Конспект урока по географии на тему «Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня казаков».


ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2
VIII вида г. Абинска Краснодарского края.Открытый урок по теме:
«Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня казаков».
Подготовила: учитель географии:Скоробогатько Е.В.
Абинск 2012 .
План проведения декады «45-я параллель» по предмету географии.
№ Наименование мероприятия. Дата. Место проведения. Ответственный.
1. Открытие недели географии. 24.04.12г. Фойе школы, (большая перемена). Димитриади О.Э.,
Скоробогатько Е.В.
2. Подготовка информационного стенда. 24.04.12г. Фойе школы. Скоробогатько Е.В.
3. Выпуск стенгазеты
«45-я параллель». 25.04.12г. Фойе школы. Уч-ся 6 класса,
Скоробогатько Е.В.
4. Экскурсия. 24.04.12г.
(9-е классы) МУ «Информационная служба» редакция газеты Абинский муниципальный вестник. Самодурова Л.Н.,
Скоробогатько Е.В.
5. Конкурс рисунков «Моя малая родина». 24.04.12-
30.04.12г. Фойе школы. Воспитатели
6-9 классы.
6. Ежеурочная работа с классами по теме «Казачество навеки с Россией», «Заповедники, заказники Краснодарского края». 24.04.12-
30.04.12г. Согласно расписания. Скоробогатько Е.В.
7. Викторина: «Географическая кругосветка». 27.04.12г. Фойе школы, (большая перемена). Дрозденко Г.М.
Скоробогатько Е.В.
Горбачёва С.Н.
8. Открытый урок по географии. 28.04.12г. Кабинет № 21. Скоробогатько Е.В.
7. Закрытие недели «45-я параллель». 30.04.12г. Скоробогатько Е.В.
Анализ проведения декады «45-я параллель» в ГБС (К) ОУ школе-интернате №2.
С 24.0.12г. по 30.04.12 г. была проведена декада «45-я параллель».
Были охвачены учащиеся с 5 по 9 классы. В период проведения декады учащиеся узнали много новой интересной информации по Краснодарскому краю.
На внеклассном мероприятии: «Географическая кругосветка» принимали участие 5-9 классы. Викторина проводилась по 5-и станциям: «Кроссвордная», «Заморочки из бочки», станция «Загадок», «Географический винегрет», «Ребусная». Мероприятие было проведено в увлекательной игровой форме, которое помогло школьникам закрепить полученные на уроках знания и расширить свой кругозор. Работая по станциям, в команде и по одному ребятам прививался навык коллективной работы, воспитывая добросовестность и ответственность при выполнении заданий, и в то же время, развивая самостоятельность и творческое мышление. Ученики, набравшие жетоны за ответы были награждены сладкими призами.

С 24.04.12г. по 30.04.12г. был проведен конкурс рисунков «Моя малая родина». Цель - прививать гордость, любовь к своему краю.

24.04.12 проведена экскурсия с учащимися 9-х классов в редакцию газеты Абинский Муниципальный Вестник, где ребята познакомились с технологией производства печатного издания с видеомонтажом и подготовкой радиовыпуска.
28.04.12г. в 9»А» классе был проведен открытый урок по теме: «Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня казаков».

На протяжении всей недели на уроке географии каждый учащийся принимал активное участие в викторине по родному краю, были просмотрены презентации по темам: «Казачество навеки с Россией», «Заповедники, заказники Краснодарского края». На уроках применялись кроссворды, ребусы, загадки по данной тематике, что позволило закрепить и обобщить знания, полученные в период декады «45-я параллель».
Тема: Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня казаков.
Тип урока: комбинированный
Цели: Показать особенности национальной, культуры казачества.
Образовательные:
1.Сформировать представление о культуре казачества (традициях, костюмах, песнях, танцах, национальной кухни);
2.Реализовать межпредметные связи между географией, историей Краснодарского края;
Развивающие:
1.Развивать аналитические способности, умение анализировать и делать собственные выводы;
2.Развивать у школьников системное географическое мышление.
3.Развивать интерес к истории родного края и казачества.
Воспитательные:
1.Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников.
