ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФЛОРИСТИКА И АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ »













ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ФЛОРИСТИКА И АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ »








Составитель: педагог доп.образования
Екатерина Александровна Варфоломеева










с. Мухоршибирь
2015
Пояснительная записка

Одно из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания обучающихся, неразрывно связанных с проблемой рационального использования свободного от школьных занятий времени - расширение сети кружков эстетического цикла, привлечение к занятиям возможно большего числа школьников с целью развития познавательного интереса не только к изобразительному искусству, но и к биологии, экологии, истории.
Самым действенным и доступным способом воспитания в наших детях является любознательность, нестандартность, эмоциональность восприятия окружающего мира, любвь к красоте является их приобщение к природе. Животворный контакт с природой, многообразием растений и еще не до конца истребленной красотой поможет обучающимся более эмоционально, бережно относиться к окружающему миру.
Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство цветочной аранжировки. Трудно переоценить воспитательное значение флористики, особенно для детей. К слову, в Японии аранжировка цветов - обязательный предмет в школьной программе. Японцы утверждают, что у человека, который занимается этим видом декоративного искусства, формируется "цветочное сердце", и это бесспорно: цветы своей красотой и нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его терпимее, добрее. Требующие бережного отношения цветы, вырабатывают у аранжировщика плавные, нежные движения, спокойную сосредоточенность. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно-прикладного, к оценке их художественного уровня. Творчески работая с природным материалом, он обретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту, образ. Природа одаривает творца неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой. Этот материал вызывает образные ассоциации, активизируя творческий процесс.
Как утверждают японцы, икэбаной может заниматься любой человек, где угодно и когда угодно, используя любые растения, в любой вазе и даже без нее. Тщетно пытаться полностью подражать японским мастерам, ведь у нашего народа свои традиции, вкусы и взгляды на окружающий мир, наконец, свои растения, вазы. А вот научиться тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве - очень важно для подрастающего поколения. В этом обучающимся может помочь кружок "Аранжировка цветов и флористика".
Цель: показать обучающимся красоту цветочных композиций и композиций из природного материала, и их значимость в современной жизни..
Задачи:
- формирование знания об основах цветочных композиций, правилах сбора, хранения и подготовки природного материала;
- развитие художественного вкуса, фантазии, чувства ритма, умения рационально использовать природные богатства;
- воспитание любви к родной природе, стремления к самостоятельному творчеству.
Программа занятий рассчитана на 72 часов. Рекомендуется заниматься по 2 чаca 1 раз в неделю. Группу желательно комплектовать из обучающихся примерно одного возраста (10-14 лет). Состав группы 10 человек. Целесообразно избрать старосту кружка, который помогает руководителю следить за посещаемостью, чистотой помещения, назначает дежурных и т. д.
Программой предполагаются индивидуальные, и коллективные формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, поездки на природу.
Практическая часть работы состоит из двух основных разделов: работа над композицией изделия; выполнение изделия в материале.
Изделия обучающихся должны носить общественно-полезную направленность и находить применение в школе для оформления кабинетов, праздников, в домашней обстановке школьников.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс.
С первых дней школьникам надо приучиться к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. Постоянно развивая интерес обучающихся к занятиям, руководитель кружка должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке аранжировок или в создании новых композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии в разработке композиций, в работах по фитодизайну. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем должен направлять творческую деятельность обучающихся, помогая им в выполнении поставленной задачи.
При заготовке природного материала детей следует знакомить не только с растениями, которые используются для композиций, а со всем разнообразием растительного мира лесов, речных долин, болот. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он дает многообразное сырье для промышленности. Лес выполняет в природе важные функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д. Следует обратить внимание детей на то, что природу нужно наблюдать, подмечать скрытую до времени ее красоту, находить замысловато переплетенные корни, фантастической формы коряг.
Важным этапом в работе кружка является отчетная выставка работ его членов и проведение итоговых занятий. Руководитель и вся группа подводит итоги работы каждого кружковца и всего кружка в целом, отмечает, какие знания приобрели и чему научились школьники, посещая кружок. Выставка - одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества. На специальных стендах, щитах и плакатах раскрывается содержание деятельности кружка, участие кружковцев в массовых мероприятиях, рассказывается о перспективах будущей работы. Организация и проведение выставки - кропотливая и трудоемкая работа. Следует тщательно продумать размещение экспонатов, сделать надписи с указанием возраста, фамилии исполнителя. Желательно, чтобы выставку посетили специалисты, дали оценку работ, сделали конкретные замечания, поговорили с юными флористами об их изделиях.
В конце изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать
- что такое флористика, ее место в системе декоративных искусств;
- направления флористики;
- особенности сбора и хранения природного материала;
- правила консервации растений;
- законы создания флористических композиций;
- основные виды флористических композиций;
- законы цветоведения и композиции;
- виды цветочных аранжировок;
-основные правила ухода за растениями;
- основные инструменты и материалы художника-флориста;
- основные инструменты флористов;
- специфику флористических изделий.

