Практическая часть к уроку Занятость и безработица
Занятость и безработица
Практическая часть
Задание 1
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, производители материальных благ.
Ответ:___________________
Пояснение.
Все население страны состоит из трудоспособных граждан и нетрудоспособных.
Трудоспособное население - те, кто составляет рабочую силу, и граждане выпавшие из состава рабочей силы (не хочет работать, не может тотчас к ней приступить, т.е. домохозяйки, студенты).
Рабочая сила- общее число лиц в работоспособном возрасте от 16 лет и до принятого возраста выхода на пенсию, работающих или безработных. В ее состав входят занятые и безработные.
Занятые - люди, имеющие работу, в том числе занятые на неполный рабочий день.
Безработные - люди, не имеющие работу, состоящие на учете в центрах занятости, готовые приступить к работе немедленно
Задание 2
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица».
1) рынок труда, 2) занятость, 3) фондовая биржа, 4) трудовые ресурсы, 5) пособие, 6) коммерческий банк.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:____________
Пояснение.
Безработица — негативное социально-экономическое явление, связанное с тем, что человек не может найти работу.
С безработицей не связаны такие понятие, как фондовая биржа и коммерческий банк, представляющие собой финансовые институты.
Задание 3
Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) домохозяйки
2) частично занятые на производстве
3) не имеющие работы, но активно ее ищущие
4) отбывающие срок заключения в тюрьмах
5) работающие по гибкому графику
Ответ:______________________
Пояснение.
Рабочая сила — это все экономически активное население страны. То есть те, кто работает или ищет работу, а это 2, 3, 5.
Домохозяйки — выбывшие из состава рабочей силы.
заключенные — нетрудоспособные.
Задание 4
Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.
2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.
3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.
4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.
5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»
6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.
Ответ:_______________________
Пояснение.
Фрикционная безработица — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
Во всех приведенных вариантах только в вариантах 1, 4, 6 работники добровольно ищут новое место работы.
Задание 7
Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие способы и примеры:
1) Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов
( например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее.)
2)Стимулирование большого и малого предпринимательства
(Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой.)
3) Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития.
(Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников.)
Задание 8
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы, и одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: социально-экономическая ситуация, при которой часть экономически активного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять;
2) одно предложение с информацией о критериях выделения видов безработицы, опирающейся на знания курса, например: критериями выделения видов безработицы являются социально-экономические причины, по которым безработица возникает;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности фрикционной безработицы, например: фрикционная безработица — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
Задание 9
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Сущность безработицы.
2. Структура безработицы:
а) лица, уволенные по разным основаниям;
б) лица, добровольно оставившие работу;
в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;
г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.
3. Виды безработицы:
а) фрикционная, циклическая, структурная;
б) открытая, скрытая;
в) полная, частичная.
4. Масштабы безработицы.
5. Методы борьбы с безработицей.