Родительское собрание «Как помочь ребёнку любить чтение»

Родительское собрание «Как помочь ребёнку любить чтение»

Тест – анкета «Читательские умения ребёнка»


п/п
Вопрос
Выбрать вариант ответа:
Да

Нет

1
Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?



2
Способен ли их пересказать?



3
Возникает ли у ребёнка желание читать книги самостоятельно?



4
Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге?



5
Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?



6
Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?



7
Пытается ли ваш ребёнок «писать» собственные книги?



8
Внимателен ли ваш ребёнок (в течение 20 – 40 минут) во время вашего чтения ему?



9
Он аккуратно хранит свои любимые книги?



10
Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?



11
Он понимает смысл большинства сложных слов?



12
Чтение для него приносит удовольствие?



13
В разговоре он оперирует развёрнутыми односложными предложениями?



14
Ваш ребёнок способен пересказать то, что прочитал или услышал сам (в своём темпе)?



15
Ваш ребёнок с радостью учится читать?



16
Ваш ребёнок знает много стихов и песен?




Памятка для родителей
Читайте вслух с ребёнком не менее 10 – 15 минут в день.
Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга, что нового ребёнок узнал.
Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Памятка для детей
При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
Читай книгу постепенно. По страницам, по главам.
Помни: хорошая книга – твой лучший друг.

Условные обозначения.
Слова, на которые падает логическое ударение –
Соединение строчек, интонационный перенос +
Повышение тона
Понижение тона
В – вывод, умозаключение по произведению.
2. Паузы: – малая; – большая; – очень большая.
3. Темп: б. – быстрый; уб. – убыстрённый; н. – нормальный; ум. – умеренный; м. – медленный; зм. – замедленный.
4. Название – счёт до пяти
Красная строка – пауза, на счёт четыре
, – счёт один раз
. : ; – 1, 2
! ? – 1, 2, 3
_______________________________________________________________________________________

Вопросы для дискуссии с родителями - взрослыми.

Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые, стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера. Не выходя из дома, можно получить порцию удовольствий и развлечений.
Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

Уместен ли торг между родителями и ребёнком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен этот приём?

Почему ребёнок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил своё отношение?


Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

Важно ли читать с детьми вслух?


Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книги?

Как нужно относиться к комиксам?

Посвящение в читателей – школьников.

Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, зрители,
Дорогие родители!
Мы сегодня очень рады
Нашим мамам, нашим папам!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.

Если скуку ты оставил,
И сомненья позади.
Если с другом не лукавил, - заходи.
Если лень свою оставил,
Нарушенья позади,
То смелей, скорее в двери заходи!

Если всё у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда, -
Приглашаем вас сюда!
Гордые, нарядные мы идём по улице.
С добрыми улыбками все на нас любуются.
Провожать не надо нас! – мы сказали маме.
А в какой мы ходим класс, догадайтесь сами.

Посмотрите на меня!
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу.
И с ребятами дружу.

Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки и детсаду подарю.

9. Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у вас первый школьный праздник – «Посвящение в первоклассники». Месяц назад вы пришли к нам в школу, не зная её правил и законов. А теперь вы узнали школьные порядки, окунулись в море знаний, испытали первые трудности. И не дрогнули, не запросились домой.
10. День погожий, день весёлый,
Небо – золото и синь.
Белокаменная школа
Среди ёлок и осин.
Рядом – роща, рядом – поле.
Знают заяц и сурок,
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идёт (урок)


Стук в дверь. – Входите!

Входят Зайчонок, Бельчонок, Медвежонок.
- Здравствуйте, зверята!
- Здравствуйте, ребята!

Зайчонок: - А нельзя ли будет нас взять с собою в первый класс?

- Ну, если вы хотите
- Хотим! Хотим!
- Мы проверим ваши знания.
- Согласны! Согласны!

Зайчонок: - Мы выучили все цифры. Хотите послушать?

- Конечно, очень хотим.

Лисенок: - Похожа единица на крюк, а может на сломанный сук.

Бельчонок: - 2 – похожа на гусёнка с шеей длинной, клювом тонким.

Медвежонок: Цифра 3 – словно ласточка, смотри!

Зайчонок: - Гляди, 4 – это стул, который я перевернул.

Лисёнок: - На что похожа цифра 5? На серп, конечно, как не знать?!

Бельчонок: - Семь – точно острая коса. Коси, коса, пока роса!

Медв.: - Цифра 8 так вкусна – из двух бубликов она.

Зайч.: - А теперь пусть ребята скажут, на что похожи цифры 0, 6, 9.

Учитель: Молодцы, зверята! Цифры вы знаете, а считать умеете?
- это мы сейчас проверим. Кто будет решать задачу первым?

Зайч. – Я!
- Тогда слушай внимательно. Представь себе, что тебе дали 5 морковок. Одну морковку ты отдал Бельчонку. Сколько морковок у тебя осталось?

Зайч. – 5!
- 5?
- да 5!
- но почему 5? Ты же отдал одну Бельчонку?
- Я никому не отдам! Я сам морковку люблю!

- Ребята, правильно решил задачу? А сколько морковок должно у него остаться?
- Правильно, 4. С друзьями надо делиться. А тебе, Зайчонок, должно быть стыдно. А хотите послушать, как ребята научились решать задачи?

1.Пять ворон на крышу сели.
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
2.На поляне у реки

·Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?

3.На поляне у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше у осин он нашел еще один.
Ну – ка, кто сказать готов,
сколько крот нашел грибов?
4.Три ромашки – желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?


