, поскольку он становится центром интеграции слова и образа. Именно слово и образ формулируют (формируют) мысль, с помощью которой развивается личность. Формирование мысли – это определенный анализ, синтез, понимание сложившейся ситуации (в нашем случае это художественное произведение) и способность к поиску выхода, решения.
Лингвистический анализ, основанный на использовании речевой и литературной теории, обеспечивает высокий уровень речевого развития, позволяет сформировать жизненную позицию, жизненную успешность.
Нормы оценки по данному курсу призваны обеспечивать одинаковые требования к учащимся, причём предъявляются эти требования только к таким умениям и навыками, над которыми ученики работали или работают к моменту проверки.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения как устно, так и письменно, применить знания на практике, привести необходимые примеры. При оценке письменной творческой работы учитывается также самостоятельность, оригинальность замысла, уровень её композиционного и речевого оформления.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности в определении понятий, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, делает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений понятий, искажающие их смысл. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Содержание курса «Лингвистический анализ художественного текста»
Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет. 1 ч.
Понятийный аппарат анализа художественного текста.
Русские учёные-лингвисты об исследовании художественного текста.
Язык художественной литературы. 1 ч.
Образ и образность. Актуализация. Многоплановость художественного текста. Содержание и смысл. Приращение смысла.
Лингвистическое комментирование. 4 ч.
Устаревшие слова. Устаревшие факты фонетики и словообразования. Необычные грамматические формы. Диалектные слова. Специальные слова. Символы и поэтические обороты.
Культурологический комментарий, его цель и предмет.
История, культура, быт, традиции народа в слове. Словари и энциклопедии.
Структура художественного текста. 1 ч.
Идейно-эстетический, композиционный и собственно языковой уровни художественного текста.
Фонетический уровень. 5 ч.
Выразительные средства фонетики. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Поэтическая орфоэпия. Рифма.
Графон как средство характеристики персонажа. Ситуативные и постоянные графоны.
Словообразовательный уровень. 3 ч.
Выразительные средства словообразования. Паронимы. Парономасы.
Авторские неологизмы.
Лексический уровень. 9 ч.
Словари языка писателей.
Выразительные средства лексики. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Гипербола. Литота.
Синонимы, омонимы, антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Лексический разбор текста, его цель и предмет.
Тематическое поле. Ключевое слово.
«Говорящие» имена.
Перифразы.
Морфологический уровень. 3 ч.
Выразительные средства морфологии. Грамматические категории.
Именные части речи. Глагол и глагольные формы.
Синтаксический уровень. 4 ч.
Экспрессивный синтаксис. Инверсия.
Стилистические фигуры речи. Анафора. Эпифора. Антитеза. Градация. Оксюморон. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.
Интонация, смысл, пунктуация. Знаки препинания конца предложения.
Повторение. 2 ч.
Тематическое планирование элективного курса
«Лингвистический анализ художественного текста». 11 класс
№
Тема урока
Тип урока
Примерное содержание
работы
Результаты обучения
Кол-во
часов
1
Лингвистический анализ художественного текста,
его цель и предмет.
Лекция
Лекция учителя с элементами беседы.
Работа с понятийным аппаратом анализа художественного текста.
Чтение небольших лингвистических текстов, пересказ их содержания.
Вопросы:
- Какой вид работы с текстом называется лингвистическим анализом? Какие цели он ставит?
Иметь представление о лингвистическом анализе художественного текста, его целях и предмете.
Познакомиться с понятийным аппаратом анализа художественного текста.
Познакомиться с высказываниями русских писателей-лингвистов об исследовании художественного текста.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
2
Язык художественной
литературы.
Исследование
Работа по анализу художественного текста
(В. Набоков «Рождество»).
Выход на проблему целостности художественного произведения.
Вопросы:
- Чем отличается язык художественной литературы от литературного языка? От других функциональных разновидностей литературного языка?
- Что такое многоплановость художественного текста?
- Назовите этапы работы с текстом. Какие задачи они решают?
- Какие языковые средства могут участвовать в создании художественного образа?
- Что такое актуализация в использовании единиц языка? Как можно обосновать эти отступления?