2.Воспитывать чувство патриотизма.
3.Формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
Электронная презентация;
атласы Краснодарского края;
настенные картографические материалы (физическая карта Краснодарского края, карта природных зон Краснодарского края);
контурные карты Краснодарского края;
эпиграф к уроку.
Учебник:
География Краснодарского края. Природа. Экономика. ( Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Терская И. А., Терский А. В., Терский Д. А. Краснодар. ОИПЦ "Перспективы образования". 2003 год).Оформление:
1. Выставка книг о Кубани.2. Стенд «Символика Кубани».3. Выставка рисунков « Мой край родной».4. На доске написан эпиграф.
Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон
Ход занятия:
I.Организационно - подготовительный этап.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
*По звонку найти свое место;
*взаимное приветствие;
*рапорт дежурного, определение отсутствующих;
*настрой учащихся на работу, организация внимания;
*сообщение темы и цели урока.
II.Основной этап
А) Проверка домашнего задания:
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся. Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
*фронтальный опрос;
*индивидуальный опрос с вызовом к доске;
*Фронтальный письменный опрос по карточкам;
1. Какой край мы изучаем?
2.В честь кого назывался Краснодар с 1873 по 1920 год.
(В честь Екатерины II, Екатеринодар)
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД:
1.Историческое название столицы Кубани.
2. Самая большая река Краснодарского края.
3. Главная улица Краснодара.
4.Город-курорт на юге края.
5. Горное озеро.
2 5
3 4 1 3. Рассказать о ГП Краснодарского края. Показать на карте Краснодарский край и его “соседей”.
4.Назвать и показать столицу, крупные города края.
5. Какие горы находятся в южной его части? Самая высокая гора (Цахвоа 3345м)
5. Как называется главная река края? На какие 2-е части по рельефу делит край?
6.Что можно сказать о природных зонах Краснодарского края.
7. Какие вы знаете почвы в крае, полезные ископаемые? (черноземы, луговые, подзолистые). (нефть, газ ,мергель, гравий, песок.
8. Лот № 7. Четвертый лишний (в каждой строке определить лишний объект)
1 мышь суслик олень тушканчик
2 Тропические леса Степь Лесная зона Лесостепь
3 Олень Волк Зайцы Косули
4 Кубань, Волга Ея Белая
Представители степной зоны, лишний олень(лесная зона)
Природные зоны кр.края, лишняя тропические леса(расположены от экватора Ю.Америки)
Лишний волк - он хищник, остальные травоядные.
Лишняя река Волга.
* Физминутка.
Б).Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать познавательную активность учащихся. Сообщить цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Изучение нового материала.
Цель: Дать учащимся конкретное представление о культуре казачества (традициях, костюмах, песнях, танцах, национальной кухни);
1.Сообщение темы урока.
Составь правильно слово.
ДИ ТРА ЦИИ
Тема нашего урока: Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Станция №1 называется «Колесо истории». Давайте мысленно повернем «колесо истории» и перенесемся в казачью станицу ХIХ века. У кубанских казаков были очень интересные традиции, обычаи, обряды.
Учитель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились многие понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Ребята приготовили небольшие сообщения. Давайте их послушаем. Сообщения учащихся.
Ученик 1.Казачья семья:
Казачьи семьи были большими (5-10 человек).
Через сорок дней после рождения ребенка состоялись крестины. Сначала новорожденному, дарили какое – нибудь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет или ружье. После крестин отец или дед «опоясывают» его шашкой и «примеряют» на коня.
Особо знаменательным было появление зуба. В этот день отец везет сына на коне в церковь, где ставит свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу.
С трех лет малыша приучают к коню, и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. К 5-6 годам казачонок уже участвует в конкурсах и скачках. С 8-9 лет дети шли в школу, где с основами общей грамоты учили историю Отечества, знакомили с военным делом, позже ввели гимнастику.
Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак вступал в подготовительный разряд и принимал присягу. Затем после лагерного сбора (2 года) казак шел в полк, где служил 12 лет в строевом разряде, а затем 5 лет в запасном.
Ученик 2: Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Ученик 3 «Отношение к старшим».