- молодцы, ребята. Вот так надо решать задачи, зверята, быстро, четко!
Я возьму вот эти буквы и из них сложу я слово. Вот уже и все готово.
Ну, Бельчонок, посмотри – что написано? Прочти!

Бельчонок: - хоть я маленький Бельчонок, даже утром и спросонок прочитаю лучше всех слово сладкое – «орех»!

Лисёнок: - каждый братец мой лисёнок слово вкусное такое прочитает без ошибки.
Ну, конечно, это – «рыбка»!

Медвежонок: - ха – ха – ха! Аж смех берёт. Где тут рыбка? Это – «мёд»!

- успокойтесь, успокойтесь! И пожалуйста, не ссорьтесь. Ребятишки, помогите, слово правильно прочтите (ШКОЛА)
- ну, что, зверята. Пора браться за учебу. Пойдете в лесную школу?
Игра на внимание: «Пожалуйста»!
Встаньте (пожалуйста), хлопните в ладоши, поднимите руки вверх, положите руки на плечи, улыбнитесь друг другу, садитесь.
- а сейчас расскажем всем, как научиться читать, что для этого надо знать.

1. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз.
А учитель учит нас.
2. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

3. Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать.
4. А согласные согласны шелестеть,
Шептать, свистеть,
Даже фыркать и пыхтеть,
Но не хочется им петь.

5. Мы знаем буквы, знаем слоги –
Умеем мы читать, считать.
И постепенно, понемногу
Мы все научимся писать.
6. Пра-пра-прадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй,
Он зовётся Азбукой.

7. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
8. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,-
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

9. Прочтёшь ты книгу о зверях,
Растениях, машинах,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах
10. Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.


- отгадайте загадку: знаю я чудесный дом, жильцов занятных много в нём.
Дом тот, друг мой, не простой: ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том карандаши и книжки.
Дружат и не тужат в нём и тетради, и альбом, и краски – шалунишки.
Этот дом вам всем знаком. Что такое этот дом?

Сегодня у нас сам портфель в гостях вместе со своими жильцами. Приветствуем их!

Я – портфель, чудесный дом!
Дружить я буду с вами.
Ну а мои друзья – жильцы
Пусть о себе расскажут сами.
Я – азбука. Учу читать.
Меня не надо забывать.
Меня изучишь и тогда
Ты безо всякого труда
Прочтёшь любую книжку.

Математика
Учись считать, учись решать,
И думать, и соображать.
Берись с умом за дело –
Решай задачи смело.
Пенал.
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.

Тетради бывают в линейку и в клетку,
Возьмите, ребята, себе на заметку.
Пишите в них ровно, опрятно,
Ведь это тетрадкам приятно.
Карандаш
Я родился длинный очень,
А подрос и стал короче!
Я товарищ верный ваш
Ваш помощник – карандаш.


- а вы умеете собирать портфель?
Проверим в игре «Собери портфель» (тетрадь, кукла, азбука, коньки, карандаш, ручка, игрушка, альбом, подушка)

- а помните свой первый урок в школе? Какие воспоминания остались?
Девочка расскажет о своём первом уроке и попробует оценить себя.

Я на уроке в первый раз.
Теперь я – ученица.
Вошла учительница в класс –
Вставать или садиться?
Мне говорят: «Иди к доске!» -
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке?
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица!
За партой правильно сижу,
Хоть мне и не сидится.

В самые первые дни вы узнали и первые школьные правила:
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай как заморский попугай.
Вставайте дружно всякий раз
Когда учитель входит в класс!
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними!
Но иногда бывает, к большому сожалению, и такое:

Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил:
Стал животным подражать – кукарекать и визжать.
Вот пришёл учитель в класс:
Кто к доске пойдёт сейчас?
А Кирилл Петров: «Ку – ку!
Гав – гав – гав! Кукареку!»
- кто кричит там, не пойму?
А Кирилл на это: «Му – у!»
Это ты, Кирилл Петров?
Ты сегодня не здоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это: «Бе –ее!»

Частушки на школьную тему.

- в школе самое главное – быть внимательным и дисциплинированным, помогать одноклассникам, быть дружными.
Вот мы сейчас проверим ваше внимание с помощью игры
«Это я, это я, это все мои друзья»

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, если согласны, а если нет, то хлопайте в ладоши.
- кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
- кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
- кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
- знает кто, что красный цвет – это значит, хода нет?
- кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- кто из вас не ходит хмурый, любит труд и физкультуру?
- кто из вас, хочу узнать, любит петь и танцевать?

Дорогие ребята, первоклассники! Вы сейчас показали, как вы много знаете, много умеете. Можете быть внимательными, дружными.
Я думаю, что вы достойны, быть посвящёнными в ученики и гордо нести это звание все 10 лет.
Наступает торжественный момент – принятие присяги.

Присяга:
Мы – первоклассники школы №5 клянёмся любить Родину (клянёмся)

Быть умными, добрыми, честными (клянёмся)

Быть активными и внимательными учениками (клянёмся)

Любить и беречь свою родную школу (клянёмся)

Стать хорошими людьми!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Слово для приветствия предоставляется родителям.
Детям вручаются дипломы.

А теперь мы не просто дети
Мы теперь ученики!
Звенит звонок всё громче, всё слышней.
И радостью душа переполняется.
Ты думаешь – распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются.

Звенеть он будет 10 лет подряд
Его услышав, люди улыбаются,
И расцветают лица у ребят,
Пришла пора, уроки начинаются.



Наказ родителей – взрослых детям – читателям.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515