уметь
- выделять крупные сферы флористики;
- выполнять композиции из различных видов цветов;
- использовать знания по цветоведению и композиции в практических заданиях;
- объяснять роль флористики в духовной и материальной культуре;
- пользоваться различными приемами консервации растений;
- обладать первичными навыками создания основных флористических композиций;
-выполнять декорирование кашпо;
- видеть конструктивную форму растений;
- организовывать свое рабочее место.
Содержание курса
1. Флористика и ее направления (2 ч.)
Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Искусство мастеров аранжировки: Мариан Ааронсон, Кеннет Тернер, Пола Прайк, Целуйко Т., Булыгина Г..
2. Инструменты и материалы (2 ч.)
Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для аранжировки цветов.
3. Консервация растений (4 ч.)
Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей, консервация глицерином, оскелечивание.
4. Основные правила ухода за растениями.(12ч) Температурный режим. Световой режим. Полив. Влажность воздуха. Миниральное питание и подкормка. Покой. Внешний вид. Способы мытья. Размножение растений.
5. Группирирование комнатных растений. (12 ч.) Солитер. Горшечная группа. Комнатный садик. «Цветущий горшок». Ландшафтная композиция. Террариум.
6. Срезка и восстановление комнатных цветов (6 ч.)
Правила срезки растений. Подготовка свежего природного материала для создания композиций. Особенности подготовки стеблей растений: подвядших, обмякших, одревесневших, выделяющих млечный сок, луковичных растений, крупных листьев. Создание композиций.
7. Формы растительного материала (2 ч.)
Различные формы растительного материала: контурный, маскировочный, фокусировочный, материал – наполнитель. Особенности расположения данных материалов в цветочных композициях.
8. Основы для флористических композиций и панно (8 ч.)
Основы для флористических композиций и панно. Возможность самостоятельного изготовления рамок из различного материала.
9. Законы композиции (2 ч.)
Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.
10. Основы цветоведения (6 ч)
Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы.
11. Виды цветочных произведений (6 ч.)
Знакомство с видами цветочных произведений: букет, декоративное панно, венок, гирлянда, декоративное дерево, пот–э-флер. Правила их создания и хранения. Изготовление композиций.
12. Искусство оформления работ (8 ч.)
Завершающий этап. Декорирование кашпо.
13. Итоговое занятие (2 ч.)
Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ. Их обсуждение и анализ. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по данному направлению.
Примерные темы практических работ.
1. Сбор и консервация растений различными способами.
2. Классификация и отбор по различным формам природного материала
3. Выполнение эскизов цветочных композиций в соответствии с законами цветоведения и композиции.
4. Изготовление рамок для декоративных панно из природного материала.
5. Создание круглой композиции из живых цветов.
6. Создание декоративного дерева из сухоцветов.
7. Создание декоративного панно из сухоцветов.
8. Создание картины из цветов.
9. Изготовление композиции из сухого природного материала на открытке.







Тема
Общее кол. часов
Теоретич.
часы
Практич.
часы
Дата

1.
Флористика и ее направления
2
2
-
2. 09

2.
Инструменты и материалы
2
2

9.09

3.
Консервация растений
4
1
3
16/09
23/09

4
Основные правила ухода за растениями
12
4
8
30/09
7/10
14/10
21/10
28/10
11/11

5
Группирирование комнатных растений
12
2
10
18/11
25/11
2/12
9/12
16/12
23/12

6
Срезка и восстановление цветов
6
1
5
30/12
13/01
20/01

7
Формы растительного материала
2
1
1


8
Основы для флористических композиций и панно
8
1
7


9.
Законы композиции
2
1
1


10
Основы цветоведения
6
1
5


11.
Виды цветочных произведений
6
1
5


12.
Искусство оформления работ
8
1
7


13.
Итоговое занятие
2
1
1



Всего:
72
19
53


Учебно-тематический план


Контроль уровня обученности
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Оборудование
- учебные столы
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления)
- стеллажи для хранения детских работ, художественных и природного материалов, методического фонда
- механическое затемнение
- экран
Технические средства обучения
- компьютер
- мультимедийный проектор
Фильмы и СD
- Шедевры русской живописи
- ART история искусств
- Искусство аранжировки


Литература для учителя
1. Андреева Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии // Биология в школе. – 2012. - №2. – С.34-38
2. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./Авт.- сост. Е. Манжос.-М, 2000.- 432 с.
3. Биология: Ботаника: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.- 256.: ил. (я иду на урок).
4. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1999.
5. Виртуальная школа. Биология. Кирилла и Мефодия..- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
6. Выращивание цветов для себя и на продажу/ Составители: Н.В. Жуковская, В.П. Николаенко.- Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2001.-256 с.
7. Князева Т.П, Князева Д.В. Миллион цветов на вашем участке.- М.: ОЛМА Медиана Групп, 2010.- 208 с.: ил.-(цветоводство).
8. Культиасов И.М. Экология растений.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.-384
9. Комнатное цветоводство и фитодизайн./ сост. Н.И. Логачева.- Минск; совр. школа. 2009.-272с.
10. Д-р Д.Т. Хессайон. Все о комнатных растениях Expert Books 2000.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15