Статья Формирование духовно-нравственного облика суворовца
Формирование духовно-нравственного облика суворовца
Ларина Елена Валерьевна, педагог-организатор учебного курса
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище»
Министерства обороны Российской Федерации
г. Екатеринбург
На современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляются повышенные требования не только к офицерам из руководящего состава, но и ко всем военнослужащим. Для военного важны все качества: профессиональные, боевые, морально-деловые… Но всегда во все времена ценились качества личности самого человека. И не случайно офицерство считалось одной из наиболее образованных и культурных слоев общества, отождествляемое с дворянством.
Русский офицер… Эти два слова подобны знаку качества, высшей пробе. Откуда же берутся подобные люди? Первоначально опыт передавался от одного поколения в другое через традиции, обычаи и обряды, которые отражались в летописях, поучениях, государственных актах и в различных произведениях не только военно-исторической, но и художественной направленности. Немало важен и личный пример прославленных полководцев, видных деятелей. Сразу же на ум приходят имена Петра I, А.В.Суворова, М.И. Кутузова и многих других…
Со времен Петра I в России начала складываться целая система военно-воспитательной работы. В ней было важно все: само комплектование русской армии и военная выучка, дисциплина и оснащенность, развитие нравственных и этических норм каждого военнослужащего…Конечно же все это проходило постепенно, сложно и противоречиво. Но благодаря реформам 60-х годов XIX в., усилиям талантливых полководцев и флотоводцев и их учеников система воспитания военнослужащих получила прогрессивное распространение (теперь служить в армии- это священная обязанность, а откуп или замена другим лицом стало невозможным) [1].
Военная присяга, воинские уставы, приказы, постановления и распоряжения… Все это определяло правила военного воспитания и внутреннего устройства и порядка в частях и подразделениях. Но особое внимание уделялось умственному, физическому и (немало важно) духовно-нравственному развитию. Ведь еще А.В. Суворов говорил: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву» [2].
Физическое и умственное развитие – эти категории всем понятны, а вот духовно-нравственное понятие намного шире и полнее. В это содержание входят и эстетические, и религиозные, и патриотические, и правовые, и трудовые, и профессионально-этические нормы…Однако все это не существовало раздельно, а было тесно переплетено друг с другом, находясь во взаимосвязи с повседневной жизнью.
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для нашего народа, для всей системы военного воспитания. В это же время были созданы суворовские училища, которые были подобны кадетским корпусам дореволюционной России.
На сегодняшний день в суворовском училище внедрена система воспитательной работы, направленная на развитие личности, на самоопределение и социализацию обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [3].
Особо хочется отметить, что воспитание идет тесно с обучением, и одно без другого немыслимо, а поэтому на духовно-нравственное развитие суворовцев влияют не только командиры рот, офицеры, педагоги-организаторы, педагоги-психологи и преподаватели, но и все те, кто ежедневно оказывается рядом.
Духовно-нравственному развитию суворовцев, их морально-нравственному облику уделяется особое внимание.
Морально- нравственный облик? Что это? А это и есть поведение человека, основанное на обычаях, традициях, нравах и нормах поведения.
Поскольку суворовцы живут одной семьей, то оценивают свое поведение с точки зрения морали и нравственности не только они сами и окружающие их офицеры, преподаватели, но и сверстники, одобряя или не одобряя, а иногда и порицая. Конечно же, все это регулируется с помощью определенных законов, требований, принятых в роте и в училище, а также общественных требований к суворовцу как к гражданину своей страны.
Суворовца охватывает многообразие отношений окружающего мира, он не изолирован, не находится в вакууме училища. Все разнообразные мероприятия, в которых суворовец задействован, так или иначе направлены на духовно-нравственное воспитание, на формирование моральных отношений к идеологии и политике нашего государства, на отношение к Родине, воинской службе, труду, к общественному достоянию, к другим людям и к себе. Все это включает в целый ряд норм, правил и требований. Именно они составляют фундамент жизни личности и ее поведения. Очень важно организовать такую учебную и воспитательную деятельность всем преподавателям, офицерам-воспитателям, чтобы взгляды, убеждения, потребности, побуждения, привычки суворовцев стали их внутренней моральной нормой, правилами и убеждениями.
Литература
Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие.- М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005 г.
Суворов А.В. Мысли и афоризмы. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://knsuvorov.ru/materials/aphorisms.html.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».