Программа социальной адаптации подростков Путь к успеху

Программа социальной адаптации подростков
«Путь к успеху»

Дети- наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макренко


Актуальность программы
Изменения политической и социально- экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
Работа по профилактике дезадаптированного повеления предполагает целый комплекс социально- профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого- педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.
Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.
Социальный интеллект включает следующие аспекты:
умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.
Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.
Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были нарушения социальной адаптации, которых привели к определенным дезадаптивным формам поведения.

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

Задачи:
Выявление дезадаптированных подростков группы «риска».
Оказание подросткам комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Формирование личностных нравственных качеств подростков.
Увеличение степени самостоятельности подростков, из способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
Защита подростка в его жизненном пространстве.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
1.Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
2.Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «преподаватель- обучающийся».

Для решения поставленных задач выбраны следующие методы и формы:
В работе с подростками мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.).
Формы:
Групповая работа, тренинг поведения; личностный тренинг, тесты, дискуссии, мозговой штурм, сюжетно- ролевые игры, имитирующие игры, упражнения, проблемные ситуации, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, создание и оформление тематических альбомов.

Ожидаемые результаты: социальная адаптация выпускников как результат успешной социализации личности
ПЛАН
работы по программе социальной адаптации

Блоки
Мероприятия
Сроки проведения
Отметка о выполнении

Социально- правовой
Практикум «Свобода слова»
сентябрь



Беседа на тему: «Умей защитить свои права»
декабрь



Пресс- конференция «Преступление и наказание
февраль



Правовая игра «Знаешь ли ты закон?»
март


Социально- медицинский
Мозговой штурм «Здоровое питание»
октябрь



Круглый стол «Здоровье нации XXI века»
апрель



Собеседование на тему «Личная гигиена»
ноябрь



Просмотр и обсуждение по ходу видеофильма «Дневник Насти» (профилактика СПИД/ВИЧ)
декабрь


Социально- психологический
Реализация программы «Познай себя»
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель


Социально- педагогический
Сюжетно- ролевая игра «Формирование образа будущего»
октябрь



Занятие- обсуждение «Учитесь владеть собой»
февраль



Занятие в тренинговом режиме «Умение жить среди людей»
март


Социально- трудовой
Деловая игра «Кем быть?»
сентябрь



Практикум «Как написать резюме»
апрель



Сюжетно- ролевая игра «Как устроиться на работу»
май


Социально- бытовой
Беседа «Как лучше планировать свой бюджет»
январь



Интеллектуально- познавательная игра «Я и мой мир»
март



Обсуждение темы «Моя будущая семья»
май


Социально- досуговый
Привлечение подростков к Дню здоровья, который проводится в лицее
каждый четверг (спортзал)



Оформление выставки «Мое хобби»
май



Модель выпускника
Владеет навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.
Умеет осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.
Соблюдает культуру поведения в общественных местах, умеет правильно вести себя в различных ситуациях.
Психо- эмоциональная устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуаций. Способность к саморегуляции.
Знает свое тело, умеет ухаживать за ним, имеет навыки самообслуживания.
Владеет навыками оказания первой помощи.
Умеет вести домашнее хозяйство.
Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде.
Имеет знания по уходу за детьми, умеет строить и планировать семейную жизнь.
Сформированы профессиональные интересы. Ориентирован на определенный вид профессии, имеет цель в жизни.
Является законопослушным гражданином РФ, имеет знания о своих правах и обязанностях.
Индивидуальная карта обучающегося

Ф.И.О. ______________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Данные о семье: мать __________________________________________________
Отец: __________________________________________________________________
Опекун: ________________________________________________________________
Родные: ________________________________________________________________
Адрес закрепленного жилья: _______________________________________________
________________________________________________________________________
4. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения): ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Педагогические показатели:
трудности в обучении;
преобладающие учебные интересы.
Психологические показатели:
темп темперамента;
особенности характера, его акцентуации;
образ «Я»;
общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония);
особенности познавательных процессов;
профессиональные интересы;
особенности поведения, тип отклонений в поведении;
склонности, способности.
7. Социально- педагогическая характеристика:
А. Социальные вредности:
ранняя алкоголизация;
никотиновая зависимость;
употребление токсических и психотропных средств;
тяга к азартным играм;
тяга к асоциальным играм;
сексуальный инстинкт;
негативизм в оценке явлений действительности.
Б. Отклонения в социальном поведении.
грубость;
драки;
прогулы;
недисциплинированность;
избиение слабых;
вымогательство;
жестокое отношение к животным;
воровство;
нарушение общественного порядка (учет в КДН, ПДН);
немотивированные поступки.
В. Социальная ситуация развития.
неблагоприятная объективно;
неблагоприятная субъективно.
Г. Социальный статус.
лидер;
приветствуемый в группе;
принятый без определенных условий;
примыкающий ценой личностных жертв;
отверженный;
изгой.
Д. Уровень социальной адаптации:
Высокий

Средний
Низкий

1. Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни

Конформизм в отношении норм коллективной жизни
Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

2. Баланс индивидуального и социального
Преобладает либо индивидуальное, либо социальное
Дисбаланс индивидуального и социального

3. Гармония отношений со взрослыми и сверстниками

Неустойчивые отношения с окружающими
Конфликтные отношения с окружающими

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям

Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям
Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

5. Самоконтроль поведения
Внешний локус контроля поведения
Неуправляемое поведение

6. Активное участие в жизни коллектива

Периодическое участие в жизни коллектива
Пассивное участие в жизни коллектива

7. Удовлетворенность своим статусом и отношениями
Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями
Неудовлетворенность своим статусом и отношениями




15