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать и тем более – непристойно выражаться.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Учитель: станция№2 “Казачьи поговорки”
- Что такое поговорка? (меткое образное выражение)
- Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её яркой и образной.
Задание№ 1.Вам выданы карточки с пословицами. Соедините стрелками казачьи пословицы с русскими пословицами, подходящими по смыслу. Объясните эти пословицы.
Кубанские пословицы и поговорки Русские пословицы и поговорки
1. Богато будешь знать, рано состаришься. 1. Лес рубят – щепки летят.
2. Ни Богу свичка, ни чорту кочерга. Ни посла ни осла. 2. У страха глаза велики.
3. Обое рябое. 3. Век живи – век учись.
4. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки. 4. Ни то ни сё. Ни рыба ни мясо.
5. Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят. 5. Много будешь знать, скоро состаришься.
6. И нашим и вашим за рупь спляшем. 6. Два сапога пара.И нашим и вашим.
7. Вик жыви- вик учись, а дураком умрешь. 7. И нашим и вашим.
Станция №3 «Версия».
Попробуйте объяснить значение следующих поговорок
“Глазом нэ моргнуть, усом нэ повэсты” (не обращать внимания);
“Билого свита нэ бачить” (чрезмерная занятость);
“В кажну дирку затычка” (о назойливом, любопытном человеке);
“На вэрби – груши” (небылицы о невероятном)
Станция №4. «Казачьи пословицы.»Каждый ученик зачитывает свою пословицу.
Ученики:
1. Казак и в беде не плачет.
2.Где казак, там и слава.
3.Атамана из плохого казака не получится.
4.Казак без службы – не казак.
5. Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
6.Где враг, там и казак.
7.Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
8.Не плачь казак - атаманом будешь.
Учитель: О чем говориться в пословицах?
Учитель: Казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. И ездили они верхом на лошадях. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. Давайте зачитаем пословицы и поговорки о казаках и лошадях.
Ученики:
1.Конь казаку – лучший друг.
2.Казак сам не ест, а коня накормит.
3.Казак без коня, что солдат без ружья.
4.Сам погибай, а коня выручай.
5.Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
6.Без коня казак кругом сирота.
7.Казак голоден, а конь его сыт.
Станция №5 «СМС сообщения»
Задание. «СМС сообщение», путем подбора нужных букв(используя цифры) по принципу написания смс нужно отгадать понятия.
1
А 2
Б 3
В 4
Г 5
Д
6
Е 7
Ж 8
З9
И 10
К
11
Л 12
М 13
Н 14
О 15
П16
Р17
С 18
Т 19
У 20
Ф
21
Х 22
Ц23
Ч 24
Ш25
Щ26
Ъ 27
Ы28
Ь 29
Э 30
Ю31
Я Меню
21; 12; 1; 16; 1 туча
1; 16; 2; 1 телега
18; 14; 16; 2; 1 длинный мешок
16; 19; 24; 13; 9; 10 полотенце
Разгадайте слова (казачья лексика).
По первым буквам быстро составить слово:
1)Лавина, юла, лед, ь, компас, айсберг- люлька – (трубка для курения)2) Гром, Овраг, ров, ислам, щука, ель - Горище (чердак)
3)Край, отара, чабан, ель, тундра - Кочет – (петух)
4)Гроза ров, утёс, буран, компас, атлас - Грубка – (печь)
Станция №6 Презентация (показ слайдов)
Станция №7 «Музыкальная».
Кубанская песня лучший рассказ о душе казака. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали. Казаки воспевали дорогие сердцу края, пели о любви, прославляли тружеников. Недаром говорят, что песня - душа народа. Именно через песню стала оживать казачья душа.
- "Где труд, там и песня" - говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.   Песня звучала повсюду. Душа казаков живёт в песнях.
-Жители Кубани любят петь. Какие песни поют у нас на Кубани? Русские и украинские песни, в которых звучит  то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска.
Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами истаницами прекрасные народные песни. Народная песня – это как река времени. Река полноводная,могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне,душа чахнет, сердце черствеет.
Учитель перед песней:
Кубань моя, жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля
А где еще такое небо синее?
