Лобное место: «Планета друзей» для 1-4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная обшеобразовательная школа № 17»
муниципального образования города Братска
Лобное место:
«Планета друзей»
1-4 классы
Разработал:
Мельникова Л.О.,
педагог-организатор
2012 – 2013 учебный год
"Планета друзей".
Цели:
Определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном сообществе.
Создать кодекс классного коллектива.
Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.
Способствовать формированию у учащихся субъективной позиции в моделировании и построении жизнедеятельности классного сообщества.
Оформление:
1. Имитация костра (дрова, лампа, гирлянда)
2. Пословицы, поговорки, загадки о друзьях, дружбе.
3. «Парад планет»: название, население, правила взаимоотношений, события, решение конфликтов.
Форма проведения: лобное место
Время проведения: 23. 04. 2013г. в 13.00
Ход проведения:
Ведущая:
Добрый день всем! Мы собрались сегодня на традиционное мероприятие на нашем лобном месте, чтобы поговорить о дружбе в классе, о ее роли в жизни каждого человека.
Но для начала давайте представимся, сколько времени находится каждый класс на проекте «Дом – 17» (Каждый класс представляется, называя, сколько лет он находится на проекте)
По традиции давайте вместе споем песню: «Изгиб гитары желтой»
(Дети вместе с классными руководителями поют песню)
Ведущая:
На наших классных огоньках, беседах мы пытаемся каждый раз задумываться над очень важными вопросами, которые задаем себе: "Каким должен быть человек?", "Каким я должен быть?", "Конфликтный ли я человек?", "Что для этого я должен сделать?", "Должен ли подчиняться правилам поведения?", "Какими должны быть эти правила?"
Ведущая:
Видите, сколько вопросов. И они, конечно же, не случайны. Ведь человек живет среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими. Как оценивает себя и свое поведение. И подтвердить эту мысль хочется словами поэта А.Межирова, которые будут служить эпиграфом к нашему лобному месту:
Нелегок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей.
Ведущая:
Человек, живя среди людей, должен возлагать на себя определенные обстоятельства по отношению к окружающим. Он должен подчиняться правилам поведения в обществе. И как говорит Д.Леббок
"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами"
Вот мы с вами уже несколько лет живем одной семьей. По-разному складываются у нас взаимоотношения. Но до сих пор нет у нас свода правил жизнедеятельности в классном коллективе.
Я предлагаю вам создать сегодня свой кодекс отношений между членами нашего коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, мы проведем лобное место "Планета друзей".
Ведущая:
Игра.
Существует множество планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, т.е. выбрали с кем поселитесь на одной из планет. У нас также будет работать экспертная группа, которая будет обрабатывать сведения с ваших планет и поможет создать кодекс взаимоотношений между вами.
Начнем с упражнения-активатора. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки... Начнем с того, что вы придумаете название своей планете и расскажите о населении, которое населяет вашу планету. Хотелось бы, чтобы названия планет были связаны с теми нравственными понятиями, о которых мы говорили на классных часах, беседах.
Ведущая:
Итак, каждый класс представляет себя, название своей планеты, рассказывает о ее жителях.
Парад планет. (название, население)
(Каждый класс представляет свою планету, рассказывает о ее жителях)
Ведущая:
Вы хорошо представили свои планеты. Теперь вам предстоит доказать, что вы – достойные представители своих планет.
Ведущая:
Второе задание командам.
А теперь докажите, что вы достойные представители своих планет. Но прежде определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Эти правила должны вам помочь дружно выполнить задание. Приступайте.
(Каждый класс представляет правила взаимоотношений на своей планете. Обработка экспертной группой. Обсуждение.)
Ведущая:
Ребята, а какие вы знаете поговорки и пословицы о дружбе, о взаимоотношениях в коллективе?
(Каждый класс называет пословицы, поговорки, загадки о дружбе)
Ведущая.
Вы знаете, мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, что происходит на вашей планете.
(Классы рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на их планете. Обсуждение.)
Ведущая:
Разыгрывание ситуации.
У вас такие замечательные, идеальные получились планеты с удивительными взаимоотношениями. Но согласитесь, что на планете Земля каждый день случается несчетное количество конфликтов, ссор. Вот, послушайте, одну историю из жизни школьников. (Чтение рассказа О.Тихомирова «А вдруг»)
А ВДРУГ?..