Иметь понятие об особенностях языка художественной литературы.
Различать понятия образа и образности.
Познакомиться с правилами употребления языковых единиц (актуализация, приращение смысла).
Уметь выделять в тексте содержание и смысл.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
3, 4
Лингвистическое
комментирование как
один из этапов работы
с художественным
текстом, его цель и предмет.
Мастерская построения знаний
Объяснение учителя.
Составление комментария к рассказу И. А. Бунина «Антоновские яблоки».
Работа со словарями.
Вопросы:
- Для чего необходим лингвистический комментарий? Почему работу с текстом следует начинать с него?
- Какие языковые явления объясняются при комментарии?
- Какие книги помогают при составлении комментария?
Иметь представление о лингвистическом комментировании как одном из этапов работы с художественным текстом, его цели и предмете.
Составлять лингвистический комментарий к художественному тексту.
Находить в тексте устаревшие слова, устаревшие факты фонетики и словообразования, необычные грамматические формы, диалектные слова, специальные слова, символы и поэтические обороты.
2
5,6
Культурологический
комментарий, его цель
и предмет.
Мастерская построения знаний
Объяснение учителя.
Составление культурологического комментария к отрывку из романа
А. Толстого «Пётр Первый»
Работа со словарями и энциклопедиями.
Вопросы:
- Для чего необходим культурологический комментарий?
- Какие языковые явления объясняются при культурологическом комментарии?
- Какие книги помогают при составлении культурологического комментария?
Иметь представление о культурологическом комментировании как одном из этапов работы с художественным текстом, его цели и предмете.
Составлять культурологический комментарий к художественному тексту.
Находить в тексте устаревшие слова, требующие культурологического комментария.
2
7
Структура художественного
текста.
Урок - презентация
Эвристическая беседа.
Вопросы:
- Какие уровни выделяют в тексте исследователи языка художественной литературы?
- Как разные уровни текста взаимодействуют друг с другом, участвуя в выражении художественной информации?
Иметь представление о разных уровнях, выделяемых исследователями в художественном тексте, в том числе о собственно языковом уровне.
Строить небольшое рассуждение на лингвистическую тему.
1
8
Выразительные средства
фонетики.
Мастерская построения знаний
Объяснение учителя.
Аналитическая работа с текстами
(стихотворения К.Бальмонта, Н. Гумилёва, И.Северянина).
Вопросы:
- Чем характеризуется звук как единица?
- Что такое фонетическая значимость? Каким образом она устанавливается?
Знать основные требования к культуре устного общения, соблюдать их и замечать нарушения правил речевого поведения при устном общении.
Иметь представление о поэтической орфоэпии.
Иметь понятие о разных видах рифм.
Знать выразительные средства фонетики.
Выразительно читать художественные произведения.
1
9
Аллитерация, ассонанс, звукоподражание.
Урок-семинар
Защита рефератов.
Выполнение упражнений.
Составление таблицы фонетической значимости звуков русского языка.
Вопрос:
- В чём проявляются эстетические возможности звуков в художественном тексте?
Самостоятельно находить в текстах примеры аллитерации, ассонанса, звукоподражаний.
Анализировать данные примеры.
Выразительно читать художественные произведения.
Строить устное рассуждение на лингвистическую тему.
Составить таблицу фонетической значимости звуков русского языка.
1
10
Изобразительная звукопись.
Мастерская
лингвистичес -
кого анализа
Групповая работа со стихотворением
А. С. Пушкина «Буря».
Вопрос:
- Какую роль играют единицы звукового уровня в художественном тексте?
Находить в текстах примеры изобразительной звукописи.
Выполнять фонетико-интонационный анализ.
Строить небольшое письменное рассуждение на лингвистическую тему.
1
11
Графон как средство характеристики персонажа.
Исследование
Объяснение учителя.
Выполнение упражнений.
Рассмотрение речевых характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов.
Вопросы:
- Что такое графон? Каковы причины его появления в тексте?
Самостоятельно находить в текстах примеры графонов.
Различать ситуативные и постоянные графоны.
Определять цель их использования автором в тексте.
1
12
Контрольная работа.