А где еще такие тополя?
Где так поют под южным небом птицы?
И где Земля вдыхает Солнца дар?
Цвети и пой, кубанская столица,
Цвети и пой родной кубанский край
III.Заключительный этап.Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять полученные знания.
1.Костюм казака: длинный кафтан, ниже колен, застегивался на крючки.
2.Рубаха, которую носили на выпуск казаки.
3.По- кубански означает- петух.
4.Женский костюм казачки, состоящий из кофточки и юбки.
5.Любимое первое блюдо казаков, готовят из кислой капусты.
6. Как называли кубанцы тучу.
III. Заключительный этап.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся.
Организованно окончить урок.
IV. Д/З.
Составить кроссворд по данной теме
Д. Нарисовать костюм казака и казачки.
. Разгадывание кроссворда.
2 К О 4 Б Ч П1Ч Е РК Е С К А ШТ РМ 6 5Б О РЩЕ Ч Т К Х М А РА
1.Костюм казака: длинный кафтан, ниже колен, застегивался на крючки.
2.Рубаха, которую носили на выпуск казаки.
3.По- кубански означает- петух.
4.Женский костюм казачки, состоящий из кофточки и юбки.
5.Любимое первое блюдо казаков, готовят из кислой капусты.
6. Как называли кубанцы тучу.
III. Заключительный этап.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся.
Организованно окончить урок.
Описание мужского казачьего костюма
Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.
Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.
Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.
Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.
Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.
В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки. 
Описание женского казачьего костюма
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра. Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – “колпаки”, “файшонки” (от нем. слова “файн” – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке.
Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.
Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.
Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
Станция №4.Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. "Газырь" в переводе означает "готов". Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить всхватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от "количества" серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного, грубого сукна серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи - "голошейки" с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов - мережку. Затем стали носить рубахи двух видов - русскую и бешмет.Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка. Степняки вообще предпочитали шёлк другим тканям - на шёлке вошь не живёт. Сверху - сукно, а на теле - шёлк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело - так народы Севера носят кухлянку. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле - так теплее, а если человек вспотеет - шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд+ Без шаровар невозможна жизнь кочевника-конника. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился: это широкие - очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки и в 18, и в 19 веках.В качестве дополнительной верхней одежды казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки, киреи, бурки.Бурки шились из диких козьих кож. На Кавказе балахон заменила бурка.В известной казачьей песне о бурке говорится так: "+Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель+". Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Главное, она надежно маскировала казака в зарослях камыша, ведь казаки были, прежде всего, пограничниками.Бурка - верхняя одежда в виде плаща - накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета - "бурый". Па Кавказе бурки изготавливались кустарным способом, а с 1888 г, и на Тифлисской войлочной фабрике.Прототипом бурки были простейшие накидки из войлока
Башлык (тюрк.), суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Имеет длинные концы для обматывания вокруг шеи.
Шапка — продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит, говоривший лишался слова.
Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.
За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой
Женский костюм.
Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.
Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.
Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.
Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – “колпаки”, “файшонки” (от нем. слова “файн” – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.
После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой – тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.
Национальная кухня.
 
Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.
Учитель перед песней:
Кубань моя, жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля
А где еще такое небо синее?
А где еще такие тополя?
Где так поют под южным небом птицы?
И где Земля вдыхает Солнца дар?
Цвети и пой, кубанская столица,
Цвети и пой родной кубанский край
А теперь ребята исполнят песню «Варенички».
III. Заключительный этап
Цель

Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Брошенная «оземь» означала, что в предстоящем споре он ставит заклад свою голову, «отвечает головою», то есть цена проигрыша -жизнь.
Так что же символизировала шапка, что означала она? В первую очередь, принадлежность владельца к казачеству. Шапка играла очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить, сколько казаков живет в этом доме.
Фуражки или папахи без кокард формально принадлежали казакам нестроевых возрастов. Но этот порядок почти никогда не соблюдался, может, потому, что казачата хотели казаться старше, а старики — моложе!
Фуражку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из переметной сумы простреленную или изрубленную фуражку и молча проходил мимо остолбеневших от горя родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой.
Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи препоручается Богу.
В поминальные дни и в Родительскую субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали куском хлеба.
Когда хозяина не было дома, старик или атаман, войдя в горницу и перекрестившись, усаживались без приглашения, говоря хозяйке: «Сбегай-ка, покличь своево...». В доме вдовы, где под иконой лежала фуражка, ни старик, ни атаман не смели без разрешения переступить порог горницы, говорили тихо и обращались к вдове либо по имени и отчеству, либо ласково: Катенька, Егоровна-голубушка...
Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал.Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду со словами:
Прости, товарищ, но не гневайся,
Не грехом смертным, но честью взял я
Твою жену за себя, а детей твоих
под свою защиту.
Да будет земля тебе пухом, а
душе — райский покой...
Фуражка или папаха играли большую роль в обряде сватовства. У кубанцев и терцев бытовал обычай — кинуть шапку в окно или во двор девушки, естественно, у нее на глазах, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крестным. Гости говорили:
— Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, вы, часом, не находили?
— Находили, находили... — отвечает отец невесты, — вон на шубницу повесили, чия - нехай, возьметь.
Это означало, что сватовство не состоялось — родители невесты - против. На это сват мог возразить, мол, вещь не наша. Мы, свою, искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор…
Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал:
— Эй, Марьяна! Ну-ка, поглянь тамо, да подай сюды папаху, чья-й та она у нас!
Если девушка приносила шапку и клала ее на стол донышком вниз, это означало, что она за парня идти согласна, и родители сейчас рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя,
Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован, Это собственные фантазии неудачливого жениха.
— Ну-ко, прикинь! — приказывал строго отец или крестный жениху.
— Ну вот! — радостно говорил отец невесты. — Твоя папаха-то! Носи, милай, на здоровье и боле не теряй!!! Таки нонеча пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть не полдвора накидано!

На старинную шапку частенько нашивали образок или за подкладку зашивали какую-нибудь священную реликвию, поэтому в степи, на войне, в походе казак ставил на какую-нибудь возвышенность, на холмик или на воткнутую в землю шашку, шапку и молился на сияющий на ее челе образок.
Принятый в русской армии закон о нашивании на шапку наград за массовый героизм еще более увеличил ценность головного убора. На казачьих папахах можно было увидеть латунные значки «За храбрость», «За Шипку» и т. д.
Два обычая, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор.
Первый обычай связан с ритуалом казачьего круга. При выборам атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку. Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще-то, обычай обнажать голову означает покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение воле другого. Все остальные казаки круга оставались в головных уборах. Но как только атаман выбран, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы. С этой минуты признавалась воля атамана над их головами.
Второй обычай связан со свадьбой. Молодые, выходя из церкви, проходят под тремя «воротами». Третьи ворота образуются от вскинутого рушника, символа семейных обычаев. После того, как над головами только что обвенчанной пары взлетал белой аркой длинный рушник, на них обрушивался дождь зерна, мелких монеток и конфет .Перед третьими воротами были вторые: два казака держали над головами новобрачных снятые фуражки или папахи. Так это и называется — пройти под фуражками, что означало наделение семьи и всего потомства юридической (как бы мы сейчас сказали) защитой, всею полнотой законных прав, которыми охранялась семья.
И первыми воротами, под которыми проходили молодые, сразу выйдя из дверей собора или церкви, были ворота из двух обнаженных клинков. Называлось это «пройти под шашками».