С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.
Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.
Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет... Только вот что сказать? Больше недели, как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?». А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..
А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!».
Алеша сбавил, было, шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.
Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.
Она пошла тише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он догнал ее возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?». Алешка посмотрит-посмотрит и... А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились...
За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка, пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.
В большом доме был магазин «Одежда», Таня подошла к витрине и принялась разглядывать манекены.
Алешка подошел и встал рядом... Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась... «Сейчас что-нибудь сказанет», – подумал Алешка и, чтобы опередить Таню, проговорил:
– А-а, это ты, Шиба... Здравствуй...
– Привет, Вертишеев, бросила она.
Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины. Снова начал накрапывать дождь.
Ведущая: Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?
(Классы после обсуждения предлагают свои советы)
Ведущая:
Сформулируйте основные правила разрешения конфликтов на вашей планете.
(Каждый класс называет эти правила)
Правила разрешения конфликтов:
Ничего не начинай во гневе!Глуп тот, кто во время бури садится на корабль (И.Гаут).
Не будьте злопамятны.
Пожмите друг другу руки и забудьте о том, что было.
Прощать надо молча – иначе какое же это прощение.
Будь принципиален, но не борись ради принципа.
Чаще улыбайтесь.
Во всем надо знать меру.
Сказать правду тоже надо уметь.
Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям.
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умоляйте способности и возможности других.
Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
Проявляйте выдержку, овладевайте умением саморегуляции.
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, т.е. "встать на его место".
Не скрывайте доброго отношения к людям.
Не скупитесь на похвалу.
Будьте выше мелочных разборок.
Не судите, да не будете судимы.
Пользуясь правилами разрешения конфликтов, обыграйте ситуацию, как бы вы поступили или посоветовали поступить, если между вами (друзьями) произошла ссора.
(Классы предлагают пути выхода из сложившейся ситуации.
Слово экспертов.
1. Вы правильно все поступили. Как говорил М.Горький, «никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
2. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать?
3. Вот несколько нехитрых правил:
изучайте положительные эмоции (ведь веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно спокойный человек всегда привлекает);
улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой;
демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности;
называйте его по имени и так, как хочет он сам;
умейте слушать и распределять инициативу в разговоре;
говорите комплименты;
поддерживайте темы разговора, которые предложил сам человек.
Ведущая:
Спасибо экспертной группе за советы. Скажите, а можно эту технику общения вместе с выработанными вами правилами использовать у себя в классе, в школе, в обществе? А теперь скажите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно назвать «Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.
(Классы называют правила, которые необходимо соблюдать в общении и взаимодействии одноклассников)
Ведущая:
Ну а сейчас наступила пора подвести итог. Экспертная группа, обработав сведения с ваших планет, разработала кодекс взаимоотношений в нашем классе. Мы должны будем его утвердить, т.е. дать ему законную силу.
Кодекс отношений в классном коллективе.
Помни, что самоуважение – это, прежде всего, умение уважать других.
Тот хорошо себя чувствует в коллективе, кто заботится о самочувствии других.
Живи по совести всегда, помогай там, где беда.
Всегда поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Каждый в коллективе – твой одноклассник, и он должен быть уверен в твоем добром отношении к нему.
Помни, что чуткость и внимательность проявляется в умении видеть состояние другого человека и вовремя откликнуться на это состояние.
Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,Навсегда в себе пресечь безобразий странность.
Слов на ветер не бросать,Не дерзить напрасно,Никогда не унывать –Мыслить только ясно.
Достоинством гордясь,Собою не кичиться.А с ошибками борясь,Этике учиться.
Помни, что основа отношений в коллективе – доброжелательность. А доброжелательность – это умение расценивать поступок в благоприятном для него смысле.
Слово экспертам:
Эксперт:
Ребята, давайте жить в нашем коллективе по этому кодексу! Тогда будет крепнуть ваша дружба в классе, и никто не будет чувствовать себя одиноким, все будет ладиться между нами. Вы согласны?
Ведущая:
Вот и подошла наша встреча к концу. Вы создали кодекс взаимоотношений в классном коллективе. Но хочется, чтобы вы глубоко проникли в него не только в классе, но и вообще в жизни с окружающими вас людьми руководствовались этими вышеизложенными принципами, оценивая свое поведение и поступки.
