Статья Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Е.А. Киселева, Н.В. Битюцких, МБОУ СОШ №48 городского округа город Воронеж .

Работая с детьми по отработке навыков осознанного выразительного чтения, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможен такой порядок работы:
1) дети читают, следуя составленной учителем партитуре; 2) учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;
3) дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.
Разумеется, нельзя вводить сразу одновременно все партитурные знаки. Их выбор зависит от характера произведения и типичных оши-

© Киселева Е.А., Битюцких Н.В., 2016
бок, возникающих у детей при его чтении, и также от уровня подготовленности учащихся к проведению подобной работы.
По месту размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л.А. Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые партитурные знаки:
Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.
Ударение фразовое - ударное слово подчеркивается пунктиром логическое - одной чертой, психологическое - [П] перед словом или предложением.
Паузы: короткая - вертикальным пунктиром (¦), средняя - одной вертикальной чертой (│), длительная - двумя вертикальными чертами (││).
Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.
Мелодика: подъем (повышение голоса) - стрелкой вверх над ударной гласной слова (); понижение голоса - (); монотон - непрерывной горизонтальной чертой над словами.
Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п. [2].
Разметив с учениками трудные места текста партитурными знаками, учитель добивается уменьшения количества логических ошибок в чтении детей.
К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?». Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста.
В таком случае методист Б.А.Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке: вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста; побуждающие представить нарисованную автором картину; помогающие определить отношение автора к изображаемому, его чувства, настроения; вопросы, цель которых - выяснить отношение учащихся к произведению; подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением [1]. Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным. Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией, но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном» [1]. Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение оказывает существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся» [3].
Следует отметить еще один из недостатков хорового чтения, который выделяет Т.Ф. Завадская, - хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.
Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней, хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом».
Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство из них склоняются к пользе данного приема.
Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чтение? Б.А. Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке:
Образцовое чтение отрывка учителем.
Чтение ученика со средними способностями.
Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.
Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.
Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях и переделке.
Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.
Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.
На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.
Чтение в лицах. Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике. Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводить в такой последовательности:
Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.
Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.
Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).
Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).
Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах.
Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.
Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.
Литература
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б.А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
Найденов Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.