Национальный состав населенияКраснодарского края
НациональностьЧисленность
(чел.) % от общегоРусские4 436 272 86,56%
Армяне274 566 5,36%
Украинцы131 774 2,57%
Греки26 540 0,52%
Белорусы26 260 0,51%
Татары25 589 0,50%
Грузины20 500 0,40%
Немцы18 469 0,36%
Адыгейцы15 821 0,31%
Турки13 496 0,26%
Лица, не указавшие национальность13 190 0,26%
Азербайджанцы11 944 0,23%
Цыгане10 873 0,21%
Молдаване6 537 0,13%
Курды5 022 0,10%
Мордва4 861 0,09%
Черкесы4 446 0,09%
Езиды4 441 0,09%
Чуваши4 141 0,08%
Осетины4 133 0,08%
Ассирийцы3 764 0,07%
Лезгины3 752 0,07%
Удмурты3 425 0,07%
Корейцы3 289 0,06%
Шапсуги3 213 0,06%
По результатам переписи населения, 2002 г Разгадайте кроссворд (казачья лексика) по горизонтали: Слайд №16
Туча
Казачье воинское звание
Полова; мелкая солома с пылью
Грязный ребёнок; неаккуратная женщина
Х М А РА
В А Х М И С Т РТ Ы Р С А
А Н Ч У Т К А

Люлька – (трубка для курения)
Человик – (муж)
Горище – (чердак)
Цыбуля – (лук)
Арба – (телега)
Торба – (длинный мешок)
Бобыль – (одинокий мужчина)
Кочет – (петух)
Дробына – (лестница)
Вечерять – (ужинать)
Людина – (человек)
Грубка – (печь)
Рушник – (полотенце)
Станция: «Споём, казаки»
Кубанская песня лучший рассказ о душе казака. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали. Казаки воспевали дорогие сердцу края, пели о любви, прославляли тружеников. Недаром говорят, что песня - душа народа. Именно через песню стала оживать казачья душа.
- "Где труд, там и песня" - говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.   Песня звучала повсюду. Душа казаков живёт в песнях.
-Жители Кубани любят петь. Какие песни поют у нас на Кубани? Русские и украинские песни, в которых звучит  то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска.
Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами истаницами прекрасные народные песни. Народная песня – это как река времени. Река полноводная,могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне,душа чахнет, сердце черствеет. А теперь ребята исполнят песню «Кубанские синие ночи».
Классный руководитель:"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. 1Ведущий: Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.Классный руководитель: Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками. Давайте пройдём в школьный музей нашей школы « Кубанская горница», где нам юные экскурсоводы расскажут о традиционном убранстве казачьей хаты . Текст экскурсии:На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. "Чиганаки" – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени "чигов". Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят "чигой востропузой".Внутреннее убранство казачьей хатыЕсли бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином (сырно). Застоя рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных — все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям. В исполнении Кубанского казачьего хора звучит песня: « Ой, мий милый варенычкив хоче…» Казачий костюмОсновой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с ластовицей (прямоугольной вставкой под мышками), а позже выкраивались. Такая рубаха, бытовавшая также и на Украине, была известна по всей Кубани. В конце XIX — начале XX в. стали появляться так называемые рубахи с талейкой (кокеткой) и косоворотки. Рубаха с талейкой появилась в сельской местности под влиянием города, главным образом среди молодежи, и встречалась везде на Кубани, хотя широкого распространения не имела. Как эта рубаха, так и особенно косоворотка, раньше появились в станицах, заселенных линейным казачеством. Это, по всей вероятности, объясняется тем, что станицы линейцев заселялись из южнорусских губерний России, где тоже бытовали такие формы рубахи. Косоворотка (в отличие от донского казачества, у которого она так и не привилась) в начале XX в. на Кубани получила очень широкое распространение.
2. Классный руководитель:Во многих хатах станицы Лабинской собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями.Вокальная группа «Девчата» исполняют старинную казачью песню песню .
 Недостатки казаков.Ведущий: Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках» В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казакамиМы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.
Театрализованная сценка: « Два кума»
Возвращение в класс для дальнейшего проведения классного часа.
Конь у казакаКлассный руководитель: Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.1 Учащийся:А у кубанских казаков перед выездом из дома на войну коня казаку приводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату ,на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.2 Учащийся:Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с поля боя на своё подворье.При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.Классный руководитель:? Могло ли что заменить казаку коня в средстве передвижения?Казаки в начале этого века одними из первых пересели с коня на самолет. А наиболее достойные из них возглавили и возглавляют Военно-Воздушные Силы. Так есаул Ткачев В.М. возглавил 1916 г. Военно-полевую авиацию. Военно-Воздушные Силы СССР возглавляли Главный маршал авиации П.С. Кутахов, маршалы авиации Ефимов А.Н., Шапошников Е.И. Первым Главкомом ВВС России стал донской казак генерал-полковник Дейнекин П.С.А в космосе уже бывали казаки В.В. Горбатко, Г. Т. Береговой.Но ,пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства. Сватовство казака. Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.
Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.
Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.
Учащийся:
Молодой казак дивчинуЗамуж звал, дарил цветы, А дивчина та, на диво,Была яркой красоты.-Мне колечко, да с брильянтом,Гордо молвила она.-Алу ленту с красным бантом,А, иначе, не твоя.И смеется, и лукавит,И глядит ему в глаза.Эка, стерва, ведь обманет!Ей бы только жемчуга.А казак стегает круто Белогривого коня.И красавице наутроДарит кольца и шелка.
На подарки не взглянулаИх она не приняла.И лица не повернула,Гордо в горницу ушла.Не подумав, погубилаМолодого казака,А вот если б полюбила
Может, счастлива была.
Классный руководитель:Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.
Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса -о ком ведётся речь?Был бы купец, а товар есть.(невеста)В нашем жите хорош росток (о женихе). Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)
-Что означают эти русские свадебные пословицы? День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты). Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода) Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты). Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)
Давайте перенесёмся опять в прошлое и посмотрим как проходило сватовство в станице Лабинской 100 лет назад.
Театрализованное представление сватовства
Заключительная частьКлассный руководитель:
Что такое Кубань?- это гордые горыЭто шум водопадов с вершин снеговых,Это ветров морских заревые просторы,Это рокот прибоев крутых.
Что такое Кубань? – Это дружба людская,Это подвиг в боях и делах трудовых,Это песни любви соловьиного края,Это верность сердец молодых.
На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.
ПрезентацияШлычка — головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны.
А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Ученики: Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
Дети: Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах.
Учитель: Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети: Конь был верным другом казака.
Учитель: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
В течение нескольких веков казаки играли важнейшую роль в становлении Российского государства. Именно с ними в первую очередь связано то явление, которое называется колонизацией, то есть продвижением на восток и юг и хозяйственным освоением новых территорий. Именно они, рассеявшись по границам России, стойко охраняли ее рубежи. И вместе с тем казаки создали свои особенные традиции культуры и быта.
Казак – это не только форма. Это прежде всего состояние души, образ жизни и образ мыслей. По своему содержанию казачество сильно любовью к Родине, трудолюбием, кроткой христианской верой и добрыми традициями, на этой вере замешенными.
Несмотря на долгие десятилетия гонений и запретов, казачество не утратило своей воли и жизни и теперь возрождается. Для молодых казаков главным источником нравственности и примером для подражания служит старшее поколение, бережно пронесшее неистребимый дух казачества через всю свою жизнь.
VI Рефлексия урока. Итак, наша последняя передача «Итоги»
Вспомните виды казачьего фольклора , которым были посвящены наши телепередачи. Кто больше назовёт?
П……………….(песни, пословицы, приговорка, )З……………(загадка)
И……(игры)
С……..(сказки)Н….(небылица)
Диалог №1
Действующие лица: (соседка1, соседка 2
- Кума!
- Га!
- От у вас собаки зли, семь штук напало – ели пэрэгавкала!
Диалог №2
-Сынок, сходи за водичкой за ричку.
- Брюхо болыть.
- Сынок, иды кашу есты.
-Що ж, раз маты кажэ – надо идты.
Действие №3
- Фома, у тебя в хати тэпло?
- Тэпло! На печи в кужухе согриться можно.
- Какое настроение вызвали эти диалоги? (весёлое, смешное, радостное). Это были шутки.
Станция №4 (Карточки) В лексике Кубани 18-19 веков эти слова означали:
ЧавунецМатерчатая подстилка под седло
Тростник с плотной коричневой метёлкой
Курица
Чугунок
Хутор
Казачье поселение
Шалаш
Компот из сухофруктов
Пастбище
Латка
Участок земли близ усадьбы
Пощёчина
Жеребёнок
Заплата на одежде
ГамайБрюки
Огород
Камень
Клей
ГлэчикБоярышник
Проволока
Глиняный кувшин