Урок-модуль
Выполнение дифференцированных контрольных упражнений по индивидуальной карточке.
Проверить сформированность УУД по теме «Фонетический уровень».
1
13
Выразительные средства словообразования.
Мастерская построения знаний
Объяснение учителя.
Подбор учащимися слов, предложений, отрывков из художественной литературы и периодики, иллюстрирующих изобразительно-выразительные свойства морфем. Анализ примеров: выявление авторской позиции, идейного смысла произведения, выражаемых с использованием словообразовательных средств.
Вопросы:
- Какую роль в языке играют морфемы?
- Каковы изобразительно-выразительные свойства морфем?
Знать выразительные средства словообразования.
Находить в текстах примеры, иллюстрирующих изобразительно-выразительные свойства морфем.
Анализировать данные примеры.
Иметь понятие о паронимах и парономасах, различать их.
1
14
Авторские неологизмы.
Научная конференция
Доклады учащихся.
Наблюдение за индивидуально-авторскими образованиями.
Работа с текстами (В. Хлебников,
М. Цветаева, В. Маяковский, И.Северянин).
Вопросы:
- Чем характеризуются словообразовательные неологизмы?
- Каковы причины их образования?
Находить авторские словообразовательные неологизмы.
Определять цель их использования автором в тексте.
Строить устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
15
Актуализация внутренней
формы слова
в художественных текстах.
Практикум
Объяснение учителя.
Аналитическая работа с текстом
(М. Горький. «Кладбище»).
Вопросы:
- Что называется актуализацией внутренней формы слова?
- Какова её роль в художественном тексте?
Знать, что называется актуализацией внутренней формы слова.
Определять её роль в художественном тексте.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
16
Контрольная работа.
Урок-модуль
Выполнение дифференцированных контрольных упражнений по индивидуальной карточке.
Проверить сформированность УУД по теме «Словообразовательный уровень».
1
17
Словари языка писателей.
Урок-дискуссия
Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателя, отображающих особенности творческого процесса.
Составление «Словаря одного стихотворения». (По выбору учащихся). Обсуждение дискуссионного вопроса:
- Подвластно ли творение творцу?
Познакомиться со словарями языка писателей.
Составить «Словарь одного стихотворения».
1
18,
19
Выразительные средства
лексики.
Семинар
Аналитическая работа с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза.
Вопросы:
- Чем характеризуется слово в художественном тексте?
- Как проявляется актуализация на лексическом уровне?
Знать выразительные средства лексики.
Находить в текстах примеры, иллюстрирующие использование разными авторами выразительных средств лексики.
Анализировать данные примеры.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
2
20
Метафора как средство выразительности речи.
Мастерская письменного творчества
Наблюдение за индивидуально-авторскими примерами метафор в стихотворных текстах.
Создание собственного художественного текста.
Самостоятельно находить в текстах примеры метафор.
«Расшифровать» авторские метафоры.
Строить собственный художественный текст на заданную тему.
1
21
Изобразительные возможности лексики.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний.
Анализ фрагмента из книги А. Белого «Поэзия слова».
Производить анализ художественного текста, фиксируя лексические средства, придающие речи изобразительность.
Строить небольшое письменное рассуждение на лингвистическую тему.
1
22
Тематическое поле. Ключевое слово.
Мастерская построения знаний
Составление синквейна.
Работа со стихотворными текстами
(А. А. Ахматова. «Любовь», «Подушка уже горяча»).
Лингвистический эксперимент.
Вопросы:
- Что такое тематическое поле текста? Какие слова в него входят?
- Какое слово называется ключевым?
Выделять тематические поля в тексте произведения и определить их роль в становлении смысла текста.
Проанализировать ключевые слова, вокруг которых группируются остальные слова тематического поля.
1
23
Лексический разбор текста.
Урок-модуль
Работа с текстом финальной сцены из романа
И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Проверить сформированность УУД по данной теме.
1
24
«Говорящие» имена.
Исследование
Объяснение учителя.
Работа с текстами
(Е. Замятин. «Мы»,
М. Горький. «Жизнь Клима Самгина»,
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).
Вопросы:
- Что называется номинацией персонажа в художественном тексте? Какими словами она может быть представлена?