Ведущая:
Закончить наше лобное место хочется словами «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Я думаю, что вы своими делами, поступками, поведением покажете, как умеете пользоваться этими правилами.
Ведущая:
Закончим наше мероприятие традиционной песней: «Оранжевая речка»
Приложение
Высказывания о нравственных понятиях: честь, советь.
Совесть
"Есть совесть – есть и стыд. А нет стыда и совести нет"
"Жить по совести всегда – это очень важно,
Помогать там, где беда, надо не однажды"
"Из пустяковой сплетни может родиться смертельная ненависть"
"Не надо сплетен, не будет ссор"
"Не забывайте, что в вас есть нечто более великое, чем вы сами. Не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке: недаром подлеца терзают угрызения совести. Не забывайте и о том, что даже, если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз" (Андре Моруа)
"Усилием воли заставляй себя трудиться на совесть"
"Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего" (Чингиз Айтматов)
"Совесть – лучший контролер"
"Быть хорошим – значит быть в согласии с самим собой" (О.Уайльд)
"Совесть – это зритель и судья добродетели"
"Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть – применение наших поступков к этому закону" (И.Кант)
"Чаще заглядывай в самого себя" (Цицерон)
Честь
"Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,
Навсегда в себе пресечь безобразий странность.
Слов на ветер не бросать, не дерзить напрасно.
Никогда не унывать, мыслить только ясно.
И достоинством гордясь, собою не кичиться,
А с ошибками борясь, этике учиться"
"Береги честь с молоду"
"Будь щедрым! Время не забудет хорошим словом помянуть
Того, кто сердце отдал людям"
"Красиво жить не просто звук пустой,
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой."
Правила разрешения конфликтов:
Ничего не начинай во гневе!Глуп тот, кто во время бури садится на корабль (И.Гаут).
Не будьте злопамятны.
Пожмите друг другу руки и забудьте о том, что было.
Прощать надо молча – иначе какое же это прощение.
Будь принципиален, но не борись ради принципа.
Чаще улыбайтесь.
Во всем надо знать меру.
Сказать правду тоже надо уметь.
Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям.
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умоляйте способности и возможности других.
Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
Проявляйте выдержку, овладевайте умением саморегуляции.
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, т.е. "встать на его место".
Не скрывайте доброго отношения к людям.
Не скупитесь на похвалу.
Будьте выше мелочных разборок.
Не судите, да не будете судимы.
Кодекс отношений в классном коллективе.
Помни, что самоуважение – это, прежде всего, умение уважать других.
Тот хорошо себя чувствует в коллективе, кто заботится о самочувствии других.
Живи по совести всегда, помогай там, где беда.
Всегда поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Каждый в коллективе – твой одноклассник, и он должен быть уверен в твоем добром отношении к нему.
Помни, что чуткость и внимательность проявляется в умении видеть состояние другого человека и вовремя откликнуться на это состояние.
Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,Навсегда в себе пресечь безобразий странность.
Слов на ветер не бросать,Не дерзить напрасно,Никогда не унывать –Мыслить только ясно.
Достоинством гордясь,Собою не кичиться.А с ошибками борясь,Этике учиться.
Помни, что основа отношений в коллективе – доброжелательность. А доброжелательность – это умение расценивать поступок в благоприятном для
Законы дружбы.
1) Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с ним радость и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – значит предать его.
2) Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3) Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4) Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради себя.
5) Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6) Подлинная дружба несовместима с расчётом.
7) Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт.
Пословицы и поговорки о дружбе
Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
Вместе и беда легче переносится.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Все за одного, один за всех.
Всяк дом хозяином хорош.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Для милого дружка и серёжка из ушка.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
Доброе братство милее богатства.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Друзья познаются в беде.
Друзья познаются в несчастье.
Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.
Знакомых много, а друзей мало.
И мудрому человеку совет требуется.
Каждый сам себе лучший друг.
Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.
Лучше вода у друга, чем мёд у врага.
Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
Лучше умный враг, чем глупый друг.
Любят того, кто не обидит никого.
Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
Не бросай друга в несчастье.
Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.
Не в службу, а в дружбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Неверный друг - опасный враг.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.
Один в поле не воин.
Один палец не кулак.
Одна пчела много мёду не принесёт.
С тем не ужиться, кто любит браниться.
С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Товарищ за товарища в огонь бросится.
Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Человек человеку - друг и брат.
15