Технологическая карта урока по математике на тему Десятичная система счисления ( 5 класс)


Структура и ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельностиЛичностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного счета Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. 3 Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. определяют тему и цель урока. 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие заданий Организация и контроль за процессом решения задач. Работают в парах над поставленными задачами. 20 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 4 Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы класса в целом. Учащиеся сдают выданные задания. 3 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 3 Технологическая карта урока по математике
Учитель: Яблочкина Ольга Анатольевна, учитель математики МБОУ «СОШ №24» г.Северодвинска, Архангельской области
Тема урока: Десятичная система счисления
Класс: 5
Цель урока
Образовательная: познакомиться с системами счисления; сформировать умения работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.
Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля.
Воспитательная: воспитать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий.
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: доска, медиапроектор, презентация, задания для выполнения на уроке,
учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина , 2009. – 280 с.:.
Рабочая тетрадь .Часть 1, Часть 2. Математика. 5кл. к учебнику Зубаревой, Мордковича. 2013 -112с
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
регулятивными УУД
познавательными УУД
коммуникативные УУД
личностные УУД
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Вр Формируемые УУД
1.Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока.
1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельностиЛичностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного счета.
Устные упражнения
1. «Математическая разминка».
5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 * 5 + 5 = 30)
5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 * (5 + 5) + 5 = 55)
5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 * 5 * 5 – 5 = 120).
2. Сколько ушей у двух мышей?(4) Сколько лап у двух медвежат? (8)Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с рабочей тетрадью по 1 человеку от каждой команды. Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ. Рабочая тетрадь. Ч.1, стр. 12 № 22.
-4508510795 - устно выполняют предложенные задания.
(идет соревнования между колонками.)
- Ставят знаки действий.
- Работают устно по цепочке
- Записывают результат на доске
3 Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. - учитель задает серию вопросов, необходимых для:
1) формулирования цели урока;
2) прогнозирования содержания нового способа действий.
На доске записано высказывание: «Числа правят миром»
Пифагор
- Что можете сказать об этом высказывании?
(В начальной школе вы познакомились с записью чисел с помощью цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.)
- учитель предлагает вспомнить историю чисел с древних времен…
- Сформулируйте тему урока (Десятичная система счисления).
- Запишите тему в тетрадь.
Тема урока: Десятичная система счисления
– Чему мы должны научиться на уроке?
Цель урока:
Уметь записывать, пользуясь римской нумерацией, числа; работать с тестовыми заданиями; приводить и разбирать примеры
Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблицы. Анализирование полученных результатов
Познакомиться с системами счисления.
Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.
- Как вы думаете, где используют римскую нумерацию? (Сейчас римской нумерацией пользуются для обозначения юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.) - Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
- Слушают объяснение учителя
-Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока.
- Отвечают на вопросы 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.- Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее
4.Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие заданий - Давайте подумаем, как можно запомнить римские цифры?
1000 М Мы
500 D Dарим
100 C Сочные
50 L Lимоны,
X Хватит
5 V Vсем 1 I Iх.
- Каким правилом нужно следовать, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее?
(Для того, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее, нужно следовать основным правилам:
не ставить больше трех одинаковых цифр подряд
все цифры складывать
если младшая цифра (только одна!) стоит слева (перед) от старшей, её нужно вычесть из суммы)
- Подумайте, как записать римскими цифрами число 4? (IV=5 – 1 = 4)
- Работа с учебником стр. 8. № 3 (устно), №1
133350537210- Используя правило, запишите римскими цифрами числа 9, 14, 19. ( три ученика выполняют задания у доски, остальные в тетради) (проверка с помощью учебника на стр. 6)
- р.т. (с.12) №19, 20 (работа в парах)
- (Индивидуальная работа) Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами:
Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (III)
Сколько разбойников было с Али-бабой? (XL)
Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать? (VII)
- Чем отличаются записи чисел правого и левого столбцов ( задания №1 учебника) кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими? (в левом столбце в записи каждого числа используется только одна цифра, а в правом – от 3 до 6 разных цифр)
- Почему? ( 555: цифра 5 на первом месте справа означает единицы - разряд единиц, на втором десятки – разряд десятков, на третьем сотни – разряд сотен.
555=500+50+5=5*100+5*10+5
21590488315- Как можно назвать данную запись числа в таком виде? (сумма разрядных слагаемых)
- работа с учебником стр. 7 №2, р.т. (стр.5 №2)
- Подумайте, как можно записать число в виде суммы разрядных слагаемых двумя способами?
- Работа с учебником № 15
- РАЗМИНКА (учебник №9) , № 13 (взаимопроверка. Работа в парах), №14 (устно)Работают в парах над поставленными задачами.
При ответе проговаривается правило.
-три ученика выполняют задания у доски, остальные в тетради
-учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем проверяют верность выполненного задания
- Индивидуальная работа
- Учащиеся участвуют в беседе.
-учащиеся выполняют задание, затем меняются тетрадями с соседом по парте и оценивают друг друга. 20 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в парной работе.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5.Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
- Давайте немного отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)Руки за спину положим (руки за спину)Голову поднимем выше (поднять голову выше)И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)Подтянитесь на носочках столько раз,Ровно столько, сколько пальцев(Показали, сколько пальцев на руках)На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации,
самоконтроль, самопроверка Самостоятельная работа с проверкой на уроке.
Вариант I Вариант II
1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:
а) MMCCCXLII б)MMMCCLXX
2. Запишите число цифрами:
А) 305 тысяч 200;
Б) 408 миллионов 256 тысяч;
В) 29 триллионов 78 миллионов 1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:
а) MMCCXVIII б)MMDLXXX
2. Запишите число цифрами:
А) 604 тысячи 500;
Б) 205 миллионов 37 тысяч;
В) 37 триллионов 45 миллиардов
3. Для числа 36 738 513 807 263 3. Для числа 85 758 364 350 508
укажите: укажите:
а) старший разряд; а) старший разряд;
б) цифру разряда десятков б) цифру разряда десятков
миллионов; миллионов
в) разряды, в которых стоит в) разряды, в которых стоит
цифра 3. цифра 5.
4. Найдите значение выражения:4. Найдите значение выражения
А) 8+48:4; б) 14*3-11 А) 12*4+7; б) 77:7-5
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.
Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.
Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю. 5 Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); - учитель подводит итог урока. Система счисления – удобная, быстрая, помогает, считает, записывает.
“Счёт и вычисления – основа порядка в голове” (И. Песталоцци)
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Выставляет оценки Учащиеся отвечают на вопросы 3 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на урокеПознавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения дом.заданияУчитель Дает комментарий к домашнему заданию
Прочитать теоретический материал учебника стр. 6-7 §1
№ 5, № 13, № 12 – по желанию.
Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны римские числа» Учащиеся записывают в дневники задание. 2