- Чем характеризуется имя собственное в языке и в тексте?
- В какой форме может встречаться номинация персонажей? Как это характеризует героя и ситуацию?
- Как может использоваться имя нарицательное в номинации?
Проанализировать примеры «говорящих имён», встретившихся в текстах.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
25
Перифразы.
Практикум
Объяснение учителя.
Выполнение упражнений.
Иметь понятие о перифразах, об их разновидностях и принципах создания.
Находить в предложениях примеры авторских перифраз.
1
26
Выразительные средства морфологии.
Мастерская построения знаний
Объяснение учителя.
Сравнительное рассмотрение описательных и повествовательных текстов
(М. Булгаков. «Белая гвардия»,
К. Бальмонт. «Безглагольность»).
Вопросы:
- Каковы основные единицы морфологического уровня? На что должен быть направлен лингвистический анализ данного уровня художественного текста?
- Чем отличаются повествование и описание в морфологическом плане?
- Как соотносится морфологический состав и значение повторяющихся грамматических форм с главной идеей текста?
Знать выразительные средства морфологии.
Находить в текстах примеры, иллюстрирующие использование разными авторами выразительных средств морфологии.
Анализировать данные примеры.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
27
Роль именных частей речи в художественном тексте.
Исследование
Работа с текстами Н. В Гоголя «Мёртвые души», Ф. И. Тютчева «Поэзия».
Вопрос:
- Как могут участвовать в формировании смысла текста те или иные грамматические показатели именных частей речи?
Определять роль именных частей речи в художественных текстах.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
28
Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте.
Исследование
Анализ эмоционально-экспрессивных возможностей глагола в отрывке из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Наблюдение за лексическими повторами, за эмоционально-смысловым наполнением глагольных форм.
Вопрос:
- Как проявляется эстетическая актуализация в использовании категории наклонения, времени глагола?
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
29
Экспрессивный синтаксис.
Мастерская построения знаний
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в рассказе
Т. Толстой «Кысь».
Вопросы:
- В чём проявляется организующее начало синтаксиса в тексте?
- Какой эффект создаёт употребление единиц синтаксического уровня в тексте? Как они взаимодействуют с единицами других уровней?
Проанализировать индивидуально-авторские особенности синтаксиса в художественном произведении.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
30
Стилистические фигуры речи.
Практикум
Объяснение учителя.
Выполнение упражнений по анализу стилистических фигур в поэтических и прозаических художественных текстах.
Знать разновидности стилистических фигур.
Находить в текстах примеры, иллюстрирующие использование разными авторами стилистических фигур.
Анализировать данные примеры.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
1
31
Интонация, смысл,
пунктуация.
Практикум
Выполнение упражнений.
«Чтение» знаков препинания в текстах разных авторов, поиск нужной интонации (пауз, ритма, тембра голоса).
Уметь «читать» знаки препинания в художественном тексте.
Строить небольшое устное рассуждение на лингвистическую тему.
Выразительно читать художественные произведения.
1
32
Средства выразительности языка.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний.
Составление синквейна.
Презентация мини-проектов.
Анализ текста публицистического стиля.
Составление собственного аналитического текста.
Проверить сформированность УУД по лингвистическому анализу.
1
33
Лингвистический анализ
текста.
Практикум
Филологическое прочтение лирического стихотворения А. А. Фета «Осенняя роза».
Составление собственного аналитического текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся.
Проверить сформированность речевых умений в условиях свободного письма.
Составить собственный аналитический текст на лингвистическую тему.
1
34
Лингвистический анализ
текста.
Практикум
Эвристическая беседа.
Лингвистический эксперимент.
Комплексный анализ слова.
Составление собственного аналитического текста на лингвистическую тему (по рассказу А. Грина «Словоохотливый домовой»).
Проверить сформированность речевых умений в условиях свободного письма.
Составить собственный аналитический текст на лингвистическую тему.
1
Литература для учителя:
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000.
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 классы. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
Марченко Е. И., Архангельская Э. А. Лингвистический анализ художественного текста. – 3-е изд., перераб. и доп. – Рига: Retorika A, 2000.
