Конспект урока по познанию мира Песок.Глина.Соль. (3 класс)


Тема урока: «Песок. Глина. Соль.»Цель урока:
Формировать понятия о значении нерудных ископаемых и способах их применения в жизни человека.
Задачи урока:
Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка, глины, соли и их использование в жизни человека.
Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, учить экономно их использовать.
Результаты: в ходе урока будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.
в процессе практической работы учащимися идёт выявление свойств песка, глины, соли.
Оборудование: карточки с названиями групп, тексты, инструкционные карты, образцы песка, глины, соли, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, критерии оценивания, оценочные листы, .Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
-У нас необычный урок, присутствуют гости. Они тоже будут добывать с нами знания. Улыбнитесь друг другу, гостям. Попросим их улыбнуться нам и пожелать удачи! Девизом нашей работы будут служить эти слова: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней!»
2.Проверка домашнего задания.
На доске: рисунки и фотографии «Мост», «Скульптура», «Метро», «Скелет динозавра», а рядом предметы : мел, глюконат кальция, гуашь.
Карточки со словами: «зерновая структура», «слюда», «шпат», « побелка», «прочность».
Класс делится на две команды. Одна команда отыскивает рисунки и слова, вспоминая свойства гранита, а другая- известняка. Доказательство в сравнении.
3.Актуализация знаний. («Мозговой штурм»)
-Ребята, давайте повторим, что мы знаем о полезных ископаемых? Для этого я предлагаю каждой группе составить по два вопроса по теме. Но вопрос должен быть интересным, не простым.
(обмен вопросами)
За правильность ответов и за интересные вопросы группы оценивают вопрос-ответ друг друга «звёздами».
-Ребята, как вы думаете, может ли человек опустошить все эти богатства? Что же тогда будут делать люди? (высказывания детей)
4.Определение темы урока.
-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы в соответствии с обозначениями, которые вы видите на своих партах. Теперь вы будете работать за тем столом, где ваш знак будет совпадать со знаком на столе.
(деление на группы с помощью карточек с обозначениями: песок, глина, соль)
-Вы сейчас разбились на группы. А теперь распределите роли.
-Для того, чтобы работа в группе была продуктивной, вспомните правила совместной деятельности.
(правила работы в группах)
-Какие виды полезных ископаемых представляют собой ваши знаки? К какой группе они относятся по своему применению? (Нерудные полезные ископаемые)
-Это и будет темой нашего урока. Сегодня на уроке вы предстанете в роли исследователей-специалистов, а я буду вашим консультантом. Каждая группа будет исследовать свой объект.
У вас на столах лежит материал для проведения исследования. По окончанию вашей работы, каждая группа представит свою презентацию, согласно критериям оценивания.
5.Работа с изучаемым материалом. («Инсерт»)
Знакомство с материалом. Чтение дополнительной литературы с пометкой на полях.
(При чтении ученики делают пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял, есть вопросы.
Презентация групп.
1группа – песок.
2 группа – глина.
3 группа – соль.
Оценивание идёт по критериям: 1)содержание соответствует заданию – 2балла, 2) работа выполнена эстетично, аккуратно – 2балла, 3)выступали грамотно – 1балл.
6.Рубрика «Это интересно».
-Предлагаю всем послушать ребят, которые расскажут вам интересные факты об использовании песка, глины и соли.
7.Подведение итогов урока.
-Казахстан богат полезными ископаемыми. Недаром его называют «кладовой» подземных богатств. Ведь в Казахстане найдены почти все ископаемые, какие только существуют на нашей планете.
-Ребята, как вы думаете, почему человек должен бережно относиться к природным богатствам?
8.Рефлексия. («Две звезды»)
-Ребята, мне сегодня понравилась ваша работа. Вы работали слаженно, дружно. В тесном сотрудничестве, помогая друг другу. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня оценили работу своих товарищей. У каждого из вас на столе лежат «две звезды». Одна звезда предназначается вам за работу на уроке, а вторую «звезду» вы должны отдать тому из группы, кто по вашему мнению был сегодня самым активным, дружелюбным, проявлял творчество, смекалку.
9.Домашнеее задание (по степени сложности).
1.Сочинить сказку об одном из полезных ископаемых. (на оценку «5»)
2.Составить описание полезного ископаемого, не называя его. (на оценку «4»)
3.Прочитать материал учебника (стр.68-71), уметь рассказывать о нерудных полезных ископаемых по алгоритму. (на оценку «3»)