Меркин Г. С., Зыбина Т. М., Максимчук Н. А., Рябикова О. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.
Москвин В. П. Стилистика русского языка: Приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). – Волгоград: Учитель, 2004.
Новиков Л. А. художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.
Литература для учащихся:
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000.
Москвин В. П. Стилистика русского языка: Приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). – Волгоград: Учитель, 2004.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.
Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1987.
Контролирующие материалы.
Лингвистический анализ рассказа А. Грина «Словоохотливый домовой».
1. Выпишите круг слов, который соотносится с образом каждого персонажа. Выделите ключевые слова, объединяющие слова в эти группы.
2. Выпишите из текста все употребления слова камень. Подумайте, какие смысловые приращения возникают у этого слова?
3. Определите по словарю значение слова магия. В каком значении употребляется это слово в тексте?
4. Проанализируйте синтаксическое строение предложения:
«Оглянись,- дыры в потолке и стенах, но представь теперь, что всё светится чистейшей медной посудой, занавеси белы и прозрачны, а цветов внутри дома столько же, сколько вокруг в лесу; пол ярко натёрт; плита, на которой ты сидишь, как на холодном могильном памятнике, красна от огня, и клокочущий в кастрюлях обед клубит аппетитным паром».
Какую роль оно играет в этом тексте?
5. Проанализируйте структуру предложений: «Вечная игра. Вечное волнение. Вечная музыка берега и моря». Какую роль играет повтор слова вечный?
6. Найдите прямую речь в конце первой части. Подумайте, соответствуют ли вопросы и ответы друг другу по смыслу. Как это связано с миром Анни и Филиппа?
7. Найдите в тексте примеры инверсии. Как вы можете объяснить цель её появления?
8. Чем можно объяснить употребление тире в предложении: «Потом они разошлись – и камень по-прежнему разделял их». Какой смысл вносит в предложение союз и? Какая морфема повторяется в словах этого предложения? Какой смысл имеет в данном контексте глагол разделял?
9. Найдите в тексте примеры параллелизма.
Лексический разбор текста.
1. Прочитайте текст.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты давно поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении ри о жизни бесконечной
И. С. Тургенев.
2. Выполните лексический разбор текста:
А) Найдите в тексте ключевые слова (словосочетания), слова, употреблённые в переносном значении, синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), стилистически окрашенные слова.
Б) Объясните роль этих лексических явлений в тексте. Что достигается, благодаря их использованию?
В) Подберите синонимы к словам «безвозбранно», «немой», «дряхлые». Чем различаются слова-синонимы? Объясните целесообразность выбора автором именно данного слова.
Г) Проведите наблюдение над использованием в тексте лексического повтора.
К теме «Графон».
Найдите в следующих отрывках графоны. Определите, ситуативные они или постоянные. С какой целью их используют авторы?
1.
И они вошли в зал.
- Смр-р-р-но. Га-сааа офицеры! – прокричал Студзинский.
- Здравствуйте, артиллеристы!
Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссёр, взмахнул рукой, и серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стёкла.
- Здра-рра-жла-ггсинполковник
М. Булгаков.
2.
А Пал Васильевич отслюнил две бумажки и презрительно товарищу:
- П-палучите, т-товарищ.
М. Булгаков.
3.
Я подал ему письмо от батюшки. При имени его он взглянул на меня быстро: «Поже мой! – сказал он. – Тавно ли, кажется, Андрей Петрович был ещё твоих лет, а теперь уш какой у него молотец!»
А. Пушкин.
К теме «Повторение» (на материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
1 .
Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты. Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме, украсившей себя мимозами. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.
- Найдите ключевые слова, помогающие раскрытию образа Маргариты.
- Объясните значение слова “готический”.
- Понаблюдайте, какую роль играет в тексте лексический повтор.
- Какова роль вводного слова в данном отрывке?
- Объясните постановку тире во втором предложении.
2.
А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить.
Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал:
- Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мысли не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесешь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня! Повторяю тебе: берегись!
- Какова роль обращений в этом отрывке?
- Объясните значение слова “игемон”.
- Подберите синонимы к слову “исказилось”.
- Какими словами автор показал гнев Понтия Пилата?
- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- Какую роль играет лексический повтор в этом эпизоде?
3.
Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балкон, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное, показалось смутно прокуратору. Что он чего-то не договорил с осужденным. А может быть, чего-то не дослушал.
- Чем объясняется “непонятная тоска” прокуратора”?
- Выделите ключевые слова в этом отрывке.
- Объясните значение лексического повтора в данном отрывке.
- Каково значение приставки до - ?
Примерные типовые задания
для проверки лингвистической подготовки учащихся.
К теме «Перифразы».
Данное слово
Перифраза
луна
Ломоносов
Англия
литераторы
милиционеры
верблюд
мозг
Санкт-Петербург
лев
газ
нефть
Антарктида
Япония
Памир
Земля
Нью-Йорк
смерть
Венера
Куба
чиновники
корабль пустыни
утренняя звезда
крыша мира
чёрное золото
остров свободы
блюстители порядка
голубая планета
холмогорский мужик
Северная Венеция
рыцари пера
голубое топливо
белый континент
серое вещество
туманный Альбион
летальный исход
белые воротнички
царица ночи
город жёлтого дьявола
царь зверей
страна восходящего солнца
Соотнесите слова первого столбика с перифразами из второго.
Запишите ответ по такому образцу: 1 – 5.
К теме"Стилистические фигуры речи".
Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
К теме «Авторские неологизмы».
Найдите авторские неологизмы. Как вы понимаете значение этих слов? С какой целью их использует автор?
Моя дежурная адъютантэсса,-
Принцесса Юния де-Виантро,-
Вмолнилась в комнату быстрей экспресса
И доложила мне, смеясь остро
/ /
И фиолетовая, как черника,
Фигурка Юнии газелит в сад.
И. Северянин.
В век сплошных скоропадских,
Роковых скоростей –
Слава стойкому братству
Пешехожих ступней!
Всеутёсно, всерощно,
Прямиком, без дорог,
Обивающих мощно
Лишь природы – порог
М. Цветаева.
К теме «Выразительные средства лексики».
1.
Какая схема может быть иллюстрацией антитезы, оксюморона, зевгмы?
2.
"Солнышко"
Рецензия на программу элективного курса
«Лингвистический анализ художественного текста»
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 12 Макарова И. А.
Программа элективного курса «Лингвистический анализ художественного текста»
построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, так как домашнее задание отсутствует.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные). Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть навыками лингвистического анализа художественного текста, что поможет им в дальнейшем самостоятельно знакомиться с художественными текстами, осознанно воспринимать их, а также грамотно оценивать их эстетическую значимость.
Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
ИДК Управления образования рекомендует элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста» к использованию в учебном процессе.
Методист ИДК Управления образования администрации г.о.г. Выкса:________/О.В. Баранова /
Рецензия на программу элективного курса
«Лингвистический анализ художественного текста»
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №12 Макарова И. А.
Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста» рассчитан на один год обучения по одному часу в неделю в 11-ом классе. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку и литературе с более глубоким осмыслением речевой деятельности, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.
Введение курса «Лингвистический анализ художественного текста» должно обеспечить более высокий уровень языковой подготовки старшеклассников.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, требованиями к уровню подготовленности обучаемых и нормами оценки их деятельности, основное содержание курса, включающее описание разделов и тем, связанных между собой на основе принципов и методов обучения, учебно-тематическое планирование, контролирующие материалы, список литературы для учителя и учащихся.
Предложенная логика курса, отбор основных понятий и распределение времени на изучение тем являются вполне приемлемыми и целесообразными.
Предложенное планирование даёт представление о том, как можно организовать занятия элективного курса. Программа курса учитывает возможности индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Разнообразные приёмы обучения в сочетании с педагогическим мастерством и методическим вкусом помогут учителю, работающему по данной программе, достичь положительных результатов.
Предполагаемые результаты обучения соответствуют возрастным особенностям школьников. Автор программы учитывает основное требование здоровьесберегающих технологий: отсутствие угрозы перегрузок учащихся.
Рекомендую данный элективный курс для использования в учебном процессе.
Завуч по методической работе МБОУ СШ №12:________________/Бушаева М.А. /
15